*На этот раз профессор Ван-Шаттен не позвала ребят гулять по замку, так что урок предстояло провести в кабинете. Здесь было уютно. Тепло и приветливо горел камин, а многочисленные полки и столы были заставлены разными предметами декоративного искусства: вазами, канделябрами, статуэтками, шкатулками, поделками из камня и стекла. Стены были украшены гобеленами, а парты учеников – кружевными салфетками разных форм и размеров.*Декоративно-прикладное искусство
Роспись. Фарфоровые тарелочки Амбридж
– Добрый день, студенты. Надеюсь, все эти замечательные вещицы, –
*и профессор обвела взглядом аудиторию,* – не будут вам мешать. Ради хорошей наглядности, знаете ли, пойдёшь на многое, –
*Эмилия кашлянула.* – Итак, сегодня мы изучаем декоративно-прикладное искусство. В отличие от изящного («чистого») искусства, которое предназначено исключительно для получения эстетического удовольствия (живопись, музыка, скульптура и архитектура), декоративно-прикладное служит, в большей степени, для практического применения изделий в повседневной жизни человека. То есть разные предметы, созданные мастером, одновременно и красивы, и могут использоваться в быту, –
*после этих слов профессор покосилась на ряд декоративных тарелок, расписанных в старинном английском стиле. Они стояли на тумбочке рядом с преподавательским столом и демонстрировали классу ажурный цветочный узор в зелёно-розовых тонах.* – А теперь посмотрим на определение в учебнике.
Декоративно-прикладное искусство – широкая область изобразительного искусства, которая охватывает разные отрасли творческой деятельности человека для создания художественных изделий. Эти изделия должны обладать эстетическим качеством, то есть красиво выглядеть; служить для оформления быта и интерьера; иметь практическое применение.
|
– Все произведения декоративно-прикладного искусства, созданные человеком, делятся на разные группы:
- По материалу. Они могут быть выполнены из металла, текстиля, керамики, стекла или дерева. Вариантов масса.
- По технике выполнения. Сюда относят роспись, вышивку, резьбу, чеканку, литьё и другие способы.
- По функционалу. Каждый предмет для чего-то предназначен, то есть имеет практическое применение. Тарелки нужны для еды, вазы – для цветов, канделябры – для свечей, шкатулки – для хранения разных мелких предметов, гобелены – для украшения стен, и другое.
– В волшебном мире (как и в мире магглов) декорированные предметы обихода встречаешь на каждом шагу: начиная от старинных артефактов, посуды или мебели, гобеленов или украшений и заканчивая простой кухонной утварью и огородным инвентарём. Даже обычные вещи вроде школьных мантий, ручек мётел, обложек книг, рамок для колдографий могут содержать в себе элементы декоративного искусства. Изготовление каждого предмета отличается сырьём, приёмами работы, предназначением и декором. Рассмотрим
виды декоративно-прикладного искусства по технике выполнения:
- Вышивание. Это искусство украшать самые разные ткани и материалы удивительными узорами (например, гербы факультетов Хогвартса, вышитые на школьных мантиях и шарфах).
- Вязание. Это умение изготавливать изделия из непрерывных нитей. С помощью спиц нити загибаются в петли, а петли особым образом соединяются между собой. Получается тканевое полотно (например, вязаные шапки для домовиков, которые изготавливала Гермиона Грейнджер на пятом курсе обучения; вязаные свитера миссис Уизли, которые она дарила членам своей семьи на Рождество).
- Ткачество. Это производство ткани (ковров и гобеленов) на ткацких станках или вручную. Холст получают путём переплетения нитей: на вертикальные наматывают горизонтальные (например, гобелен с изображением семейного древа Блэков, который находится в гостиной дома №12 на площади Гриммо в Лондоне; гобелен с Варнавой Вздрюченным, который учит троллей балету, размещённый на восьмом этаже замка Хогвартса напротив Выручай-комнаты).
Вышивание. Шарфы учеников Хогвартса
- Выжигание. При такой технике поверхность любого органического материала (чаще всего дерева) подвергается воздействию раскалённой иглы. С её помощью наносится рисунок (например, деревянная рама магического зеркала Еиналеж украшена выжженной надписью).
- Ковка. Литьё. Это обработка разных металлов с помощью нагревания. Под воздействием высокой температуры металлы меняют свои свойства (например, пластичность), и из них можно изготовить всё, что угодно, придав изделию нужную форму и рельеф (например, маховики времени; золотые снитчи для игры в квиддич; меч Годрика Гриффиндора; Кубок огня; различные виды канделябров и подсвечников, директорская кафедра в виде совы в Большом Зале Хогвартса).
- Резьба. Техника, при которой предмет искусства, сделанный из камня, кости или дерева, украшается резными узорами (например, мебель: деревянный стол в кабинете директора, учительские стулья в Большом Зале Хогвартса).
Ковка. Маховик времени
- Витраж. Это украшение оконных проёмов с помощью разноцветного стекла (например, витраж «Русалка», расположенный на шестом этаже Хогвартса в ванной старост).
- Роспись. Это техника декора изделий из металла, стекла, дерева, керамики или тканей с помощью красок (например, расписные тарелочки с изображением котят в кабинете Долорес Амбридж).
- Скрапбукинг. Это вид рукодельного искусства, который заключается в изготовлении и оформлении семейных или личных альбомов (например, фотоальбом Гарри Поттера, подаренный ему Хагридом).
- Чеканка. Сюда относят изготовление кнатов, сиклей и галлеонов, а также выпуск юбилейных и коллекционных монет разного номинала.
- Ювелирика. Процесс изготовления ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней для личного пользования (например, диадема Ровены Равенкло; медальон Салазара Слизерина; кулон с символом Даров Смерти, который носил на шее Ксенофилиус Лавгуд; проклятое ожерелье из магазина «Борджин и Бэрк»).
Ювелирика. Диадема Равенкло
*Эмилия прошлась мимо длинных полок, заставленных шкатулками и расписными чашками. У противоположной стены вытянулись вазы и канделябры. Группа студентов с Гриффиндора вот уже несколько минут бросала любопытные взгляды на кучку стеклянных сосудов у стены. Дети готовы были поклясться, будто только что видели, как мирно спящий тигр, изображённый на боку пузатой вазы, вдруг потянулся и зевнул.* – Часто подобные вещи бывают наделены магией. Магия используется либо для их создания, либо для улучшения свойств уже готового изделия. Например,
самовяжущие спицы. Это обычный бытовой предмет. А вот то, что они создают, можно отнести к искусству. Или другой пример:
золотой снитч, вид мяча, который используется в игре квиддич. Сам предмет куётся обычным способом: металл плавят, а затем придают ему нужную форму. И только после этого к снитчу применяют магию. Все механизмы зачаровывают так, чтобы крылья смогли развивать большую скорость и придавать мячику сверхманёвренность. Наверняка многие из вас сейчас подыскивают в уме похожие примеры, верно? –
*лукаво спросила волшебница. Ученик с факультета Равенкло взметнул руку вверх, и Эмилия кивнула в его сторону.*– Райан Джонс, –
*выпалил мальчик.* – У меня есть
волшебные шахматы, профессор, и мне очень нравится разглядывать сами фигурки для игры. Они так искусно вырезаны из красного дерева! Получается, что они тоже являются объектом декоративно-прикладного искусства, наделённого магией?
– Вы правы. Сами фигурки имеют практическое назначение. Но также они украшены искусной резьбой и особым образом зачарованы. Отличный пример. Вашему факультету я добавляю пять очков.
*Профессор успела вернуться обратно к своему столу. В руках у неё оказался большой старинный кубок, украшенный изумрудами. Она взмахнула палочкой, и кубок наполнился чистой водой. Женщина сделала пару глотков и продолжила.*– Люди всегда стремились окружать себя разными предметами искусства. Однако простого любования красивыми вещами порой оказывалось недостаточно. Поэтому люди и придумали украшать те предметы, которые используют чаще всего. Им было приятно думать о том, что даже обычные дела могут стать ... изысканными. Как вы уже поняли, это был большой и смелый шаг навстречу искусству. Оно стало ближе к человеку, ведь теперь его можно было потрогать, осязать и использовать. Согласитесь, намного приятнее пить из богато украшенного кубка, чем из простого стеклянного стакана?
*На этой загадочной ноте Эмилия Ван-Шаттен закончила лекцию и отпустила студентов на перемену.*
Задания
- Чем отличается декоративно-прикладное искусство от изящного («чистого») искусства?
- Какие виды декоративно-прикладного искусства по технике выполнения (из перечисленных в лекции) подойдут для изготовления и украшения мебели? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Кубок огня – магический артефакт с необычными свойствами. По желанию вы можете приложить к работе вдохновляющие вас изображения.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Обычно ковры и гобелены используются для украшения интерьера. А в чём заключается практическая польза этих ткацких изделий?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. С какой целью украшаются монеты, если у них чисто практическое назначение?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Почему человек стремится украсить всё то, что его окружает? Почему появляется желание обратиться к искусству и сделать вещи эстетически красивыми?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Подберите 3-4 заклинания, которые пригодились бы для создания кованых и отлитых из металла предметов декоративно-прикладного искусства? Аргументируйте свой выбор.
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)