*Учебный год профессор Эмилия Ван-Шаттен решила начать с изучения одной из самых трудных тем. Заходившие в кабинет студенты видели, как волшебница пытается привести в порядок многочисленные записи и схемы, разбросанные на столе. Доска за её спиной была исписана названиями архитектурных стилей, а по бокам с трудом втиснулись колдографии разных сооружений магического мира.*– Проходим и садимся, –
*сказала Эмилия, как только раздался звон колокола. Она как раз успела сложить в высокую стопку схемы и чертежи и теперь, наконец, подняла голову, чтобы посмотреть на студентов.* – Рада видеть вас на уроке. Сегодня мы будем изучать, пожалуй, один из самых сложных видов искусства.
Архитектура в магическом мире
– Архитектуру по-другому называют «зодчеством», что в переводе означает «строить из камня/глины/кирпича», а строителей – «зодчими», то есть «каменщиками». Этот вид прикладного искусства очень тесно связан с наукой, так как без знаний математики (особенно геометрии), физики и химии ни за что не стать архитектором. В то же время строительство зданий невозможно без эстетического чутья и понимания прекрасного. Поэтому архитектура – это удивительное слияние материального и духовного, геометрического и эстетического. А теперь откроем учебники и запишем в тетрадь основной термин нашего урока.
Архитектура (зодчество) – пространственно-временной прикладной вид искусства, предназначенный для создания и организации среды для жизни и деятельности человека. Это наука строить и проектировать разные виды сооружений. Архитектурная среда – это совокупность зданий/сооружений на каком-либо участке. |
– В магическом мире огромное количество зданий, в которых живут и работают волшебники. Они построены из
разных материалов. Чаще всего это дерево, камень (мрамор, гранит, известняк), кирпич, реже – стекло, железо и бетон. Самым распространённым, конечно же, является камень.
- Камень. Древние и старинные здания, чаще всего, построены из камня, например, здания магических школ (Хогвартс, Дурмстранг, Ильверморни и другие), фамильные поместья (Малфой-мэнор), тюрьмы для волшебников (Азкабан, Нурменгард, Эркштаг), общественно значимые места (вокзал Кингс-Кросс, Министерства магии разных стран) и другие.
- Дерево. Деревянные постройки чаще всего можно встретить в сельской местности. Это пабы и кафе, деревенские дома, например, дома семей Уизли и Диггори, Визжайшая хижина в Хогсмиде, большинство домов в Годриковой Впадине, паб «Кабанья голова» и другие.
- Стекло. Этот материал для строительства зданий начали использовать сравнительно недавно. Имейте ввиду, что я сейчас говорю не про окна и витражи. Я говорю о том, что из стекла стали возводить отдельные части дома (купола, крыши, витрины) и даже здания целиком. Яркими примерами являются здания Магического Конгресса в Америке (небоскрёб «Вулворт Билдинг»), лондонский вокзал Кингс-Кросс и здание Министерства Магии во Франции.
*Профессор ткнула палочкой влево от себя, указывая на несколько колдографий с подписями.* | | |
Каменный Банк Гринготтс, Англия | Стеклянный купол здания Министерства Магии во Франции | Деревянная Визжайшая хижина, Хогсмид, Шотландия |
– Далее мы познакомимся с архитектурными стилями. Что это такое, вы можете прочитать на странице пятьдесят восемь.
Архитектурный стиль – совокупность определённых черт и признаков архитектуры. Он формируется в зависимости от времени, места, предназначения, конструкции и художественной наполняемости здания. Развитие стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. |
– Различные здания построены в разных архитектурных стилях. Каждый из них имеет свои особые черты и признаки. Каждый возник в определённое время и по определённым причинам. Рассмотрим
виды стилей по хронологии возникновения:
- Архитектура Древнего мира (от первобытного общества до X века)
- Романская архитектура (X—XII века)
- Готика (XII—XV века)
- Возрождение (Ренессанс) (начало XV — начало XVII века)
- Барокко (конец XVI — конец XVIII века)
| - Рококо (качало XVIII — конец XVIII века)
- Классицизм (середина XVIII — XIX век)
- Историзм (1830-е — 1890-е годы)
- Модерн (1890-е — 1910-е годы)
- Модернизм (начало 1900-х годов — 1980-е годы)
| - Конструктивизм (1920-е годы — начало 1930-х годов)
- Постмодернизм (с середины XX века)
- Хай-тек (с конца 1970-х годов)
- Деконструктивизм (с конца 1980-х годов)
- Дигитальная архитектура (с начала XXI века)
|
– Как видите, стилей очень много. К сожалению, мы не успеем изучить особенности каждого из них, –
*задумчиво произнесла Эмилия, оглянувшись на исписанную мелом доску,* – но о некоторых постройках магического мира и их принадлежности к определённому стилю я всё же расскажу.
- Волшебный банк Гринготтс. Это массивное каменное сооружение в самом центре Косой Аллеи (Лондон, Англия) всем своим видом говорит о могуществе и великолепии. На это указывают круглые колонны на крыльце и внутри банка. Строгая симметрия пространства намекает на принадлежность этого здания к классическому стилю.
- МАКУСА. Здание Магического Конгресса (Нью-Йорк, США) было построено в начале 20-го века. Этот удивительный ансамбль бетона и стекла возвышается на 241 метр над землёй и входит в состав пятидесяти высочайших небоскрёбов Америки. Новые материалы и технологии строительства относят это здание к модернизму.
- Годрикова Впадина. Этому поселению в Шотландии больше лет, чем нашему замку. Возникло оно ещё до основания школы Хогвартс и было названо в честь родившегося там Годрика Гриффиндора. В каком архитектурном стиле была построена деревня, сказать почти невозможно: слишком мало исторических сведений. Да и отследить стилевые черты в сельской местности куда сложнее, чем в городской монументальной архитектуре. Однако с 16-го века отличительной чертой Впадины становится фахверковый тип строительства зданий. Это каркасный вид конструкций, где несущей основой служат вертикально установленные балки и столбы. Они видны с наружной стороны дома и придают зданию характерный «геометрический» вид.
|
Фахверковый тип. Дом семьи Поттеров, Годрикова Впадина, Англия
- Хогсмид. Почти все здания были построены в 12-ом веке и имеют характерные черты готического и викторианского стилей. На это указывают вертикальная ориентация домов и оконных проёмов, заострённые крыши, арки и сводчатые потолки, например, в баре «Три метлы» или в совятне. Часть домов построена из дерева, часть – из камня (например, многочисленные магазины).
- Провинциальные дома. Сюда можно отнести большинство построек Литтл-Уингинга (графство Сюррей, Англия), Паучьего тупика в Коукворте, Бадли-Бэббертона и Литтл-Хэнглтона. Все они двух- или трёхэтажные, с треугольными крышами, построены из камня или кирпича. Это типичные представители средневековой английской архитектуры.
- Малфой-мэнор. Этот старинный фамильный особняк, расположенный в графстве Уилтшир (Англия), представляет собой четырёхэтажное здание с небольшими башнями по периметру. Он был построен примерно в 11-12 веках, где гармонично смешались романский и готический архитектурные стили.
- Вокзал Кингс-Кросс. Был построен в 1852-ом году. Отличается тем, что прямоугольный фасад здания имеет две полукруглые арки, за которыми тянутся два параллельных друг другу свода. Эти своды полностью выполнены из стекла и металлических конструкций. Здание вокзала лишено каких-либо элементов декора и, скорее всего, тяготеет к минималистическому историзму.
|
Вокзал Кингс-Кросс («Перекрёсток королей»), Лондон, Англия
– Но профессор, –
*задал вопрос парень с Хаффлпаффа,* – откуда вообще берутся здания в магическом мире? Кто их строит? И как?
– На самом деле, это хороший вопрос, –
*кивнула Эмилия.* – Но, думаю, вам лучше посетить лекции предмета Магический мир, где профессор подробно рассказывает о волшебном строительстве. Скажу только то, что изначально здания строились совместно с магглами. Те были сведущи в математике, химии и физике, поэтому именно они разрабатывали планы зданий, подбирали материалы, придумывали разные архитектурные решения и занимались непосредственно самим строительством. На долю волшебников приходилась, в основном, защита сооружений с помощью разных чар. Они помогали защитить здание от разрушительной силы войн или стихийных бедствий, спрятать его от нежелательных глаз, придать ему крепость или повышенную устойчивость, расширить или сжать внутреннее пространство и так далее. Однако такое сотрудничество продлилось недолго, только до начала 14-го века. Из курса Истории Магии вы знаете, что в это время магглы отделились от волшебников и объявили гонения на ведьм. По всему миру зажглись костры Инквизиции.
С тех пор у волшебников был не слишком широкий выбор: либо постигать маггловские науки и учиться строить здания самим, либо переселяться в уже готовые здания, построенные магглами. Вот, например, здание нашей школы совершенно точно построено только волшебниками. А вот здание, в котором находится больница святого Мунго в Лондоне, явно маггловское. Если вы помните, это простой магазин со стеклянными витринами на Олд-Стрит, который волшебники заняли под магическую лечебницу, окутав его облаком барьерной магии.
*Профессор взглянула на часы. Оставалось ровно десять минут до звонка.*– И последнее, о чём я хотела вам рассказать, это о
видах магии, которые применяются к зданиям в магическом мире:
- Защитная магия. В основном, она нужна для того, чтобы сделать каркас здания более прочным и устойчивым к внешним факторам или стихийным явлениям (например, замок-школа Махоотокоро в Японии, которая находится на склоне потухшего вулкана).
- Метаморфная магия. Внутренний и внешний облик зданий может меняться по желанию хозяев. Если мы говорим о внутреннем облике, то магия будет искажать только интерьер, например, коридоры могут становиться тёмными и узкими, комнаты становиться больше или меньше по размеру (например, Выручай-Комната в Хогвартсе, кабинет профессора Слизнорта в Хогвартсе, который он заколдовывал под большой шатёр для вечеринок своего Клуба Слизней). Если же мы говорим о внешнем облике здания, то магия будет искажать только внешний вид. Само здание останется видимым для всех, но магглы и волшебники будут видеть его по-разному (например, бар «Дырявый котёл», частично школа Хогвартс).
- Барьерная магия. Сюда входит установка различных барьерных заклинаний, например, магглоотталкивающих (дома волшебников, места обитания магических животных), противотрансгрессионных (замок Хогвартс), чар ненаносимости (дом 12 на площади Гриммо в Лондоне), а также установка волшебной сигнализации от воров (дом в деревне Баддли-Бэббертон, где прятался Гораций Слизнорт) и прочие меры предосторожности.
- Магия для скрытых помещений. Она нужна для того, чтобы скрыть помещения или целые здания (тот же дом 12 на площади Гриммо, Тайная комната в замке Хогвартс, потайные ходы Хогвартса).
*Последние слова потонули в раскатах школьного колокола, который возвестил об окончании урока. Эмилия раздала всем свитки с домашним заданием и отпустила учеников на перемену.*
Задания
- Назовите, из каких материалов построены здания в мире волшебников? Какой из них, на ваш взгляд, является самым надёжным и долговечным?
- Для чего волшебники применяют барьерную магию к зданиям, в которых они живут и работают? Объясните.
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение. Сходства и отличия каменных и деревянных построек. Укажите 3-4 пункта в общем.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Что для волшебника будет выгоднее и удобнее: построить дом самому или занять здание, уже построенное магглами? Какие задачи ему придётся при этом решать, чтобы сделать жизнь/работу в этом здании безопасной? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Почему архитектурных стилей так много? Чем можно объяснить такое их разнообразие?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)