Модератори: Rosa Mirabila, Индифферентность.

  Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Стихии в алхимии, ч.1

, Для всех курсов

Теория стихий в алхимии. Часть 1

(Алхимия)
*Класс уже был полон учеников. За пару минут до занятия в кабинет зашла Вега Ростраль. Сегодня она была весела и бодра духом. Чинно следуя за ее спиной, по воздуху проплыла стопка книг и какие-то карты. В руках Вега несла странный стеклянный шар с огненными всполохами внутри, который примостила за алхимическую печь на лабораторном столе, подальше от студенческих глаз, пока книги устраивались на столе учительском. Женщина обернулась, окидывая взглядом учеников, и взмахом палочки приоткрывая окно.*
- Не правда ли, прекрасная сегодня погода? Так что не будем сидеть в духоте. И да, приветствую всех пришедших. Рада, что после первой лекции вы сохранили желание посещать эти занятия. Сегодня у нас довольно обширная тема, так что не будем терять время. Запишите ее пожалуйста. - *На доске появилась надпись:*

Стихии в классической алхимии

- Алхимия несколько по-разному развивалась в Европе, Китае и Индии, но учение о стихиях есть во всех направлениях, и отличаются они по большей части количеством элементов. Сегодня мы поговорим о классической, Европейской алхимии, и разберем все, что успеем. А что не успеем… Вы знаете, что готовить в качестве домашнего задания. - *Вега отчетливо услышала, как кто-то застонал, но не испытала ни капли сочувствия.* - //Алхимик должен стремиться к познанию. Вот и узнаем, кто стремится.//
- Стихии появились в алхимии благодаря античному философу Эмпедоклу. – *Женщина взмахом палочки переместила со стола на доску один из плакатов.*

user posted image

- Он говорил, что все состоит из четырех стихий, которые едины и неделимы. Они являются «корнями» всех вещей. Кто назовет эти стихии?
- Ну, огонь, вода, землях и воздух. - *Ответила девушка на первой парте. Профессор взмахнула палочкой, сменяя плакаты на доске.*

user posted image
Воздух
user posted image
Огонь
user posted image
Земля
user posted image
Вода


- Пять баллов Хаффлпаффу, мисс Картер. Это действительно были известные всем классические стихии. К слову, им посвящено огромное количество произведений искусства. На доске Вы видите их аллегорическое изображение кисти художника XVI вв. Джузеппе Арчимбольдо. Согласно алхимическим представлениям, из стихий состоит все, в том числе и человек. По Эмпедоклу, в составе кости, например, присутствовали две части земли и четыре части огня. Это не значит, что, если долго жечь землю, Вы сможете получить из нее кость, мистер Лайан. - *Окликнула профессор парнишку в гриффиндроской мантии, заметив его задумчивый взгляд, возникший после предыдущей фразы.* - Эмпедокл также считал, что существуют две силы, которые объединяют и разделяют стихии. Есть версии, что за силы?
- Хаос и порядок? - *С сомнением спросил упомянутый гриффиндорец.*
- Неплохая попытка, но нет. Еще варианты? - *Профессор оглядела класс.* - Нет? Что же, все одновременно проще и сложнее. Разделяющая сила – Ненависть, а объединяющая – Любовь. Или Вы думали, Альбус Дамблдор просто так говорил о силе любви? Не забываем, он был дружен с Николасом Фламелем и провел немало алхимических изысканий. - *Женщина оглядела класс. Большинство учеников с интересом внимали, что не могло не радовать.*
- Да, со времен Эмпедокла изменились очень многие представления, но любовь и ненависть – далеко не самые последние… «чувства» во Вселенной. И в алхимии. По Эмпедоклу все стихии изначально существовали в равновесной однородной смеси. Господство Ненависти приводит к разделению стихий. Именно этим философ объяснял появление океанов, атмосферы, земли. Благодаря же Любви разделившиеся стихии объединяются друг с другом во что-то иное. Но сейчас мы переходим к Платону. По-моему, учение Платона восхитительно! - //Кажется, я их напугала своей экспрессией. Поменьше надо восторги выказывать, видимо.// - Оно основано на соответствии стихиям правильных многогранников, известных людям того времени. Вероятно, именно оно является основой нумерологических расчетов в алхимии. - *По взмаху палочки плакаты на доске сменились.*

user posted image

- Стихия pемли по Платону соответствовала кубу, как наиболее неподвижному и устойчивому многограннику. Подвижная же вода ассоциировалась с наиболее способным к «качению» икосаэдром. Октаэдр являл собой воздух, так как Платон считал, что он движется в двух направлениях. И наконец, огонь представлялся чем-то таким разнонаправленным и остроугольным, как тетраэдр. Додекаэдр Платон считал наиболее близким к идеальной фигуре – шару – многогранником. Чему же соответствовал этот многогранник? - *Женщина кивнула немного неуверенно поднявшей руку студентке.*
- Возможно, эфиру или душе, профессор.
- Пять баллов Равенкло. Про такое понятие, как душа, не было точных упоминаний, а вот про эфир говорилось. Тут стоит упомянуть первоматерию. Первичная материя, являющаяся сущностью всего, что в трудах Платона, что у Аристотеля и его последователей, сама по себе не материальна. Материализуется она и обретает форму в стихиях. От соотношения стихий, заточенных в ту или иную форму, зависят свойства предметов. И тут мы, наконец переходим к Аристотелю. Именно он считается основоположником теории о стихиях-элементах в классической алхимии. Его портрет висит справа от доски. - *Женщина кивнула головой в нужную сторону. Пожилой мужчина в обрамлении тяжелой рамы задумчиво оглядел студентов, погладил бороду, и, подняв указательный палец на правой руке, будто отметив пришедшую в голову мысль, отошел что-то записать на пергаменте.*

user posted image

- Как видите, настоящий мыслитель. - *Улыбнулась Вега. Ей бы очень хотелось узнать, что эта легендарная личность периодически записывает, но упомянутая личность упрямо молчала уже… Да с момента появления этого портрета у Ростраль, лишь изредка вставляя ехидные комментарии. На древнегреческом. К своему несчастью, Вега знала греческий.* - //Не любит он меня, видимо. И чем не угодила?// - *Вега взмахом палочки прикрепила к доске очередной плакат.*

user posted image

- Вы видите знаменитый квадрат противоположностей Аристотеля. Философ говорил, что стихии характеризуются четырьмя качествами: теплотой и влажностью, холодностью и сухостью. Каждому из элементов свойственны два качества. Теплота и сухость характерны для огня, теплота и влажность – для воздуха, холодность и влажность свойственны воде, а холодность и сухость – земле. Свойства сухости и влажности, а также теплоты и холода противоречат друг другу. Поэтому у Аристотеля появились пары противоборствующих стихий. Какие?
- Огонь и вода, земля и воздух, - *Ответила девушка на первой парте.*
- Пять баллов Гриффиндору, мисс Керн. Стихии в этих парах не совпадают между собой ни по одному качеству. Представление об этих парах существует в алхимии и сейчас. Сложно себе представить, как можно совместить огонь и воду в одном флаконе, не правда ли? Только вот огненная вода тоже существует. А что это вы так улыбаетесь? Алкоголь, или спирт, что вернее, между прочим, был выделен именно алхимиками и является важным соединением в трансмутациях. - *Добавила Вега нарочито заумным тоном, заметив на лицах учеников веселые улыбки. Улыбки от ее комментария менее веселыми не стали.* - Ясно все с вами. Также имеется возможность превращения одного элемента в другой. – *Вега ненадолго призадумалась.* - Что еще можно сказать об элементах Аристотеля? Он выделил зоны влияния каждого из элементов. В его геоцентрической системе мира земля, очевидно, была в центре всего. Ближайший к земле слой был под «контролем» воды, выше – воздуха, еще выше – огня. Такое распределение основывалось на «весе стихий»: чем тяжелее – тем ближе к земле. К слову, Исаак Ньютон, сформулировавший закон гравитации, увлекался алхимией. В его заметках нашли огромное количество выписок из трудов алхимиков и философов, в том числе Аристотеля! Возможно, именно эта гипотеза Аристотеля и стала толчком к созданию закона притяжения? - *Вега с сожалением прервала свою восторженную речь, решив, что про Ньютона расскажет как-нибудь потом. Или не расскажет.*
- Аристотель был учеником Платона, и у него тоже был пятый элемент. Он так его и назвал – quinta essentia. Это был важнейший элемент, предположительно, эфир, из которого состояли все небесные тела. Часто его ассоциировали с душой. Именно он заполнял собой мир надлунный. Но в классической алхимии он не прижился, трансформируясь то в душу, то и вовсе растворяясь в ртутно-серной теории или же практиках внутренней алхимии. Само же слово «квинтэссенция» используется алхимиками, означая как вытяжку или экстракт из чего-то, так и саму суть, основной смысл, концентрат. - *Тем временем изображение на доске сменилось.*

user posted image

- После падения Римской империи и примерно до Средневековья развитие теории стихий-элементов в классической европейской алхимии несколько заглохло, а сама теория пошла в это время в гости к арабам. Вернулась она с дополнением от Джабира ибн Хайана и ряда других неизвестных алхимиков в виде ртутно-серной теории, которую мы подробно рассмотрим на одной из следующих лекций. Сейчас нам важно, что ртуть, серу и соль в некоторых трактатах начали причислять к элементам-стихиям. При этом сера вбирает в себя землю и огонь, а ртуть – воду и воздух. Мы это обоснуем при рассмотрении самой теории, но сейчас прошу запомнить, что классических стихийных элементов всего четыре: огонь, вода, земля и воздух. - //Так. Давненько я их ни о чем не спрашивала. Как бы не заскучали…// - У нас не остался не рассмотренным еще один довольно важный момент. Кто может предположить, какой?
- Парацельс и элементали? - *Скорее спросил, чем ответил слизеренец за второй партой, сидя над открытой книгой.*
- Десять баллов вашему факультету, мистер Грайн. - //Надо же, совести хватило смутиться. Ничего, способность воспринимать прочитанное, тем более у него там кое-что посерьезнее учебника лежит, уже заслуживает поощрения.//
*Женщина указала студентам на картину в красивой золоченной раме возле окна. На ней активно что-то строчил на пергаменте мужчина, посматривая на реторту перед собой, и совершенно не обращая внимания на студентов.* - Кто захочет, может потом подойти познакомиться. - *Сказала Вега.* - Но только когда он освободится.

user posted image

- Парацельсу приписывают создание концепции об элементальных духах. Это существа, являющиеся воплощением своей стихии и существующие, чтобы защищать стихию от людей. Ведь люди в большинстве своем, стремятся ее изменять и использовать ради наживы, разрушения или иных, не самых высоких целей. И именно ради защиты от подобных посягательств существуют элементальные духи. Парацельс их подробно описал в своей «Книге о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах», а также приписал соответствие каждого создания своей стихии. Так, нимфы, или ундины были воплощением воды; сильфы – воздуха; гномы, или же пигмеи – земли; а саламандры – огня. На самом деле Парацельс, вероятно, описывал реальных магических существ, которых считал родственными той или иной стихии, потому как приписывал им то желание сочетаться браком с человеком, то страсть к шоколаду. В то же время порождение чистой стихии, материализованное для ее защиты, вряд ли бы обладало подобными желаниями. Кроме того, не так уж очевидно, каких именно существ подразумевал Парацельс. Ведь нимфы на самом деле живут в лесах и охраняют деревья. Более всего описание нимф Парацельсом напоминает русалок – прекрасных женщин, часто с рыбьим хвостом, которые активно стремятся к браку с людьми. - *Профессор взмахнула палочкой, меняя изображение на доске.*

user posted image

- Хотя отнюдь не все русалки прекрасны для человеческих глаз, да и людей любят тоже не все. Кто же подразумевался под сильфами - до сих пор ведутся споры. Самые, пожалуй, распространенные предположения, среди тех, кого интересует эта тема – пикси и домовые эльфы. Но вполне возможно, что имелись ввиду какие-то совершенно иные создания. - *Рядом с изображением русалки появилось еще одно. На лицах некоторых учеников вспыхнула неприязнь.*

user posted image

- Узнаете? Да, это садовый гном. Именно о нем, судя по описанию, говорил Парацельс. Что же касается саламандр, то тут вопросы не особо возникали. - *После очередного взмаха с лабораторного стола прилетел принесенный в начале занятия полыхающий изнутри шар. Теперь студенты смогли рассмотреть внутри него огненную саламандру.*

user posted image

- Саламандра – вполне себе реально существующее магическое существо, абсолютно соответствующее описанию Парацельса. Все Вы наверняка видели его в своих каминах. Что же до нашего предмета, то алхимиков эти существа интересуют больше как источник ингредиентов. Еще иногда их используют в алхимических печах. Другое дело, что с Парацельса начались попытки создания элементалей стихий. Но это уже больше епархия магии стихий. Мы будем касаться ее только при изучении гомункулов. - *Женщина взмахнула палочкой, сменяя на доске изображение.*

user posted image

- Рассмотренные на лекции элементы являются в алхимии базовыми и, естественно, имеют свои символьные обозначения. Перепишите их себе, пожалуйста. Пятый элемент, квинтэссенция, хоть и редко используется, но обозначение имеет – буквы QE. - *Вега прошлась между рядов, разминая ноги и дожидаясь, пока закончат скрипеть перья.*
- Итак, из сегодняшней лекции вы должны вынести понимание нескольких основ теории стихий в классической алхимии:
1) Все состоит из первичной материи.
2) Первичная материя воплощается в четырех базовых элементах: воде, воздухе, огне и земле. Эти элементы не всегда материальны и чаще обретают материальность, только смешиваясь друг с другом в определенной форме.
3) Каждый элемент отвечает за свои свойства. Свойства предметов зависят от составляющих их элементов, и их соотношения.
4) Из одних элементов можно получить другие. По факту, это является основой трансмутации. Для получения из неблагородного металла золота надо лишь изменить соотношение элементов в его составе. И если не прибавлять при этом к субстрату других веществ, часть элементов должна трансформироваться в другие элементы.
*В этот момент прозвенел звонок.* - //И мы даже все успели.//
- В целом, на сегодня все. На следующем занятии мы рассмотрим китайскую и индийскую теории стихий. А пока заберите свитки с заданиями и можете быть свободны.
*Студенты принялись поспешно выходить из кабинета. Веге казалось, что она рассказывала, довольно простой материал, но для учеников, видимо, все было куда сложнее.*



Задания

  1. Согласно теории стихий, все состоит из стихий в разных соотношениях. Из каких Аристотелевских стихий (не забывайте, что их пять), по-вашему, состояли бы следующие тела:
    - яблоко;
    - тыквенный сок;
    - металлическая заколка для волос;
    - деревянная кружка.
    Почему Вы так считаете? А в чем какой стихии будет больше и почему? (Всего за задание можно получить 10 баллов)
  2. Как Вы поняли, какую роль играют стихии в алхимии? (5 баллов)

    Общий объем работы – не менее 700 символов.
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Доклад. Стихийная катастрофа. Выберите любое историческое событие, связанное с буйством одной из четырех стихий. Объем работы – не менее 1000 символов.
    1. Сочинение-рассуждение. В алхимии важнейшую роль играют внутренние трансформации человека. Как Вы думаете, есть ли соответствие между четырьмя стихиями и какими-то внутренними человеческими качествами? Может, чувствами или чертами характера? Почему? Объем работы – не менее 800 символов.
    1. Сочинение-рассуждение/задание на фантазию. Как Вы считаете, если все состоит из стихий в разных соотношениях, то какие силы их объединяют и разъединяют? Получиться ли это воплотить в алхимическом эксперименте? Если да, то как? Объем работы – не менее 800 символов.
    1. Задание на фантазию. Представьте, что встретили «сильфа», описанного Парацельсом. Почему Вы подумали, что это именно он? Это оказалось какое-то известное магическое существо или его еще никто не видел? Объем работы – не менее 800 символов.
    1. Ролевой отыгрыш. Парацельс за написанием «Книги о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах». Почему его элементали описаны именно так? Откуда в принципе взялась идея элементалей? Кем являются остальные духи? Объем работы – не менее 1000 символов.
    1. Творческое задание. Нарисуйте Саламандру в алхимической печи. Рисунок может быть выполнен от руки или с помощью графического редактора. Работа должна быть выполнена самостоятельно.
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Алхимия

Тест закрито 
Rosa Mirabila
Відправлено: Jul 14 2023, 17:42
Offline

Дарит путнику сладкий дурман...
****
Стать:
Магістр XI
Вигляд: --
Група: Викладачі Гоґвортсу
Повідомлень: 250
Користувач №: 197468
Реєстрація: 23-November 17






  i  

Лекция открыта для сдачи. Всем удачи =sunny=





 M 

Добавлен тест на 25 баллов. У тех, кто сдаст основное задание менее, чем на десять баллов, результаты теста будут обнулены


^
Rosa Mirabila
Відправлено: Nov 16 2023, 16:58
Offline

Дарит путнику сладкий дурман...
****
Стать:
Магістр XI
Вигляд: --
Група: Викладачі Гоґвортсу
Повідомлень: 250
Користувач №: 197468
Реєстрація: 23-November 17






  i  

Лекция открыта до конца года. Желаю всем удачи)


^
Рианнон
Відправлено: Jan 5 2024, 10:39
Offline

рид онли
****
Стать:
Великий чарівник IV
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 197
Користувач №: 199072
Реєстрація: 10-July 18





Здравствуйте, профессор, пожалуйста, скажите, какая ошибка в тесте
^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0700 ]   [ 25 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 11:59:49, 21 Nov 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP