*Посередине учительского стола стоял старый, но вполне исправный граммофон. Устройство для проигрывания пластинок с большим рупором-цветком наверху смотрелось слишком старомодно даже для магического мира. Ученики не скрывали улыбок, видя этот давно забытый в маггловском мире предмет, на смену которому пришли новые воспроизводящие звук технологии.*– Добрый день, класс. Ну, у кого с собой есть пластинка группы «Ведуньи»? Сейчас послушаем пару-тройку песенок и...
*Некоторые из присутствующих скривились. Некоторые удивлённо подняли брови.*– Но, профессор, они же такие старые и давно не популярные!
*Осмелился выкрикнуть кто-то слева, перебив волшебницу. После секундного замешательства Эмилия продолжила.*– Согласна. Вы правы. Поэтому присуждаю вашему факультету 5 очков за то, что вы определённо «в теме» и следите за музыкальными новинками.
Музыка в магическом мире
Репетиция к Святочному балу, музыкальный зал Хогвартса
– Сегодня мы поговорим о музыке – удивительном мире звуков, заставляющих нас смеяться и плакать, ненавидеть и сопереживать. Музыка интернациональна. Не нужно знать иностранные языки для того, чтобы понять её смысл. Музыка воспринимается нами по большей части душой и подсознанием (эмоциональным фоном), гораздо в меньшей степени – разумом. Только тогда, когда она идёт от сердца и трогает струны нашей души, она становится истинным искусством.
Музыка – вид искусства, основанный на извлечении звуков путём колебания струн, столбов воздуха, мембран (кожи, дерева, металла) и дальнейшем выстраивании этих звуков в определённую гармоническую последовательность. Основополагающим для музыки является ритм. |
– Есть мнение, что музыка возникла из танца и его ритма. Чтобы телодвижения не совершались в безмолвии, люди придумали для них звуковое сопровождение. Оно могло передаваться либо голосом (вокализами), либо отбиванием ритма в барабан, либо окриками и другими видами «озвучки».
С течением времени танец отделился от музыки, и последняя стала развиваться самостоятельно. Появились первые песни, где куплеты перемежались с одинаково повторяющимися отрывками (припевами), выражающими главную мысль. Стали появляться различные музыкальные инструменты, с помощью которых человек научился извлекать звуки. Ну и, конечно, голос. Песни обрели не только форму (звучащий инструмент), но и содержание (наполнились словами и голосом). Возникло огромное количество мелодий и их вариаций (например, мажорных и минорных). И всё это многообразие «держится» на семи основных нотах.
Нота – это обозначение звука на письме. Основных нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Октава – это группа нот, расположенных между ближайшими одноимёнными звуками различной высоты. |
– У музыки, как и у любого другого искусства, есть свои функции. Она предназначена не только для услады ушей, но и для выполнения определённых задач в разных сферах человеческой деятельности. В зависимости от
функций она делится на:
- Религиозную (духовную), предназначенную для исполнения в храмах на церковных праздниках и службах;
- Военную, куда входят марши, вальсы, а также песни свободных стилей о военных сражениях и буднях рядовых солдат;
- Танцевальную, написанную специально для сопровождения широкого спектра танцев;
- Театральную, которая пишется специально для театральных постановок (драм, комедий) с целью помочь раскрыть содержание пьесы.
Выступление хора студентов Хогвартса в начале учебного года. Большой зал
– Музыка может исполняться отдельно от голоса или вместе с ним. Рассмотрим её
виды по исполнению:
- Инструментальная, когда мы слышим только музыкальные инструменты без сопровождения голоса;
- Вокальная, когда мы слышим и инструменты, и голос (как правило, одного или нескольких людей);
- Электронная, то есть исполненная не на реальных инструментах, а на искусственно синтезированных звуках, подражающих реальным, при помощи //будь они неладны!// маггловских компьютерных технологий;
- Хоровая, предназначенная для исполнения хором (коллективом певцов до 150 человек), где у каждого есть своя партия;
- Камерная, когда музыкальное произведение пишется для одного ведущего инструмента или для небольшого коллектива музыкантов (от 2 до 10 человек).
– В музыке очень много
жанров: классическая, эстрадная, этническая, рок, джаз, авангард... В 20 веке произошёл большой скачок в развитии этого вида искусства, которое (начиная с 18 века) пребывало в состоянии застоя. Именно в 20 веке появляется множество новых жанров, происходит смешение старых и новых направлений, приводящих к появлению жанровых «гибридов».
С развитием музыки изменились и
музыкальные инструменты. Безусловно, маггловский мир шагнул далеко вперёд в этой области. Наш, магический, пока не может похвастаться их большим разнообразием. Традиционными считаются флейта, труба, арфа, скрипка, фортепиано и другие оркестровые инструменты. Их классическое звучание является эталонным.
Школьный оркестр Хогвартса под руководством Филиуса Флитвика
– Однако в 80-ые и 90-ые годы прошлого века с появлением на эстраде таких групп как
«Ведуньи» и
«Гоп-гоблины» наш мир обогатился ударными, гитарами и виолончелями. В 2014 году весь мир удивила скандально известная группа из США
«Кривокрылые снитчи», где также использовались музыкальные инструменты из мира магглов.
Музыкальная рок-группа «Ведуньи»
– Почти каждый инструмент в волшебном мире волей-неволей подвергается воздействию магии. Существуют скрипки, гитары и арфы, способные играть сами по себе (как, например, волшебная арфа, усыплявшая трёхголового пса Пушка). Существуют флейты, способные подыгрывать музыканту, беря верхний или нижний диапазон нот. Это позволяет магу сосредоточиться на исполнении основной мелодии, не отвлекаясь на сопутствующий аккомпанемент. Существуют заколдованные трещотки и ложки, бубны и шейкеры, цель которых – поддерживать заданный ритм для музыкального произведения. Ну и конечно, существуют различные заклинания, усиливающие громкость голоса. Так что магу не обязательно нужен микрофон, чтобы кричать что-то со сцены. Впрочем, некоторые вокалисты используют микрофонные стойки чаще именно в качестве эффектного атрибута, чем по назначению.
*Сидящие в классе студенты улыбнулись, а профессор сверилась с расписанием. Урок подходил к концу.*
Задания
- Назовите традиционные музыкальные инструменты магического мира. Почему преобладают именно они?
- На каких школьных мероприятиях было бы уместно выступить оркестру?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. История появления и развития скрипки как музыкального инструмента. По желанию вы можете приложить к работе вдохновляющие вас изображения.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Может ли магический мир «догнать» маггловский в плане развития музыкальных технологий? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Влияет ли музыка на воспитание и социализацию человека? Поясните свою точку зрения.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Почему волшебники часто применяют магию к музыкальным инструментам? Какая может быть от этого польза и какой может быть вред?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Придумайте историю, которая объясняла бы то, почему американская группа «Кривокрылые снитчи» стала популярной благодаря скандалу?
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)