Ну, раз есть такая тема, поучаствую, пожалуй, ибо с соционикой знаком, хотя иллюзий по поводу того, насколько в ней соблюдается научная методология, конечно не испытываю.
Показати текст спойлеру
В этом смысле мне больше нравится типология Д. Кейрси, т.к. она все же имеет довольно широкое применение на практике, и стало быть, статистический материал для анализа, обратную связь итд.
В общем, мой кратенький обзор с комментариями.
ИЛЭ (Дон Кихот) - Альбус Дамблдор, Геллерт Гриндельвальд, Регулус Блэк, Билл Уизли. *Почему Дамблдор? Очень просто - вундеркинд с детства, нестандартно мыслящий, новатор (открыл 12 способов применения драконьей крови еще будучи учеником кажется), академически блестящий. Никаким этиком и тем более сенсориком (не от мира сего, вечно в облаках, мощная фантазия) он быть не может. Более того, нельзя не отметить его сложности в общении даже с близкими. А вот то, что к старости он набрался знания человеков и научился ими манипулировать, это скорее приобретенное, а не врожденное, как и сопереживание. А основа как раз осталась - логик-интуит как есть. Иррационал конечно - чего стоят его пренебрежение формальностями, шуточные тосты, полтергейст в школе...короче, Дон как он есть.
*Гриндельвалд - его тождик, только не свернувший вовремя с темной дорожки. Такой же вундеркинд, с протестом против общества, амбициозный и гениальный.
* Р.А.Б. - скорее потому, что он явно "раб идеи". Сначала готов отдать за идею все, а разуверившись, отдал все, чтобы противостоять этой идее. А так информции о нем почти нет, так что диагноз заочный.
* Билл - то же самое - вундеркинд, очень способный, при этом явный неформал.
СЭИ (Дюма) - Нарцисса Малфой, Рубеус Хагрид.*Нарцисса - а кто сказал, что все дюмы - душки? Если научить, будут и нос кривить. Другое дело, что она свое назначение мыслит в одном жена и мать. Главное в жизни - дом и семья. Ну и так баловать сына, сдувать пылинки...
*Харгид - ну тут понятно - базовая сенсорика - жизнь ощущениями, иррациональность и интроверсия также налицо. Этик - само собой - так любить зверушек и учеников, ну кто еще?
ЭСЭ (Гюго) - Молли Уизли, Людо Бэгмен.*Молли - тут понятно - явно эмоциональный, напористый, общительный персонаж. Всю семью строит, дисциплинирует, хоть и безуспешно. При этом четко различает своих и чужих, и просто так ничего не делает, и свой интерес никогда не забывает.
*Людо Бэгмен - ну думаю, сложно с кем-то спутать..."главное, чтобы все веселились!".
ЛИИ (Декарт) - Северус Снейп, Артур Уизли, Луна Лавгуд.*Все такие разные, да? Тут мы видим влияние условий на формирование характера.
Снейп - некоторые его типируют в максы (что странно, но как-то понятно), и даже в бальзаки, что вообще нелепо. Где вы видели бальзака, столь зацикленного на справедливости, одной женщине, аскетичного, равнодушного к удобствам и еде? Такой бальзак робеспьером и называется %) . В общем, маньяк-мономан, ученый, однолюб, и просто человек со странностями. Заметим также болевую сенсорику - острая реакция на давление мародеров, обида на несправедливость, искупление вины...
Артур - робеспьер в хороших условиях, с любящей семьей. На дистанции (в мин-ве) довольно холоден, зато дома - безобидный чудак и душка. И снова болевая экстр. сенсорика - не стеснялся высказывать начальству, за что и сидел на мелкой должности, хотя вообще, неслабый и умный маг.
Луна - ну это просто классика. Настолько в абстракциях, что ей откровенно пофигу на все материальное. А насчет антинаучности мышления - это не делает ее этиком. Быть логиком - не значит мыслить критически, этому учиться надо. А в семье шизотерика шизотериком и будешь, по крайней мере поначалу.
ЭИЭ (Гамлет) - Люциус Малфой, Барти Крауч-мл., Флер Делакур *Люциус - интриги, политика, ранжирование, манипуляции - в принципе, неплохой набор для гамлета. Плюс это еще выражается в отношениях с Драко, о чем ниже.
*Барти - то же самое - эмоциональность и умение манипулировать, вживаться в образ, сверхценная идея, отличная интуиция и скорость реакции.
*Флер - гамлетесса - это гамлетесса, роковая женщина, повелительница мужчин и истинная слизеринка. ;)
ЛСИ - (Макс) - Барти Крауч-ст., Перси Уизли., Винсент Крэбб.*Персонажи не зря похожи - тождики. Законники как они есть, всегда дисциплинированные, прилизанные, сверхисполнительные, абсолютные формалисты....и при этом карьеристы до мозга костей.
*Крэбб - малопонятный персонаж, но думаю, все же отсюда. На Молчалина похож, только тупой. Однако выгоды не упустит и пощады не знает.
СЛЭ (Жуков) - Аластор "Грозный Глаз" Грюм, Руфус Скримджер* А тут вообще надо прояснять? Оба идеальные силовики, хладнокровные и непредсказуемые. И если Грюм явно сенсорный подтип, то Скримджер - логический. Преподает кстати типично по-жуковски - бросить в воду и пусть выплывают. Практика, пренебрежение к теории, бдительность, боевой настрой, целесообразность и жесткость.
ИЭИ (Есенин) - Лили Эванс, Лаванда Браун.*Ну, мечтательные романтичные девушки. Идеал русской классики золотого века.
СЭЭ (Наполеон) - Сириус Блэк, Джинни Уизли.*Тоже не спутаешь. Кто тут звезда, кто номер один? Джинни в принципе может быть и гюгошкой, но не особо видно рациональности, да и сенсорика явно неслабая.
ИЛИ (Бальзак) - Корнелиус Фадж, Питер Петтигрю, Гораций Слагхорн, Том Риддл.* Первые два персонажа - явно деловой подтип, и довольно слабый темперамент. Нерешительны, склонны к колебаниям, подвержены силовому давлению, склонны к зависимости.
*Вторые два - тоже некое противопоставление - бальзак в тепличных условиях и бальзак в суровых условиях. На примере Слагхорна также видно отличие от квазитождика Снейпа - Гораций - сибарит, Северус - аскет. И в то же время Гораций, как и любой бальзак, не упускает случая устроиться поудобнее, не особо для этого утруждаясь, по возможности. Истинный слизеринец, в общем. Тем, кто счел его дюмой - это где вы видели такую "творческую этику", чтобы быть настолько эмоционально тупым, чтобы при рыдающем Хагриде рассуждать о цене яда акромантулов? Слагхорн эмоций не любит и всячески избегает.
То же качество кстати, делит и Том - он тоже явно интроверт, с отличным теоретическим мышлением и воображением (талант к магии сверх-выдающийся), при этом корректен, умеет интуитивно почувствовать человека, понравиться, произвести впечатление. Мизантропия ИЛИ тоже часто свойственна, как и замкнутость, и тяга быть "серым кардиналом". А типировать Волдеморта смысла в общем нет - он уже не вполне человек.
ЛИЭ (Джек) - Джеймс Поттер, Фред и Джордж Уизли.*Последние двое - определенно не Гексли, как многие считают. Их основа - деловая интуиция, они вполне напоминают того же Дж. Форда, кстати, и многих бизнесменов-изобретателей. Да они и есть бизнесмены-изобретатели. Причем в делах очень даже умеют проявить жесткость, когда необходимо. Если еще вспомнить, что джеки обычно - неистощимые оптимисты, шутники, электровеники - мы получим близнецов Уизли, да и Поттера-старшего тоже.
ЭСИ (Драйзер) - Гарри Поттер, Ремус Люпин, Седрик Диггори, Долорес Амбридж.*Гарри - всегда защитник, борец за справедливость. Интроверт, этик (отношение к людям и предметам чисто "нравится\не нравится", а не объективно от факта. Конфликтует со Снейпом - умело давит на болевую (хотя тот первый начал - просто так драйзер зла не затаит). И оба, как типы рациональные и обидчивые, старательно и упрямо придерживаются конфронтации.
*Седрик - честный, справедливый, прямой, ответственный. Думаю, сложно с кем-то спутать.
*Люпин - если Гарри скорее сенсорный подтип, то Люпин - этический. Склоняюсь к сенсорному, хотя может в принципе и достом оказаться. Вполне может. Но не хочется разбивать квадру мародеров ^_^ .
*Амбридж - да, не все
йогуртыдрайзеры одинаково хороши. Вспомним, что и Гиммлер был драем...
ЛСЭ (Штирлиц) - Гермиона Грейнджер, Минерва Макгонагалл.*Ну, про них едва ли не больше всех сказано. Прибавлю только, что они и впрямь похожи, ибо тождики. Да и в каноне как-то их сходство подчеркивалось.
ЭИИ (Достоевский) - Невилл Лонгботтом.*Только одного доста нашел. Ну разве что Люпин в принципе тоже может оказаться. А так да, эмоциональный, изначально закомплексованный, и болевая сенсорика...зато выучился стоять насмерть за добро. "из слабого выйдет сильный".
ИЭЭ (Гексли) - Драко Малфой, Нимфадора Тонкс, Рита Скитер.*Драко - да, а не Гамлет, как многие считают. Гамлет это что - умение играть на чувствах окружающих, как на пианино. А Драко именно что подражал отцу - своему кумиру, но получалось убого. Я даже думал, не есь ли он часом, влюбленный в отца и копирующий его, ожидая одобрения. Но все же он скорее экстраверт. На напа, как тоже писали, не тянет. его сенсорика явно демонстративная - вы где видели, чтобы нап расхныкался при первой же оплеухе? Вообще в этом смысле он скорее хвастун, а так слабак. Так что гексли он.
* Тонкс - ну это гексли сферическая в вакууме просто.
* Скитер - ну тоже. ИЭЭ еще "Журналистом" называют.
СЛИ (Габен) - Рон Уизли, Чарли Уизли, Виктор Крам.*Вот на примере Рона я долго офигевал, до какой степени нелепо можно типировать. Рон-гексли?! Это вы где у гексли видели "эмоциональный диапазон чайной ложки"? Чтобы гексли сказал "человек не может сразу столько чувствовать, он взорвется"? Зато на болевую этику эмоций это непрозрачно намекает. Версию с роном-доном я даже комментировать не могу. ну где он и где дон-вундеркинд...
И интуиция где, если он говорит о приземленных вещах, любит поесть, в квиддич погонять, и не фантазер вообще ни разу? Наконец, про этику - она у него типична для габена - не терпит эмоционального давления, резко и без слов уходит. Что мы и видим с Лавандой.
*Крам - то же самое. Интроверт, не любит внимания к себе, малоразговорчив - ему проще показать наглядно. чем сформулировать.
*Чарли - тоже молчалив и любит работать руками, а так мало инфы.