- 2 -
Play
— Скажи, Эл, а ты довольна своей жизнью?
— Что за странный вопрос? Почему я должна быть ею недовольна? Король g1 — h1.
— Всё, что ты делаешь, это расследуешь преступления. Каждый день, одно за другим, почти что без перерыва. Уверен, за такой срок тебе уже приелось это занятие. Ладья f7 — с7.
— И да, и нет. Ты же знаешь, я берусь только за те дела, которые хоть чем-то могут меня заинтересовать. Раскрывать что-то банальное действительно скучно, плюс к этому, это, прежде всего, работа для полиции. Ладья a1 — b1. Знаешь, сколько запросов приходит мне от Интерпола и прочих служб? Изредка там действительно встречается что-то занимательное.
— Я понимаю, но я не о том. Король g8 — g7. Хотелось ли тебе заняться чем-то другим, а не расследованиями?
— Действительно странный вопрос. Расследования — это всё, что я умею, ты и сам это знаешь. Чем ещё я могу заняться? Творчеством? Поздновато кардинально менять род занятий. К тому же, творчество, неважно какое, это может быть литература, живопись, музыка или ещё что-то — это всего лишь своеобразный способ выставить собственную жизнь напоказ. Так или иначе, в твоих работах будет отражаться то, что происходит у тебя в душе.
— И?
— Представь, Бей, что вместо расследований мы с тобой занимались бы живописью. И что, по-твоему, могли бы создать парень, видящий срок жизни каждого человека, и девушка, равнодушная почти ко всему? Приплюсуй к этому наш цинизм и любовь к нестандартным экспериментам над ближними. И я сомневаюсь, что в итоге мы бы снискали успех.
— Есть разные ценители, Эл.
Pause
Не уходи, Эл.
Это повторяется каждую чёртову ночь, каждый чёртов раз, когда Эл даёт долгожданный отдых своему измученному бессонницей телу. Голос Бейонда преследует её во сне, стоит только закрыть глаза.
Эл раздражена и рассержена. На него, на себя и на собственное бессознательное, не способное выкинуть из головы одну-единственную фразу, произнесённую им в день их расставания.
Не уходи, Эл. Не уходи, Эл. Не уходи…
Когда, проснувшись, она, зевая, возвращается к работе, Ватари смотрит на неё грустно и сочувствующе, но не заводит разговор о её состоянии, не даёт советов, в которых она не нуждается, не пытается успокоить. Она ему благодарна и одаривает лёгкой успокаивающей улыбкой, которая даётся с большим трудом, потому что в мыслях стоит воспоминание о печальном и молящем взгляде больших тёмных глаз.
Эл в сотый раз проклинает своё решение уехать одной, но всякий раз останавливает себя, напоминая, по какой причине оно было принято. Чтобы избавиться от навязчивого наваждения, она с головой зарывается в работу, раскрывая дело за делом, находя убийцу за убийцей, вора за вором. И даже начинает испытывать что-то вроде удовольствия, когда представители разных стран благодарят её за работу.
Не уходи, Эл…
Голос Бейонда постепенно становится всё тише и тише, и Эл не может определиться, испытывает она в связи с этим грусть или же облегчение.
Наконец, спустя долгих полгода, в её сознании воцаряется долгожданная тишина, позволяющая посвятить себя без остатка работе. И в тот момент, когда она со свежими силами берётся за новое дело, до неё доходят новости, что Бёздей сбежал из приюта.
Play
— Что-то от тебя уже давно ни слуху ни духу, Эл. Ты даже задачу мне до сих пор не подкинула.
— Прости, Бей. Куча дел. И, кажется, их становится всё больше и больше. И, как ты сам понимаешь, у меня всё меньше времени на нашу с тобой игру.
— Между прочим, ты вполне могла бы доверить часть этих дел мне. Ты ведь не сомневаешься в моей квалификации? И, кстати говоря, …
— Знаю-знаю, мой ход. Ладья е1 — с1. И нет, я не сомневаюсь в твоих способностях. Но мы уже говорили об этом, и своего решения я не изменю.
— Слон f5 бьёт е4. Я уже говорил, что ты зануда? Если говорил, то повторяю. Плюс к этому, ты уже должна была понять, что так просто ты от меня не отделаешься.
— Почему ты не можешь просто жить, Бей? Мир не вращается вокруг меня, и в нем есть немало интересного.
— Смотря чей мир, Эл. И тот же вопрос я могу задать тебе. Почему ты не можешь всё бросить и начать жить?
— Я ведь уже говорила, я больше ничего не умею. И я уже прошла точку невозврата. Да и, в конце концов, моя жизнь не так уж плоха.
Pause
Незадолго до известия о побеге Бейонда из приюта Эл становится известно о смерти Артемиса, которого она не так давно официально назначила своим наследником, изрядно удивив всех.
Она не удивляется, лишь тихо вздыхает и успокаивающе прикасается к плечу Ватари. Она знает, что в случившемся есть доля и её вины, потому что Артемис, всегда морщившийся от отвращения при виде крови и нелицеприятных фотографий, меньше всего подходил на роль наследника L. В отличие от морально закалённого, прошедшего с ней огонь, воду и медные трубы Бейонда.
И, наверное, вот так уезжать и оставлять их один на один было слишком жестоко.
Дело Артемиса совершенно однозначно — самоубийство. И, смотря на фотографии, сделанные работниками приюта с целью передать ей для возможного расследования, Эл вновь ощущает укол несуществующей совести. Потому что Арти, добрый, отзывчивый и местами наивный Арти, всегда был привязан к своим странным друзьям. Несмотря на их нелюдимость и замкнутость в своём тесном мирке, он всегда старательно пытался их расшевелить, вытащить из скорлупы, в которую они сами себя загнали.
Эл это знала, однако её голос не дрогнул, когда она огласила имя своего преемника. Без малейшего колебания и зазрения совести она сделала Артемиса козлом отпущения и оставила на безжалостное растерзание своему бывшему напарнику.
Она почти не сомневается, что именно Бейонд вбил последний гвоздь в крышку гроба A. И закрывает папку с делом, откладывая его на дальнюю полку, после чего возвращается к своему компьютеру, выбирая среди бесконечных запросов новое.
Play
— Знаешь, Эл, мне тут в голову пришла занятная мысль.
— Мне стоит начинать беспокоиться? f3 бьёт e4.
— Ладья с7 — f7. Не думаю, что нечто подобное тебя обеспокоит, но… Как насчёт того, чтобы, когда придёт день твоей смерти, именно я отнял твою жизнь?
— Брось, Бей, ты ведь не убийца. Ферзь d3 — g3. К тому же, даже если бы я согласилась, ты же не можешь быть уверенным, что не умрёшь раньше меня. Ты сам говорил, что не можешь видеть свой срок жизни.
— b6 бьёт a5. Да, не могу. Но в таком случае у меня будет веский стимул не умирать раньше времени, не так ли?
— И чем же тебе так не угодила моя жизнь, Бей? Слон d2 бьёт а5.
— Всем угодила, Эл. Но, в отличие от остальных, я, по крайней мере, буду знать, чью именно жизнь отнимаю. Все знают L как гениального детектива, способного распутать любое преступление. Но никто не знает, что за человек L и какую жизнь ведёт. Никто не знает тебя так, как знаю я. И никто не сможет оценить твою смерть так, как оценю её я. И никто не отнимет твою жизнь так, как это сделаю я. Потому что ты заслуживаешь только лучшего.
— Знаешь, Бей, иногда я думаю, что Арти был прав, и мы оба действительно ненормальные. Иначе, почему я склоняюсь к мысли согласиться на твоё идиотское предложение, ммм?
Pause
Эл не удивляется, что расследования даются ей легко. Она не удивляется мотивам преступников, побудившим их нарушить закон. Она вообще редко интересуется причинами. Даже когда они работали в паре с Бейондом, её всегда больше занимал вопрос «Как?», в то время как Бёздей предпочитал разбираться «Почему?»
Эл удивляется раз за разом лишь тому, как легко играть на человеческих страстях и эмоциях. Не чураясь в расследовании никаких методов, она активно пользуется преимуществами своего пола. Природа не обделила её красотой, просто Эл обычно всегда нет дела до того, как она выглядит. Но, если того требуют обстоятельства, с виду нескладная, вечно скрытая под складками растянутой футболки и широкими джинсами пацанка легко превращается во вполне женственную особу с неплохой фигурой и довольно миловидным личиком, изменяясь столь кардинально, что изумляется даже Ватари.
И всё же она не любит подобные перевоплощения. И, когда дело заканчивается, и Эл вновь облачается в привычную одежду, она почти физически ощущает себя змеёй, только что сбросившей старую шкуру.
Иногда она представляет реакцию Бейонда, появись она перед ним вот так: в деловом костюмчике с иголочки, причёсанная и с размалеванным профессиональными визажистами лицом — и каждый раз прыскает в кулак.
Play
— Твои попытки скрыться от меня почти умилительны, Эл. Ладья f7 — f4. Я всё равно тебя найду, где бы ты ни пряталась и как бы ни пыталась обрубить все концы.
— С днем рождения, Бей. Извини, сегодня у меня нет настроения играть в шахматы. Отложим нашу партию ненадолго?
— Наши разговоры и так становятся всё реже и реже, а теперь ты ещё и отказываешься играть. Я тебя прямо не узнаю. Признавайся, куда делась та Эл, которую я знаю?
— Считай, что взяла отгул.
— И, мало того, я даже подарка никакого не получил. А я, признаться, так рассчитывал хотя бы на одну захудалую баночку джема.
— Хочешь, удивлю ещё больше, Бей? Как насчёт сегодня в пять часов встретиться у входа в Центральный парк?
— Так, пожалуй, мне стоит запастись святой водой… Ты определённо не в порядке…
— Не ты ли говорил, что в день рождения можно делать всё, что угодно?
— Но это мой день рождения, Эл.
— Ну, значит, я что-то напутала. Но предложение не отменяю. Должна же я как-то извиниться за отсутствие подарка.
— Учти, я возьму с процентами за те два года, что мы не общались после твоего ухода.
Pause
Когда неизвестный номер звонит ей, Эл в первый миг замирает в недоумении. Ей никто не может звонить, кроме Ватари. Но он здесь, рядом, буквально через стенку, и вряд ли бы он стал в этом случае пользоваться телефоном.
Эл думает секунды три, всё больше склоняясь к выводу, что её номер попал к кому-то по ошибке. Но потом, вопреки всякой логике и здравому смыслу, всё же отвечает на звонок.
Их телефонные разговоры нарушают все правила безопасности, и сам факт их наличия противоречит любой логике. Эл порой даже кажется, что никаких телефонных звонков нет и быть не может, и она просто медленно сходит с ума, а все эти разговоры с Бейондом звучат в её голове.
Но нет, они реальны. И происходят с завидной регулярностью, обдавая Эл восхитительным почти забытым чувством уюта и тепла, пробивая её ледяную оболочку и выворачивая душу наизнанку.
Эл рассеяна, она не может сосредоточиться на работе, уже в четвертый раз пытаясь сконцентрировать внимание на лежащих перед ней уликах. И Ватари, наблюдая это, ожидаемо недовольно хмурится, говоря, что Бёздей, мало того, что нарушает правила, так еще и не лучшим образом влияет на неё саму.
Но Эл его не слушает, наслаждаясь чувством умиротворения и какой-то странной удовлетворенности. До этого она не отдавала себе отчет в том, насколько она скучала даже по обычным разговорам, не говоря уж о большем. И сейчас яростно пытается заткнуть куда подальше здравый смысл, требующий немедленно прекратить их общение.
Они снова вместе, хоть и порознь. Их игра вновь продолжается, и Эл чувствует, как отступает тянущая её на дно болотной рутины скука, в которую постепенно выливается даже любимое хобби. Ей снова интересно, потому что ни один преступник никогда не сможет заинтересовать её так, как это сделает Бейонд. Потому что никто не знает её так, как он.
И Эл почти счастлива в эти редкие моменты.
Play
— Твои загадки становятся всё сложнее и сложнее.
— Разве от этого тебе не становится интереснее их решать, Бей? Продолжим нашу партию? Ладья с1 — е1.
— Ферзь с8 — а6. Это само собой, но… я каждый раз удивляюсь обстоятельствам убийств, которые ты для меня придумываешь. Честное слово, по степени изощрённости и жестокости ты дашь фору любому маньяку, Эл.
— Может быть. Слон а5 — d2. Но тебе ли не знать, что самые изощрённые преступники получаются из служащих правоохранительных органов? А вообще хотела бы я хоть раз столкнуться с таким делом, какие придумываю для тебя. Знал бы ты, как мне скучно, Бей… Наши разговоры — это единственная отдушина в череде бесконечных серых будней…
— Это намек, что мне следует звонить чаще? Ладья f4 — f7.
— Как раз наоборот. Если наши разговоры станут слишком частыми, они потеряют своё очарование и станут скучными и банальными. Пусть уж лучше всё остаётся как есть.
Pause
Она всегда краем глаза следит за ним. Она знает, что он отвечает ей ответной любезностью и следует за ней всюду, независимо от места её назначения: несёт ли её расследование в жаркие страны Африки, или в экзотическую Австралию, или в холодную Сибирь посреди зимы. Эл сама позволила ему. Покинув приют в одиночестве, она дала ему свободу выбора, на которую больше не влияло её мнение.
И сейчас, наблюдая, как тщательно Бейонд отслеживает её передвижения по миру, она принимает его решение и не препятствует ему. И неважно, как часто она встречается с недовольным взглядом Ватари и как часто собственный здравый смысл говорит ей, что ничем хорошим эта игра с огнём не кончится, Эл готова рисковать.
Она давно не чувствовала себя такой живой и ни при каких условиях не согласилась бы променять нынешние танцы на тонкой грани безумия на недавнюю замкнутость в глухой скорлупе отчуждённости.
Иногда, наперекор логике и осторожности, игнорируя висящую у неё над головой подобно дамоклову мечу кучу работы, Эл позволяет Бейонду уговорить себя оставить всё это на некоторое время.
Это опасно, риск будоражит кровь, и вся эта ситуация явно попахивает сумасшествием, но Эл поддаётся этому, вновь и вновь подтверждая давешние замечания Артемиса об их прогрессирующей ненормальности.
Когда они встречаются после вынужденной разлуки, Бейонд жарко целует её, не отпуская ни на миг, словно она может исчезнуть, и глаза его полны чистого незамутненного восторга, и Эл чувствует, как от его взгляда у неё перехватывает дыхание. Весь вечер они бесцельно шатаются по городу, с виду ничем не отличаясь от самой обычной влюблённой пары, коих в мире тысячи. А ещё они оба понимают, что эти прогулки для них единственная возможность попробовать побыть самыми обычными людьми, которым не нужно прятаться под огромным наслоением масок на все случаи жизни.
Наверное, их разговоры показались бы странными, если бы кому-то довелось их подслушать, но ни он, ни она понятия не имеют, о чём полагается говорить людям на свиданиях. Поэтому они говорят обо всём, что приходит в их гениальные головы, и с удовольствием наблюдают за кружащимся вокруг них в бешеном вальсе окружающим миром, в кои-то веки не ограниченным стенами приюта.
Ночью, когда за их спинами захлопывается дверь номера, который они сняли в первом попавшемся отеле под вымышленными именами, они наконец-то дают себе волю. И Эл, отбросив всякие сомнения, отдаётся во власть ощущений, позволяя Бейонду делать всё, что ему вздумается.
Позже она лежит, прижавшись к нему почти вплотную, лениво переплетая их пальцы, наслаждаясь им. Она жадно вдыхает его запах, проникаясь им каждой клеточкой своего тела, и засыпает, слушая, как бьётся его сердце.
Утром Эл просыпается затемно и, наскоро приняв душ, неслышно выскальзывает из номера, понимая, что, попроси он её остаться, она согласится с вероятностью девяносто пять процентов.
Как и ожидается, Ватари встречает её весьма выразительным взглядом, и Эл отвечает ему искренней улыбкой, с готовностью приступая к работе. И дела, до этого не вызывавшие у неё ни капли энтузиазма, внезапно начинают играть новыми красками и уже не кажутся банальными и неинтересными.