Целомудрие – главное достоинство девушки
Воспитание мужчины начинается, как это ни странно с воспитания девушки. В женскую природу вложена удивительно прекрасная добродетель целомудрия. О внутренней женской красоте, её духовной природе сказал Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях… Пройдет – словно солнцем осветит, Посмотрит – рублем подарит».
Об этом же апостол Павел, который был простым, неграмотным рыбаком, сумел найти поразительные и высокие поэтические слова: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»(1 Пет. 3. 3-4)
Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Эта нетленная красота драгоценна не только пред людьми, но даже пред самим Господом Богом!
О духовной силе этой красоты написал советский поэт Константин Симонов в стихотворении «Жди меня, и я вернусь». Приведем его заключительную строфу:
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Нельзя рационально объяснить, как, будучи неверующим человеком, К.Симонов мог признавать, что ожиданием можно спасти? Казалось бы, что для коммуниста, воспитанного на диалектическом материализме, это невозможно. Несмотря на это, Симонову, благодаря несомненному поэтическому таланту – дару Божьему, удалось проникнуть в факт духовной жизни.
Целомудрие, как и каждая добродетель, обладает творческой силой. Действительно, молитвой, чистотой, стойкостью, мужеством можно спасти не только своего суженого, но и Россию.
Хвала той, которая это понимает и хранит целомудрие как святыню, врученную ей Богом. Горе и беда той, для которой нечистая жизнь становится нормой. Такая если и пройдет, солнцем не осветит и рублем не подарит… Разве что долларом мутно-зеленого цвета.
Знакомо ли вам впечатление, которое производит росистый луг ранним летним утром? Восходит благодатное солнышко. На каждой травинке – капелька чистейшей воды, и в каждой капельке искрится и переливается солнечный лучик. Необыкновенная красота!
Такова сокровенная красота чистой женской души, которая возвышает и облагораживает тех, кто с ней соприкасается.
Продолжая наше сравнение, представим, что проехал грузовик и разбрызгал грязную воду из лужи. Тот же луг, та же трава, но не те капельки, они уже ничего не отражают.
В наше время так мало молодых людей сохраняет чистоту до брака, поэтому так много браков распадается. Современный человек гонится за удовольствиями, не думая о том, что брак – это труд, это ответственность, это воспитание детей, это необходимость обеспечивать семью.
Теперь у нас воспитание преимущественно женское, поэтому людей по-настоящему мужественных сейчас редко встретишь. Мало полноценных семей, но много распавшихся, треть детей рождены вне брака. Детей растят матери-одиночки, которые не могут правильно воспитать полноценного мужчину, а ведь нравственно здорового юношу воспитать труднее, чем девушку.
И получилось так, что мужчины отошли дальше от своего призвания, чем женщины. Природа мужская более подвержена разлагающему влиянию, чем природа женская. Преступность, алкоголизм, наркомания, сквернословие – все это присуще мужской природе в большей мере, нежели женской.
Женскую природу из нормы вывести труднее, но труднее и вернуть утраченное равновесие. Когда идеалом становится стремление к комфорту и наслаждению, а деньгами измеряют нравственность, тогда оказывается, что все напоказ и все на продажу. Целомудрие становится не только редким качеством, но даже и подвергается осмеянию.
Вот это – одно из самых страшных явлений нашей жизни. Трагично, если девушка, которая по своей природе должна быть хранительницей целомудрия, теряет представление о том, что это прекрасное и удивительное качество она должна беречь как зеницу ока, и поддается на дешевый обман.
Часто девушки по неопытности из-за «жалости» идут на грех.
Женская природа расположена к состраданию и жалости. Слава Богу! Конечно, стремление реализовать себя, создав семью, став женой и матерью, в сильной степени присуще женской душе, но нельзя же бежать вдогонку за своей природой. Поэтому любители полакомится «клубничкой» имеют возможность получить желаемое без всяких усилий: не вступая в брак, не принимая на себя никаких обязательств, не неся никакой ответственности. Установить с молоденькой женщиной на какое-то время близкие отношения, а потом бросить её, пусть одна воспитывает своего ребенка!
Тем не менее многие девушки надеются, что «он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне». Но есои такое желанное лакомство становится доступным, то отказаться от него может только либо дурак, либо благородный человек. Но дураков нет, а благородных людей мало.
Утрата христианских идеалов чистоты, целомудрия, верности началась уже давно, несколько веков назад. Еще Уильям Шекспир писал:
И добродетель в этот жирный век
Должна просить прощенья у порока.
Гамлет
И в наше время молодые люди не видят целомудрия ни во взрослых, ни в своем окружении, культуре. Согласно современным представлениям тут нет ничего особенного: «Все так живут, так все и поступают». Однако, это всего лишь самообман, далеко не все так живут и так поступают.
Наш великий соотечественник А.В.Суворов, которого по праву можно назвать рыцарем без страха и упрека, говорил: «Мне честь дочери дороже жизни и собственной чести».
Сейчас же взгляды прямо противоположные. Не только из нашего разговорного языка, но и из системы ценностей давно исчезли такие понятия, как «честь», и тем более «женская честь».
Девушки всегда осознанно или нет тяжело переживают от того, что не уберегли свою честь. Многие, думая, что они встретили любящего человека, обманулись и добровольно отдали себя на поругание. Ими воспользовались для удовлетворения своей похоти и своего мужского самолюбия. Каждый человек – неповторимая личность, единственная в своем роде. И как унизительно, когда девушки позволяют, чтобы ими кто-то воспользовался как объектом наслаждения или самоутверждения.
В современный язык прочно вошло слово «пользователь». Говорить о том, что данный человек – пользователь, например, компьютера, - значит говорить о его профессиональной принадлежности, а если он пользователь женской красоты и неопытности, то – о безнравственности, более того – о подлости.
Но и личной трагедией для юноши может стать то, что ему не встретилась на пути та, которую не склонить к греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь и свою чистоту, целомудрие и любовь, неповрежденными и нерастраченными вручила бы их своему мужу. Такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда.
Нельзя думать, что грешить можно безнаказанно. Нравственные законы столь же реальны и столь же объективны, как и законы материального мира. Они существуют и действуют независимо от того, признаем ли мы их действие и существование или нет. Содеянное зло неизбежно обращается против того, кто его сотворил. Об этом свидетельствует жизненный опыт многих и многих знаменитых и мало кому известных людей.
Как много встречается безнадежно поломанных судеб!
Теперь стала достаточно типичной картина: подросток бросает дом, школу и пускается искать несбыточного счастья, но через несколько лет, потеряв все – и стыд, и честь, и человеческое достоинство, а заодно красоту и свежесть молодости, остается в безнадежном одиночестве. Как ужасно, что эта неповторимая пора, которая естественным образом характеризуется чистотой сердца, оптимистической наивностью, радостью, поисками добра в мире, становится вопреки природе временем тьмы, пороков и смерти.
Широко известно горестное восклицание Есенина: «О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!»
Все растрачено, безвозвратно потеряно. Почему? «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть»(Иак. 1. 15). Здесь речь идет о смерти нравственной, которая может наступить раньше физической. Разврат убивает способность любить и всегда связан с цинизмом, который не щадит даже близких людей.
«У нее нет не только виллы, о которой она врала, но даже маленькой вилочки. Одни ножки, да и те старые», - так Есенин не постыдился написать своему приятелю об Айседоре Дункан, которую, казалось бы, любил.
«Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится», - говорил премудрый Соломон (Притч. 6. 32-33).
Массовая культура насаждает как идеал то, что порицал царь Соломон три тысячи лет назад. В результате снижается как нравственный уровень культуры, так и нравственный уровень самого общества.
Это можно подтвердить словами эстрадных песенок. Одна была популярна в 70-х годах, другая написана недавно.
«Я свою любовь сберегу,
Через реки перекину мосты,
Если только я поверить смогу,
Что идешь мне навстречу ты»
Лирический герой обещает сохранить свою любовь, если «дама его сердца» идет навстречу, а если нет – то, очевидно, ни любовь беречь не будет, ни мостов перекидывать.
Современная песня еще красноречивее. На смеси французского с нижегородским певец плаксивым голосом капризного ребенка обращается к дорогой:
«Шерри, как горько сидеть у закрытой двери.
Но я сижу, но я стучу, но я стучу, но я достучусь…»
Я своего добьюсь, но не интеллектом, не мужеством, не решимостью, не трудолюбием, а стуком. Не мужчина, не рыцарь, а стукач! Во что же мы выродились, если подобные произведения воспринимаются как имеющие право на жизнь и встречаются аплодисментами, а не тухлыми яйцами?
Нравственная деградация дошла до такого уровня, что любители расточать ласки вместе со стихотворным персонажем Н.Гумилева в свое оправдание могут сказать:
Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны.
Но в том-то и дело, что если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а её целомудрие. Девушка должна быть неприступной.
Вот тогда в мужчине проявятся его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, доброта и нежность… Он станет доблесным рыцарем, защитником женской чистоты и целомудрия. И он должен завоевать доверие и любовь, проявив качества не сластолюбца, а настоящего мужчины.
Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения и т.п., определяются чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.
Благодарную память о таких, казалось бы, малозначительных эпизодах сохранил и передал нам замечательный писатель Борис Шергин.
«…Царский чиновник едет мимо лодемских крестьян, сидящих на бревнах.
- Эй, борода!
- Все с бородами,- усмехнулись крестьяне.
- Кто у вас мастер?- сердится чиновник.
- Все мастера, кто у чего, - отвечают крестьяне.
- Я желаю купить здешнюю игрушку – кораблик!
- За худое понятие об учтивости ничего не купишь,- слышится спокойный ответ».
Православные крестьяне не стали топтать друг друга в конкурентной борьбе за рынок сбыта, а хранили свое достоинство, не уронив и человеческого достоинства неучтивого чиновника.
Знаток низменных сторон человеческой природы, фашистский идеолог доктор Й.Геббельс сформулировал принцип, который звучит так: «Человека дешевле купить, чем напугать». К счастью, этот циничный принцип нельзя считать универсальным, потому что нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя.