*Сегодня на преподавательском столе красовался большой макет замка Хогвартс. Это была отнюдь не грубая модель: замок выглядел вполне реалистично. Всё до мельчайших деталей – окна, входные арки, башенки и галереи, ступеньки крыльца, ведущие в Главный Холл, а также круглые часы, расположенные в башне внутреннего двора, – всё было выполнено с невероятной тщательностью и детализацией. Особую атмосферу создавали яркие светящиеся шары, летающие вокруг миниатюрного замка.*Макет замка Хогвартс
– Ух ты, вот это да! –
*восклицали первокурсники, забегая в кабинет Искусств.
На перемене стоял обычный галдёж. Хорошо, что профессор успела скрыться за потайной дверью, ведущей в личные покои, где было не так шумно.*– Венди, иди скорее сюда! Тут целый Хогвартс в миниатюре! –
*в одни голос воскликнули близняшки Паркинсон, подлетая к профессорскому столу. Они только что положили свои сумки с учебниками на парты и махали кому-то в коридоре.* – Смотри, какие крохотные башенки. В них же наши спальни!
– Эй, дайте и мне посмотреть! Столпились тут… –
*жаловался угрюмый полненький мальчик.* – Можно подумать, одни гриффиндорцы ночуют в башнях, –
*мрачно добавил он, когда темноволосые близняшки, наконец, отошли от макета.*– Опять ворчит. Сколько можно?! –
*послышалось слева. Двое студентов Хаффлпаффа, Энди Райан и Хлоя Берримор, выкладывали на парту учебники и перья, то и дело бросая взгляды на мальчика.* – Эрни, не надоело ещё?
*Равенкловец от этих слов ещё больше насупился и, ясное дело, добрее не стал. Ребята пожали плечами.*– Поверить не могу. Мы что, снова будем изучать Хогвартс? –
*закатил глаза только что вошедший в класс слизеринец. Это был ученик пятого курса Грег Уорингтон. С замученным видом он плюхнулся на скамью в последнем ряду и откинул голову назад. Готовиться к уроку он, похоже, не собирался.
А тем временем раздались удары колокола, и урок начался. Профессор быстро вышла в класс, где уже собралось достаточно много студентов, и бросила тревожный взгляд на макет. Он всё ещё был цел, и она облегчённо вздохнула.*– Добрый день, ребята. Да, перед вами макет Хогвартса, –
*начала Эмилия Ван-Шаттен без всяких предисловий.* – И сегодня, на его примере, мы рассмотрим его архитектурные особенности. Надеюсь, что лекция не покажется вам скучной, –
*с этими словами профессор посмотрела на Уорингтона и молниеносно выхватила из кармана мантии волшебную палочку. Слизеринец даже подскочил от неожиданности. Наверное, подумал, что его сейчас заколдуют.* – Запишите тему в свои пергаменты. И начнём разбор, –
*велела ученикам профессор, взмахнув палочкой. На доске ровным почерком вывелись слова.*Архитектура Хогвартса
– Конечно, вы все знаете, что нашу школу основали более тысячи лет назад четыре величайших мага всех времён. Они решили собрать всех детей, рождённых с задатками волшебства, в одном месте, чтобы научить их премудростям магии. Но для начала нужно было найти место для новой школы, чтобы дети, учителя и другой персонал могли спокойно жить и колдовать, не опасаясь магглов. После долгих поисков подходящее место, наконец, было найдено. Им оказались живописные места в Шотландии (район Аргайлшир), рядом с лесным массивом у подножия горы Гоутфелл. Замок решили строить на возвышенности рядом с водоёмом, который впоследствии назвали Чёрным озером.
*Некоторые студенты слушали Эмилию, раскрыв рты, из чего профессор сделала вывод, что на уроках по Истории Магии им, по всей видимости, об этом ещё не рассказывали. Сделав какие-то пометки у себя в блокноте, она продолжила рассказ. Уорингтон на последней парте зевнул во весь рот.*– Изначально замок не был таким большим, как сейчас. Планировка была несколько иной, потому что многие постройки (башенки, переходы, мостики и лестницы, а также новые помещения) достраивались позднее. Кстати, где-то на третьем этаже школы находится одна волшебная карта, которую повесили на стену ещё Основатели. Хранится она под неразбиваемым стеклом и показывает все территориальные и архитектурные изменения, происходящие в школе со времени её основания и по сей день.
*Слизеринец немигающим взглядом уставился на преподавателя. Затем он судорожно схватил перо и принялся быстро что-то записывать. Его примеру последовали и другие ученики.*Готический стиль. Коридор второго этажа, Хогвартс
– Сейчас наш замок представляет собой старинное восьмиэтажное здание со множеством пристроек и переделок, возникших в разное время и по разным причинам. Любопытные ученики уже увидели всё это на макете, –
*и Эмилия ткнула палочкой в сторону своего стола, на котором возвышалась метровая громада.* – Хогвартс был построен в 10-ом веке. На данный момент это одно из старейших общественных зданий в Великобритании. Многие полагают, что единственной причиной того, что он ещё не развалился, является магия. –
*Эмилия заметила, как часть студентов недовольно хмыкнула, подвергая сомнению эту версию.* – Якобы заклинания, наложенные на школу, до сих пор поддерживают стены замка и его многочисленные башни, не давая им обрушиться. Но это лишь предположение. Лично я считаю, что школа цела потому, что строили её искусные маги. И строили очень надёжно.
– Правильно. Кто допустит халатность в работе, когда речь идёт о безопасности детей? О безопасности будущих волшебников? –
*задал риторический вопрос выпускник с Гриффиндора, Марк Эйвери. Его голос прозвучал громко и уверенно, а сидящие рядом с ним равенкловцы утвердительно закивали головами.* – Верно подмечено, –
*Эмилия сделала паузу.* – А теперь вернёмся к архитектурным стилям, которые мы изучили на прошлом уроке.
*Преподавательница постучала палочкой по доске, и перед взорами учеником предстала уже знакомая им классификация.*- Архитектура Древнего мира (от первобытного общества до X века)
- Романская архитектура (X—XII века)
- Готика (XII—XV века)
- Возрождение (Ренессанс) (начало XV — начало XVII века)
- Барокко (конец XVI — конец XVIII века)
| - Рококо (качало XVIII — конец XVIII века)
- Классицизм (середина XVIII — XIX век)
- Историзм (1830-е — 1890-е годы)
- Модерн (1890-е — 1910-е годы)
- Модернизм (начало 1900-х годов — 1980-е годы)
| - Конструктивизм (1920-е годы — начало 1930-х годов)
- Постмодернизм (с середины XX века)
- Хай-тек (с конца 1970-х годов)
- Деконструктивизм (с конца 1980-х годов)
- Дигитальная архитектура (с начала XXI века)
|
– Вы видите, что две строчки в ней подсвечены другим цветом. Прошу обратить на них особое внимание. Романский и готический стили превалируют в общей архитектуре Хогвартса, и лишь незначительная часть пристроек и отдельных помещений имеет черты более поздних стилей.
Акцио кресло!*Манящие чары тут же сработали, и волшебница, наконец, присела. Садиться за стол, где макет загораживал весь обзор, было бы неразумно, ведь тогда Эмилия не смогла бы наблюдать за группой студенток с Хаффлпаффа, оживлённо о чём-то перешёптывающихся в дальнем углу класса.*Романский стиль. Кабинет Трансфигурации, Хогвартс
– Школа была построена в 10-ом веке, и логично предположить, что за многие столетия своего существования она вобрала в себя черты разных стилей. Как же происходило их смешение? Дело в том, что каждый новый директор стремился внести свои коррективы в работу школы, которой руководил. Иногда это отражалось не только на правилах внутреннего распорядка или методах преподавания, но и на внешнем облике замка. Поэтому архитектуру Хогвартса нужно рассматривать как «слоёный пирог». Каждый новый слой – это черты нового архитектурного стиля, новые методы строительства, новые вкусы и предпочтения, а также банальная необходимость в новых помещениях, ведь штат школы со временем возрастал, да и количество учеников не убавлялось. Да, мисс... –
*увидев поднятую руку студентки, Эмилия разрешила ей задать вопрос.*– Муфалда Валентайн, –
*представилась старшекурсница, опуская руку*. – Я читала в «Магическом обозревателе Европы» о том, как строились известные маггловские соборы. Например, на возведение французского собора Нотр-Дам де Пари ушло 182 года, а кёльнского в Германии – больше шести веков. Рассматривая колдографии, я заметила странную вещь... –
*студентка закусила перо, явно задумавшись.* – Разные части зданий одновременно были похожи и не похожи друг на друга. Сначала я не поняла, почему так? Но вы сказали, что если строить или достраивать здание на протяжение длительного времени, то происходит смешение стилей. Выходит, за время строительства этих соборов успело смениться несколько архитектурных стилей, так? То же самое произошло и с Хогвартсом?
– Да, вы правы, –
*профессор была приятно удивлена тому, какое интересное наблюдение озвучила студентка.* – Названные вами маггловские соборы – это тоже «слоёные пироги». Спасибо, пять баллов Равенкло.
Элементы архитектуры замка Хогвартс
– А теперь подробнее о слоях нашего «хогвартского пирога».
- Романский стиль. Основан на идее «замок-крепость», где здание всегда строится на возвышенности, а значит, стратегически защищено от внешних угроз. Это суровый массивный стиль с толстыми стенами и узкими проёмами для окон, которые украшены ступенчатыми порталами. Особенностью считаются башни-донжоны и арочные проходы.
Где искать в Хогвартсе: внутренний двор перед башней с часами; крытая галерея (клуатр), ведущая к деревянному мосту; кабинет профессора МакГонагалл; площадка, где проводятся уроки полётов для первокурсников. - Готический стиль. Основан на том, чтобы придать массивной каменной постройке визуальную лёгкость. Это достигается с помощью высоких острых шпилей, стрельчатых арок, сводчатых крыш, контрофорсов и круглых окон-розеток, украшенных изумительными витражами. Стиль основывается на методе геометрических пропорций и использовании новой каркасной системы для распределения нагрузки потолков. Для этого стиля присущ богатый внешний и внутренний декор.
Где искать в Хогвартсе: лестница вестибюля перед входом в Большой Зал; Большой Зал; коридор второго этажа, ведущий в туалет Плаксы Миртл; коридоры, ведущие в башню Гриффиндора; Школьная Библиотека; Больничное крыло; музыкальный зал Хогвартса. - Неоготика. По-другому «новая готика», «вычурная готика», переосмысление средневековой традиции в 18-ом веке. Стиль зародился в Великобритании. В те времена по всей Европе стали реставрироваться старые разрушенные средневековые храмы. Архитекторы добавляли в старый стиль что-то новое, стремились ещё больше украсить и без того ажурное «каменное кружево» готики.
Где искать в Хогвартсе: Большой зал (реконструкция); кабинет директора. - Французский Ренессанс. Этот стиль также присутствует в общей архитектуре Хогвартса. Он схож в некоторых деталях с британской неоготикой. Основной смысл стиля – приукрасить то, что уже есть. Наверное, поэтому появились башни, украшенные маленькими башенками, зубчатые стены и навесные бойницы.
Где искать в Хогвартсе: кабинет директора, спальни учеников Гриффиндора и Равенкло.
*В классе, наконец, воцарилась тишина. Никто не возился и не шуршал, слышался только скрип перьев. Однако это состояние продлилось недолго: светящиеся шары, летавшие вокруг макета, стали схлопываться один за другим, выстреливая искрами. Видимо, заканчивалось действие чар. Студенты заулыбались, и профессору пришлось убрать их заклинанием Исчезновения. Покончив с этим, она продолжила.*– Далее мы поговорим об архитектурных особенностях факультетских гостиных. Не волнуйтесь, материал будет кратким. Я в курсе, что вы уже начали изучать это на Истории Хогвартса, –
*поспешила добавить волшебница, услышав возражения детей.* | |
Гостиная Гриффиндора | Гостиная Слизерина |
- Гостиная Гриффиндора находится во второй по высоте башне Хогвартса (после астрономической), на 7-ом этаже восточного крыла замка. Башня расположена на фасадной стороне замка, так как из её окон видны Запретный лес и хижина школьного лесничего. Внутри помещение напоминает старый рыцарский замок. Камин, гобелены, узкие высокие окна, похожие на бойницы, каменная кладка, минимум украшений. Романский стиль.
- Гостиная Слизерина находится в подземельях замка, за толстой стеной, которую многие ученики Хогвартса считают тупиковой. Гостиная уходит под Чёрное озеро. Из её окон можно увидеть подводные пейзажи водоёма. Интерьер украшен полукруглыми арками и колоннами, а также высокими арочными оконными проёмами. Во всём чувствуется роскошь и благородство. Здесь присутствуют черты романского стиля и стиля эпохи Возрождения.
| |
Гостиная Равенкло | Гостиная Хаффлпаффа |
- Гостиная Равенкло находится в третьей по высоте башне Хогвартса (после астрономической и гриффиндорской), на 5-ом этаже. Башня расположена с задней стороны замка, из её окон открывается вид на Чёрное озеро, Запретный лес, теплицы и поле для квиддича. Несмотря на заколдованный потолок, чья магия перекрывает строительные конструкции, а также витиеватые решётки на окнах, общий стиль гостиной можно отнести к готическому – типичному средневековому стилю замков Европы.
- Гостиная Хаффлпаффа находится в подземельях, если пройти по коридору, ведущему в кухни Хогвартса. Окна гостиной круглые и расположены почти на уровне земли, так что летом из них видны цветущие травы и проходящие мимо ноги людей, а зимой – сугробы снега. Общий стиль тяготеет к простому деревенскому. Особым элементом декора служит круг. Он встречается в форме оконных рам и дверей, а также предметов мебели.
*Как только ученики записали последние слова в пергаменты, раздался звонок с урока.*– На этом я заканчиваю наш урок. Мистер Уорингтон и мисс Берримор, подойдите ко мне и покажите ваши конспекты. Остальным – до свидания. И не забудьте записать домашнее задание.
Задания
- Какие особенности романского стиля есть у Хогвартса?
- Почему замок неоднократно достраивался, а его планировка менялась?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение. Как вы понимаете данное высказывание: «Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни»? (Джованни Лоренцо Бернини)
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Как вы считаете, должны ли гостиные факультетов отличаться друг от друга по стилю? Может, стоило создать их по какому-то единому макету, чтобы уравнять всех студентов? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Почему процесс строительства зданий в Средние века был настолько долгим, что один собор возводили десятками лет?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)