*Профессор Вашингтон дремала на своем кресле, укутавшись в теплый плед. Тихонько рассаживающиеся по местам ученики, кажется, совершенно не потревожили ее сон – пока один из них нелепейшим образом не запнулся о стул, спровоцировав оглушающий грохот.*
*Женщина встрепенулась и приподняла бровь, осматривая класс. Для полноты комичности картины не хватало разве что стрекота сверчков. Откашлявшись, профессор поднялась с места, махнула рукой в сторону чайника, и положила плед на стул.*
*Наконец, она повернулась к ученикам*
– Приветствую всех на второй лекции по Мифологии. И хоть я хотела бы тешить себя надеждой, что вы поискали дополнительный материал и убедились в том, что мифы – это не просто сказки, что-то мне подсказывает, что это не так. Поэтому…
*Женщина хлопнула в ладоши, заставив нескольких учеников подскочить на месте*
– Поэтому сегодня мы с вами разберем связь мифов с нашим миром. Рассмотрим мифы и существ, которые нашли отражение в нашей жизни, чтобы скептиков уж точно не осталось. Как думаете?
*Возражений не прозвучало – хотя судя по виду учеников, спорить с энергично настроенным профессором в любом случае никто бы не решился.
На доске с резким звуком развернулся плакат, вновь напугав нескольких подростков.*
– Начнем с гриндилоу. Все ведь знают, кто это?
*Не дожидаясь ответа, профессор все же пояснила*
– Зеленые подводные черти, любящие хватать свою жертву и утаскивать на глубину. Кому-то, возможно, повезло познакомиться с этими существами на других занятиях, либо увидеть их в качестве охранников домов по ту сторону озера – Водяной народ держит их специально для этих целей.
Вдаваться в свойства гриндилоу я не буду, но замечу, что они нередко встречаются в маггловском фольклоре, и так же, как и в реальности, известны тем, что обожают хватать жертву под водой и утаскивать к себе, чтобы там задушить ее... В одном из графств, кстати, проделки гриндилоу вылились в миф о Зеленозубой Дженни – считалось, что жертв утаскивает в свою обитель болотная ведьма… и угадайте, на кого она похожа?
*В аудитории повисла напряженная тишина. С задних парт послышался неуверенный ответ*
– На русалку?
– Верно!
*Профессор улыбнулась той части класса, откуда был слышен голос, и изображение гриндилоу сменилось изображением зубастой девушки, отчасти смахивающей на русалку*
– Вообще-то, изначально в легендах Зеленозубая Дженни имела зеленое тело, длинные волосы, клыки, заостренные ногти… и ноги. Но в какой-то момент ей стали приписывать и рыбий хвост. Согласно поверьям, она любила топить маленьких детей ради забавы – этими байками припугивали детей, чтобы те не заходили далеко в воду.
Русалки, однако, подобной кровожадностью не отличаются, если их не тревожить – да и обитают слишком глубоко, чтобы до них могли добраться дети, однако случаи убийств в водоемах были. Исходя из сказанного и описаний жертв, я склоняюсь к тому, что виноваты в этом были именно гриндилоу.
*Вверх взмыла рука – профессор вопросительно посмотрела на желающего что-то сказать равенкловца*
– Профессор, вот вы говорите о том, что к мифам стоит прислушиваться, что они отражают минувшее и будущее, но ваши рассказы по большей части о том, что… магглы заметили что-то из волшебного мира и решили рассказать об этом. Разве пересказ уже известных нам фактов – повод воспринимать мифы всерьез?
*Ева задумалась*
– Вы задаете правильный вопрос. Да, действительно, пока что я рассказываю вам лишь то, что вы знаете и так… но делаю я это исключительно для того, чтобы вы поняли – в части этих рассказов пишут правду. Они основаны на произошедших событиях и стыкуются с нашей реальностью.
Однако далеко не всем рассказам можно найти подтверждение – и здесь и кроется суть… Когда у тебя есть понимание, что мифы – не выдумка, волей-неволей задумаешься, могли ли в самом деле происходить и иные события, правдивость которых мы уже не можем доказать?
*Женщина нервно прошлась вдоль парт*
– Я понимаю, что слушать маггловские сказки о том, что волшебники прекрасно знают и так, может быть скучно, однако это важно. Важно понять, что мифы создаются людьми, и они на чем-то основываются.
*Профессор остановилась*
– Думаю, впрочем, что уже на следующей лекции мы перейдем к тем мифам, которые покажутся вам куда более интересными – потому что их правдивости подтверждений нет. И даже более того… известно, кем они написаны – что редкость.
*Женщина взмахнула палочкой, заставив нагревшийся чайник наклониться и налить кипяток в чашку – последняя покорно подплыла к профессору в руки.
Сделав глоток успокаивающего напитка, мисс Вашингтон продолжила*
– Поговорим о куда более мирных и… близких нам существах – хоть и чрезвычайно редких. О фениксах. Вам наверняка приходилось слышать об этих величественных птицах, способных обращаться в пепел и восставать из него, о том, что их пение и слезы обладают уникальными эффектами, и да, один из фениксов даже обитает в кабинете нашего директора…
Но вернемся к мифам – первое упоминание о фениксе датировано пятым веком до нашей эры, когда историк Геродот увидел изображение птицы на фреске храма. Вид этого величественного существа впечатлил мужчину настолько, что он решил увековечить этот момент. Вживую, однако, птицу он не видел, да и, насколько нам известно, Геродот не был волшебником, так что…
– Насколько давно существовали фениксы? Ведь получается, что первое упоминание о них датируется куда более ранней датой, чем, например, записи о первой известной волшебнице, Клиодне. В каком виде они существовали, сильно ли изменились? В преданиях все однозначно сходятся на том, что своим оперением птица была схожа с солнцем – однако, по мнению скептиков-магглов, фениксы вовсе не живут сотни лет, а просто уносят тела своих родителей куда подальше и хоронят, а впоследствии занимают их место – так что подмены никто и не замечает.
*Кто-то в классе усмехнулся – а ведь ловко придумано, да и сама профессор не могла не отдать должное этой логике… если бы только волшебники не жили больше сотни лет, чтобы самим убедиться в приличном возрасте своих подопечных*
– Однако время поговорить и об исторических личностях. Все ведь едят "Шоколадные лягушки" и хоть раз находили карточку Николаса Фламеля?
*Класс дружно закивал*
– Так вот, вы удивитесь, но он известен и в маггловском мире. В свои юные годы он служил писарем в Париже и был ничем не примечателен, кроме того, что поколения соседей сменялись, а он в какой-то момент совершенно перестал стареть…
Подобное долголетие не могло не вызывать вопросы – в конечном счете, Фламелю пришлось инсценировать свою смерть в маггловском мире. Однако люди любят посудачить, и ему "посмертно" приписали секрет долголетия и бессмертия – его портреты и биографию вносили в книги, он какое-то время мелькал на первых полосах газет, и… легенда только становилась интересней и обрастала новыми подробностями, когда он то тут, то там изредка появлялся в своем родном городе.
В конечном счете, устав от излишнего внимания, он поселился на окраине Франции и скрыл свой дом чарами, чтобы его никто не потревожил. А после того, как гарант его долголетия, философский камень, оказался под угрозой из-за возвращения Темного лорда, он принял решение перестать принимать эликсир и унести его секрет с собой в могилу: вместе с супругой они ушли из жизни в возрасте более 600 лет.
Тем не менее, у него все же получилось себя увековечить – именами их семьи сейчас названа улочка в Париже. Иногда наши желания сбываются в очень интересной форме, не находите?
*Профессор подошла к своему столу и отхлебнула чай аккурат под звон колокола*
– Мы еще поговорим с вами о подобных случаях, когда реальные образы и легенды тесно сплетались между собой, а часть таких историй вы можете найти и сами в рамках своего домашнего задания. Взять только драконов, сфинксов, гиппогрифов, самые разнообразные образы эльфов, которые, пожалуй, наиболее полюбились магглам… Вы удивитесь, когда узнаете насколько же раньше о многих из них начали писать магглы… однако на сегодня это все.
Не забудьте записать домашнее задание.
Задания
- Как считаете, стоит ли придавать большое значение мифам? Почему?
- Какая из легенд (упомянутых на лекции), переплетающаяся с нашим миром, впечатлила вас больше всего? Свой ответ обоснуйте.
(Суммарный объем: от 500 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад.
Зеленозубая Дженни.
(Минимальный объем: 800 символов)
- Ролевой отыгрыш.
Вы – Николас Фламель, уже проживший более двухсот лет и обладающий популярностью во Франции, однако вам очень срочно нужно что-то там приобрести.
(Минимальный объем: 800 символов)
- Творческое задание.
Нарисуйте любое из волшебных существ, упомянутое в лекции.
Работа должна быть выполнена самостоятельно.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)