*В отличие от предыдущих лекций, в этот раз занятие было поставлено на послеобеденное время. Юрата сидела за своим столом и увлеченно читала какую-то книгу, похрустывая яблоком.*
//Обалдеть, теперь она точно должна послать его куда подальше после всего, что ей пришлось перенести!//*Кабинет постепенно наполнялся студентами, многие из которых завершали свой обед. Мисс Морриган закрыла книгу и обвела взглядом класс. На подоконнике сидела милая слизеринка с черными как смоль волосами. Она пила воду из бутылки и щебетала с парнями, которые буквально с открытыми ртами впитывали информацию из её уст.*
//Какая прелесть, даже жаль их отвлекать.//*В ответ мыслям профессора пробил колокол, извещая всех собравшихся о начале занятия. Юрата применила к яблочному огрызку заклятие «Эванеско» и приступила к своей работе.*
– Добрый день всем, садитесь на свои места и начнем.
*Слизеринка элегантно спрыгнула с подоконника и села за парту, а её поклонники, немного расстроившись, что придется отвлечься от увлекательного разговора, неспешно направились к своим местам. *
– На прошлых занятиях мы обсудили физические свойства минералов и их взаимосвязь с магическими. Сегодня мы узнаем, как камни образуются, и на этом коротенький цикл лекций об общих свойствах камней будет закончен. Кстати, может, вы знаете какие-то?
*Сразу несколько учеников подняли вверх руку, Юрата дала знак рыжей хаффлпаффке, что та может ответить.*
- Горные породы возникают после извержений вулканов.
- Совершенно верно, пять баллов Хаффлпаффу! – Морриган улыбнулась девочке. – Кто-нибудь знает другие способы образования пород?
*На этот раз рук в воздухе уже было куда меньше, видимо, самый популярный ответ уже был озвучен. Профессор дала слову юнцу с зеленым значком на груди.*
- Еще некоторые породы образуются из останков умерших рыб и других морских обитателей.
- Ну, в какой-то мере, да. Что ж, не буду вас мучить дальше. Всего способов образования горных пород три: вулканический, осадочный и метаморфический. Вулканические породы бывают эффузивного образования и интрузивного, а осадочные – морского и терригенного. Много страшных слов, да? Сейчас разберемся.
*Волшебница подмигнула студентам, пытающимся записать совершенно незнакомые им слова, и взмахнула палочкой, заставляя мел вывести на доске классификацию горных пород по способу их образования.*
– У кого-нибудь есть идеи, почему такой скучной теме посвящено целое занятие в школе магии и волшебства?
*Большинство студентов подняли вверх руки, желая поделиться своими мыслями. Один из поклонников брюнетки со Слизерина решил не дожидаться разрешения на ответ.*
– Чтобы на следующую лекцию пришло поменьше людей?
– Да нет же, – возмущенно ответила блондинка с синей нашивкой на мантии. – Раз физические свойства влияют на магические свойства камней, значит, способ их образования тем более!
– Конечно, влияют, – профессор подтвердила теорию равенкловки. – Но как именно?
*На это раз желающих поделиться своими идеями было не так много, но это и не удивительно: Юрата устроилась в Хогвартс, чтобы научить студентов чему-то новому, а не устраивать дискуссионный клуб.*
– У каждого камня есть свои стихии, и определить их очень просто: надо лишь узнать, в каких условиях он сформировался. Кстати, это правило работает и в обратную сторону: определив, к каким стихиям относится камень, можно определить способ его образования.
//Или нет… Надо будет проверить эту теорию.//*Морриган на секунду другую задумалась, с каких пород лучше начать материал. Взглянув на классификацию, что висела на доске, она решила действовать по порядку.*
– Начнем с осадочных горных пород.
Осадочные горные породы – это такие горные породы, которые образовались в результате отложения или переотложения осадков. Ну, то есть, вот едете вы на море, а у моря берег и дно – песчаные. Песок – это осадочная горная порода, образуется он в результате того, что какие-то камни поблизости выветриваются, то есть разрушаются, то мелких частиц. Такие породы как песок, глина, известняк и мергель чаще всего являются породами
морского происхождения, так как образовались в океане. Например, известняк часто является большим скоплением обломков раковин и скелетов морских обитателей. А вот
терригенные породы образуются на суше. Чаще всего это обломочные породы, то есть результат разрушения раннее существовавших массивов. Например, если в каком-нибудь парке со склона на вас упадет камушек – это будет терригенная порода, называющаяся
коллювий. Точнее, правильнее это называть коллювиальными отложениями, потому что в термин «горная порода» мы уже вложили такие характеристики, как физические и химические свойства группы минералов. А они не изменяются от того, что от большого камня отвалился кусочек поменьше. Также к терригенным породам относятся речные отложения, такие как, например галька. Кстати, эти речные отложения называются
аллювий. Из группы отложений с одинаковыми названиями еще есть пролювий и делювий. Но что это такое уже вы мне расскажите в своих работах. Если захотите, конечно.
Осадочные породы были образованы под воздействием воды и ветра, поэтому они будут способствовать магии этих стихий. Однако эти породы будут абсолютно бесполезны против них. Дело в том, что камню абсолютно все равно, откуда идет энергия. Он её улавливает и либо усиливает, либо ослабляет. Осадочные породы ослабляют магию огня и никак не влияют на магию земли.
*Юрата не очень любила говорить об осадочных породах, поскольку они, по её мнению, были ужасно скучными. Ну вот что может быть интересного в глине? Однако, с другой стороны, она отлично знала магический потенциал песков, но сейчас об этом говорить было еще слишком рано.*
– Теперь давайте поговорим о вулканических породах.
Вулканические, или магматические, породы – горные породы, образованные в результате затвердевания магмы. Как уже сегодня говорилось, некоторые горные породы образуются в результате извержения вулканов. Такие породы называются
эффузивными. Но есть случаи, когда магма застывает внутри земной коры, не достигнув её поверхности. Такие породы называются
интрузивными. Одной из самых известных интрузивных пород является гранит, а эффузивных – базальт.
Несложно догадаться, что вулканические породы относятся к огненным, ведь они образованны из раскаленной магмы. Второй стихией у эффузивных пород является воздух, а у интрузивных – земля. Все эффузивные породы, так или иначе, в процессе образования контактируют с воздухом. Интрузивные породы – это застывшая магма внутри земной коры, это вулкан, который не добрался до земной поверхности, ему не хватило для этого энергии. Вулканические породы ослабляют магию воды.
*Похоже, сама того не подозревая, Юрата составила классификацию пород по принципу «от простого к сложному».*
– Ну и последний тип горных пород, который нам осталось сегодня рассмотреть, это метаморфические породы.
Метаморфические породы – горные породы, образованные внутри земной коры под действием высоких давлений и температур. К таким породам относится, например, мрамор. Когда-то давно он был простым известняком, но потом он оказался в условиях очень высоких температур и давления, в результате чего его физико-химические свойства изменились. Также можно сказать, что алмаз является метаморфизованным углем. Однако, лично мне пока неизвестны случаи, чтобы кто-то сумел создать алмаз в лабораторных условиях из угля. В прочем, это может говорить и о том, что для такого преобразования нужны такие температуры и такое давление, которые мы не можем даже себе представить.
Основная стихия метаморфических пород – земля. Считается, что вторая стихия метаморфических пород случайна, но я в это не верю. В отличие от остальных типов образования, метаморфизм имеет дело с уже готовыми породами. Например, мрамор известно, что он усиливает магии земли, что очевидно, и магию воды. На мой взгляд, в этом случае второй стихией стала именно вода, потому что «родительской» породой была осадочная. Эту связь между изначальной породой и второй стихией уследить очень сложно, поскольку далеко не всегда мы можем точно сказать, какой породой был тот или иной камень до того, как начался процесс его метаморфизации.
*До конца лекции оставалось буквально несколько минут, ведьма была довольна, что успела изложить весь запланированный на сегодня материал.*
– Но у любого правила есть свои исключения, правда, их разбирать мы с вами сейчас не будем. До новых встреч!
Задания
- Попробуйте подтвердить теорию профессора, что, зная стихии камня, можно определить способ его образования. Напишите, как могли образоваться камни со следующими свойствами?
1. Вода+Огонь
2. Земля+Воздух
3. Земля+Вода
4. Воздух+Вода
5. Огонь+Земля
За это задание можно получить 5 баллов. - Согласны ли вы с профессором, что вторая стихия метаморфических пород зависит от того, какая порода была "родительской"? Почему?
За это задание можно получить 10 баллов. - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение-размышление
Мисс Морриган в конце лекции упомянула, что у любого правила есть исключения. Подумайте, какие камни могут быть исключениями в данном случае? Почему вы так решили?
Приведите как минимум два примера.
- Доклад
Метаморфизм горных пород
Минимальный объем — 800 символов.
- Задание на фантазию
Придумайте три способа определения, какие стихии камень усиливает, а какие ослабляет. Подробно опишите их.
- Творческое задание
Море
Это может быть любое проявление творчества: рисунок, рассказ, стихотворение, фотография, легенда и т.д. Единственное условие — работа должна быть выполнена именно Вами. Если Ваше творение присутствует на каком-либо еще ресурсе, где я могу его обнаружить, укажите, пожалуйста, это в тексте работы.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)