*Звёзды этой ночью и правда были очень хорошо видны на иссиня-чёрном небе. Генри Хирш мысленно поблагодарил метеорологов, предсказавших ясную погоду. Стоя на самом верху Астрономической башни Хогвартса, он много часов подряд провёл на открытом воздухе, изучая строение телескопа. Однако после бессонной ночи чувство благодарности сменилось усталостью и раздражением. И с чего бы ему благодарить кого-то? Взяв плащ и кейс, мужчина отправился на работу в Министерство, так и не выспавшись.*– Вот, сводил свою дочурку на матч, –
*начал рассказывать профессор, как только вошёл в класс. У него не было привычки оправдываться, но, взглянув на немногочисленных студентов, ожидающих начала урока, мужчина сразу решил пресечь все вопросы по поводу своего внешнего вида. Поверх привычной чёрной мантии на нём сегодня был надет шарф в бордово-золотую полоску.* – В этом сезоне «Пушки Педдл» играют свой первый матч. Пришлось утеплиться.
*Мужчина подошёл к своему столу, снял шарф и положил кейс. Замки щёлкнули, и Генри вынул оттуда прибор, очень похожий на маггловский бинокль.*– Мистер Хирш, вы захватили с собой омнинокль? –
*спросил кудрявый мальчик, улыбаясь и теребя точно такой же, как у профессора, шарф.*– Это базовая модель, самая простая, –
*вместо ответа сказал учитель и поставил омнинокль объективами вниз.* – Вы так быстро узнали прибор, мистер Барнс. Полагаю, вы знаете, как он работает?
– Ну, –
*замялся ученик,* – он увеличивает изображение, чтобы можно было лучше разглядеть вдалеке игроков.
– Вы описали результат работы прибора, но не саму работу. Впрочем, описали верно. Кроме мистера Барнса есть ещё желающие? –
*Но руку почему-то никто не поднял. Генри оглядел класс и взял мел. Быстро записав тему урока, мужчина принялся что-то рисовать. Через минуту студенты поняли, что в течение оставшегося времени за ними с доски будет наблюдать большой человеческий глаз. Перспектива вырисовывалась жутковатая.* – Работа волшебного омнинокля связана с преломлением световых волн и зрением человека. В окружающем нас мире существует множество подобных оптических приборов. Откройте учебники и запишите определение.
Оптика – это раздел физики, который изучает поведение и свойства света, а также инструменты, помогающие его зафиксировать, принять или передать. Свет – это электромагнитная волна, воспринимаемая человеческим глазом как спектр основных цветов (красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового).
|
– Из курса Целительской магии вы знаете, что человеческий глаз представляет собой сложный биологический оптический прибор. При помощи глаз мы видим окружающий мир, различаем цвета и их интенсивность, форму и объём предметов. Глазное яблоко состоит из множества слоёв, задача которых – направлять свет точно к зрительному нерву и с минимальными искажениями. Важную роль играет и мозг человека, которому приходится обрабатывать зрительные данные. Дело в том, что глаз у человека (как и у большинства живых существ) два, и с каждого поступает свой диапазон изображений. Задача мозга – соединить два световых потока в один, чтобы сформировать одно цельное изображение. Согласитесь, при здоровом зрении картинка не должна двоиться. Если человек начинает плохо видеть, значит, с его зрительным органом что-то не так. Многим выписывают очки, линзы в которых помогают правильно направлять свет, чтобы вернуть зрению чёткость.
*Генри отряхнул руки от меловой крошки и взял со стола омнинокль.* – Только после изучения строения и работы собственного глаза человек начал создавать приборы, имитирующие его. Так появились разные оптические приспособления. Первыми их начали создавать, конечно, магглы: бинокли, лупы, подзорные трубы, телескопы. Волшебники многое из этого переняли и смогли адаптировать под свои нужды. К примеру, вот это оптическое устройство, –
*и профессор вытянул руку с зажатым в ней омниноклем,* – практически полностью имитирует собой работу маггловского бинокля. Разберёмся, в чём разница.
Бинокль – (от латинского «bi» – «два», «oculus» – «око, глаз») маггловское оптическое изобретение, позволяющее наблюдать за удалёнными предметами двумя глазами. Бинокли бывают разных видов: театральные, астрономические, спортивные, стационарные, морские. Всё зависит от целей использования. Кроме этого некоторые модели могут быть оснащены дополнительными функциями: компасом, дальномером, функцией ночного видения.
Омнинокль – (от латинского «omnious» – «всевидящий», «oculus» – «око, глаз») волшебное оптическое изобретение, позволяющее наблюдать за удалёнными предметами также при помощи двух глаз. Омнинокли в магическом мире не разделены на виды. Зато есть два типа: омнинокль с двумя объективами и с одним.
*К вящей радости учеников человеческий глаз был стёрт с доски, а на его месте появилась схема, которую следовало зарисовать.*– Омнинокль, как и бинокль, состоит из двух параллельных зрительных труб. Каждая из них имеет две линзы: та, которую мы прикладываем к глазу, называется
окуляр; та, которая находится в дальнем конце трубы, называется
объектив. Внутри зрительной трубы находится сложная
система призм. Луч света из окружающего мира попадает в объектив, проходит через систему призм и под нужным углом падает на окуляр. Система призм помогает увеличить реально наблюдаемое изображение. Далее в работу вступает человеческое зрение. Глаза передают изображения с окуляров в головной мозг, чтобы тот сформировал цельный образ.
Работа омнинокля с одним объективом сложнее, ведь вместо двух линз свет ловит только одна, общая для двух глаз. Прежде чем передать изображение на окуляры, общий световой поток нужно разложить надвое, по количеству зрительных труб.
– У магических омниноклей тоже есть свои встроенные функции. И, надо сказать, по своей крутости они могут сравниться с современными маггловскими видеотехнологиями.
- Частичная видеозапись. Омнинокль имеет функцию короткой записи того, что он наблюдает. Это позволяет воспроизводить для повтора небольшие видеофрагменты на нормальной или замедленной скорости.
- Визуальный интерфейс. У прибора есть функция вывода на объективы (своего рода обзорный экран) краткой информации о предметах, которые попадают в поле зрения. Это упрощает процесс наблюдения, потому что перед глазами есть подсказки.
- База данных. Омнинокль может давать бегущий комментарий к событиям, которые наблюдаются в данный момент. Это возможно лишь тогда, когда внутри прибора имеется база данных, из которой и берутся необходимые сведения.
*Сложный и довольно тяжёлый предмет с множеством разных кнопок и шкал был убран в кейс. Профессор Хирш взглянул на часы и понял, что пора переходить к «тяжёлой артиллерии».* – Похожий оптический принцип реализован и в более массивных устройствах наблюдения, которыми пользуются волшебники. Я говорю о
телескопе и
луноскопе. Их вы довольно часто видите на уроках Астрономии
//ну и ещё, может быть, в классе Заклинаний//. Телескоп предназначен для наблюдения за небесными объектами в целом. Это универсальный прибор. Луноскоп годится только для наблюдений за Луной, спутником нашей планеты. У каждого прибора одна зрительная труба. И она гораздо больше по размеру, чем у омнинокля, так как внутри находятся линзы гораздо большего диаметра. Это позволяет приблизить даже очень далёкие объекты и детально их рассмотреть. С помощью линз и зеркал прибор улавливает свет, отражённый от небесных тел, и многократно увеличивает его мощность для получения крупной картинки. Изображения, наблюдаемые через телескоп, можно либо просто рассматривать глазом, либо колдографировать. Сразу скажу, что в нашей школьной обсерватории телескопы не оснащены функцией колдографирования.
*Мужчина вспомнил свою вчерашнюю бессонную ночь и скривился. Изучение рефракторов и зеркал в ночное время осложнялось отсутствием нормального источника освещения. Записи пришлось вести при свете волшебной палочки буквально на коленках.* – Более подробно о работе телескопов вы можете услышать в радиопрограмме «Научные факты», которая выходит по субботам. Мистер Уитман, советую вам побывать в гостях у вашей бабушки в ближайшие выходные, –
*резко сменив тему, сказал мистер Хирш, пристально глядя на одного из учеников. Студенты покосились на слизеринца, совершенно не понимая, каким образом бабушка этого парня связана с телескопами? Может быть, она раньше занималась Астрономией? Или в подвале её дома хранится парочка уникальных рефракторных линз? А тем временем мальчик перестал болтать со своей соседкой по парте и схватил перо.* – Ваше внимание я привлёк, мистер Уитман. Надеюсь, что вы поняли мой намёк и не разочаруете меня на следующем уроке.
*Дали звонок. Генри помыл доску и сложил вещи в кейс. Нужно было торопиться в свой офис, иначе дело о плюющемся кипятком чайнике могут отложить в долгий ящик. Ох уж эти волшебники-шутники. Порой складывалось ощущение, что некоторые из них совсем не дружат с головой. А ведь взрослые люди. Неужели не ясно, что струя кипящей воды может настолько сильно обжечь живые ткани, что человек может умереть не от ран, а от болевого шока?*– Не знала, что вы ходите на квиддичные матчи, профессор, –
*сказала девочка с Хаффлпаффа, подойдя к учителю, пока тот собирал вещи.*– Не знаю, зачем я вам об этом рассказал, мисс.
Задания
- Какие встроенные функции могут быть у маггловского бинокля и у магического омнинокля? Насколько они полезны для человека?
- Можно ли с помощью телескопа вести наблюдение за Луной? Почему?
(Общий объём работы – не менее 500 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение. Какую роль играют современные телескопы в жизни магглов? Для чего они используются?
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- Сочинение. Насколько удобен омнинокль для зрителя, который наблюдает за спортивной игрой, например, за квиддичем? Объясните.
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- Сочинение + доклад. Докажите, что микроскоп и кодоскоп тоже являются оптическими приборами? Приведите примеры их использования.
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)