*Наконец-то погода порадовала студентов и профессоров Хогвартса первым снегом. Преподавательница изучения магических артефактов повторяла материал лекции, который собиралась зачитать студентам.
Это было непривычное занятие для Рин, однако и сам материал был не знаком девушке. Мифология – это явно не то, что она читает на своих занятиях.*
— Добрый вечер. Сегодня мы поговорим с вами о «зимних» сказках. Но для начала вспомним что такое сказки. Есть желающие?..
*Отсутствие поднятых рук и общая тишина стали ответом Мизуки.*
\\У них сейчас вообще преподают мифологию? Кто там профессор?\\— Ладно, что вы последнее проходили по мифологии?
— Классификацию. — *раздраженно пробормотала слизиринка у которой на свитере было вышито «330».*
— Ясно. Понятно. Спасибо. — *в голосе профессора Лаэн чувствовалось легкая нотка презрения.*
\\Богиня, куда от нас ушли Ирида и Сибил.\\— Ну не правда же! Про Грецию ещё было! Геракл! — *Этот возглас принадлежал рыжеволосой равенкловке.*
— Я смотрю, в прошлом году равенкловцы усерднее ходили на лекции, чем слизеринцы. Впрочем, греческие боги нам сегодня будут не столь необходимы, как скандинавские. Но! Для начала вспомним, что такое сказка.
Сказка — это один из жанров фольклора, рассказывающих о вымышленных событиях. Как правило, это предмет устного народного творчества. То есть они передавались из уст в уста, из поколения в поколение посредством рассказов и лишь потом, спустя столетия были записаны.
Одними из таких собирателей сказок были братья Гримм. Немецкие лингвисты и собиратели фольклора, Вильгельм и Якоб, ездили из одного немецкого поселения в другое, дабы собрать «жемчужины» народного фольклора и позже выпустить свой сборник «сказки братьев Гримм».
Именно в нём содержится интересующая нас сказка «Госпожа Метелица» или же фрау Холле.
— Как Хельга, да? — *с интересом спросила студентка Хаффлпаффа.*
— Да, вы молодец, пять очков вашему факультету. Мы детально разберем эту сказку, а также русскую народную сказку «Морозко», так как сюжет и смысл в них очень похож.
У вас на столах лежат обе эти сказки, я даю вам десять минут на прочтение.
*Дождавшись, пока студенты прочитают сказки, Лаэн продолжила.*
— Итак, сюжет «Метелицы»: две дочки, родная и приемная, первая страшная и ленивая, вторая красивая и трудолюбивая. Очевидно, что вторую не любит мачеха и всячески над ней издевается. Девушка вяжет на веретене, роняет его и в поисках попадает к фрау Холле, где остается работать на неё и за хорошую работу получает награду. Возвращается домой, мачеха отправляет «на заработки» свою родную дочь, у той привезти золото домой не выходит.
В «Морозко» главные отличия в том, что добрый и справедливый «судья» мужчина, что работу он девочке не давал, а лишь проморозив её холодом, наградил потом за то, что она не жаловалась.
Приступим к анализу! Итак, вопрос первый. Откуда такое обилие приемных детей? Причем у ребенка нет именно матери.
— О, и в «Золушке» же так же…
— И в «Красавице и чудовище»?..
*Лаэн немного послушала название сказок, в которых красивые трудолюбивые девочки остались без матерей и ответила на свой вопрос.*
— В те времена о развитии маггловской медицины не могло быть и речь. Поэтому не редко, если рядом не оказывалось толковой ведьмы-знахарки или колдуна, разбирающегося в родах, женщины умирали рожая.
Двигаемся по тексту дальше. Мы с вами с первых строчек понимаем кто в тексте хорошая героиня. Сказки транслируют нам модель «правильного» поведения для женщины. А именно: красивый внешний вид, трудолюбие, короткость. Главная героиня – жертва. Она не возмущается, не спорит с мачехой, а подчиняется ей, делая всё что велят. И так происходит до тех пор, пока справедливый судья извне не наградит её извне за страдания.
— Но это же неправильно! — *резонно заметила ещё одна слизеринская старшекурсница.
Лаэн была рада этому возгласу, но не выдавая своей радости задала следующий вопрос.*
— Почему?
— Этот судья может и не прийти…
— Именно. Магглы ищут справедливости у богов, у сил природы. Метелица, она же фрау Холле, она же Хельга – это скандинавская богиня, владычица подземного мира.
По сказке мы сразу видим, что она управляет погодой, насылает снег на деревни, но при более детальном анализе понимаем, что её возможности намного шире.
В «Морозко» сила деда очевидна, он раз за разом испытывает девушек насылая на них холод.
Также, очень важный момент, что эти три качества: красота, трудолюбие, короткость, сказки предлагают иметь именно героиням, а не героям.
— Вы так говорите, будто это плохие качества. — *Заметил темноволосый гриффиндорец.*
— Не плохие, однако это не та модель поведения, которую я хотела бы видеть у своих студенток. Раз за разом терпеть несправедливость, ничего не говорить, делать свою работу и не ожидать никакой награды. Разве это хорошо? Правильно?
— Но эти девушки были счастливы и получили свою награду.
— Это всё потому, что это сказка.
*Яростной дискуссии не суждено было состояться: колокол прервал занятие.*
Задания
- 1. Назовите имена братьев Гримм. (2 балла)
- Что, согласно лекции, случилось с родными матерями главных героинь? Что могло этому помешать (2 балла)
- Сказки — это, как правило предмет устного или письменного творчества? (1 балл)
- Хельга является владычицей какого мира? (1 балл)
- Кто из персонажей из лекции больше всего похож на вас? Своё мнение аргументируйте. (9 баллов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Ролевой отыгрыш. Студент-гриффиндорец остался после лекции, дабы продолжить дискуссию. Какие аргументы он будет использовать? Что возразит ему преподаватель? Постарайтесь сделать их диалог как можно более живым и интересным.
- Доклад. Патриархат. Минимальный объем — 1000 символов.
- Сочинение-рассуждение. Что послужило причиной именно такого набора красота, короткость, трудолюбие? Как вы думаете, актуален ли он для нашего времени или идеал девушки в современном маггловском и магическом мире выглядит иначе?
- Сочинение-рассуждение\Задание на фантазию. Что случилось бы с главными героинями, если бы справедливый «судья» не пришел бы? Нашли бы они силы в себе, дабы противостоять обидчикам самостоятельно? Своё мнение аргументируйте.
- Сочинение-рассуждение\Задание на фантазию. Почему братья Гримм стали собирать сказки? Какие мотивы, двигали ними? Своё мнение аргументируйте.
- Сочинение-рассуждение. Почему мачехи просто не отобрали награду за работу у падчериц? Может быть им кто-то помешал в этом? Своё мнение аргументируйте.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)