Сторінки: (2)  [#] 1 2 .  ( Перейти до першого непрочитаного повідомлення ) Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Существительные, часть II

Теория: первое склонение существительных

(Латынь)

*Профессор уже ждал студентов у доски, терпеливо разглядывая то, насколько неторопливо рассаживалась молодежь за свои столы в этот солнечный и приятный день. Не желая тратить времени, Фредерик решил сразу перейти к теме сегодняшней лекции:*

— Так-с, ребята, сегодня мы продолжаем с вами исследование латинского языка и его структуры. Пора остановиться на первом склонении существительных и его особенностях. Лекция предстоит очень насыщенная, поэтому перейдем сразу к делу. Обратите внимание на таблицу, изображенную на листке бумаги, который лежит перед каждым из вас.

1
stella
stellae
звезда
2
servus
servī
раб
3
leō
leōnis
лев
4
manus
manūs
рука
5
rēs
reī
вещь, предмет


— Итак, с помощью таблицы вы можете увидеть, что существительные в латинском языке изменяются согласно пяти склонениям. Каждое из этих склонений обладает своими чертами и может применяться только к определенному роду существительных. Сегодня мы не будем рассматривать все склонения, начнем потихоньку, скажем, с первого из них. Если останется время, то займемся и остальными.

В целом, существительные делятся по склонениям согласно нескольким принципам:

а) обращается внимание на окончание существительных в GEN;
б) также нужно знать, как структура существительного может измениться в зависимости от грамматики.


ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ


Первое склонение еще часто называют А-склонением, поскольку гласная «а» часто может быть найдена в измененных по генетиву словах, приписываемых к этому склонению. Обратите внимание на пример существительного первого склонения из нашей таблицы выше.

1
stella
stellae
звезда


Так как мы используем генетив, чтобы определить, к какому склонению принадлежит существительное, то и словарная форма, как было сказано в прошлой лекции, должна включать в себя форму генетива. Существительные первого склонения всегда оканчиваются на ae в GEN единственного числа. Многие из вас могли уже предположить, что существительные первого склонения в разных падежах и разных числах могут иметь разные окончания. Полная таблица окончаний существительных первого склонения приведена ниже.

user posted image


В качестве примера я решил привести слово, которое уже было использовано в качестве иллюстрации в предыдущей лекции: puella, девочка, женский род. Для удобства мы будем использовать следующие аббревиации: Sg – Singular – единственное число, Pl – Plural – множественное число.
Данные в таблице демонстрируют, что окончания существительных первого склонения изменяются достаточно одинаково, мы можем провести несколько параллелей, но этим вы займетесь в домашней работе. По-моему, очевидным становится и то, почему первое склонение называют еще А-склонением.

К тому же, наверное, будет полезно вам напомнить о VOC. На прошлой лекции мы говорили о том, что этот падеж используется для прямого обращения. Его окончания в первом склонении я привел в таблице выше, и в домашнем задании от вас потребуется проанализировать определенным образом именно окончания, а не сам падеж. Падеж вам просто дан, он в сравнительном анализе окончаний должен быть обозначен лишь формально. Это так, на случай, если возникнет какое-то недопонимание.

Если вы хотите поставить существительное puella в тот или иной падеж в предложении, вам требуется изменить его окончание на соответствующее согласно роду существительного и его склонению. Давайте опишем формальную процедуру того, как просклонять существительное.


1. Запишите форму существительного в NOM, Sg
- обычно это самая первая форма данного вам существительного
2. Определите корень существительного и отбросьте от него окончание
- это будет основа для GEN
3. Добавьте требуемое окончание к корню существительного


Эта процедура работает практически с любым словом, и вам требуется научиться это делать очень быстро и желательно в уме, если вы хотите продвинуться дальше в обучении латыни.

В свою очередь, вы можете спросить, почему же склонения так важны? А все дело в том, что слово переводится по-разному в зависимости от его формы. Давайте рассмотрим пример «девочки», представленный выше. В таблице это слово мы уже просклоняли и определили его окончания. Корень существительного – это самая ключевая часть слова, которая остается постоянной. В примере с «девочкой» мы видим, что puell не изменяется, значит, это и есть корень. Теперь давайте перейдем непосредственно к разнице переводов форм этого слова.

NOM
девочка (girl, субъект)
девочки (girls, субъект)
GEN
девочки (of the girl)
девочек (of the girls)
DAT
девочке (to/for the girl)
девочкам (to/for the girls
ACC
девочку (girl, объект)
девочек (girls, объект)
ABL
девочки (by/with/from... the girl)
девочек (by/with/from... the girls)
VOC
девочка (girl)
девочки (girls)


Первый столбик в таблице состоит из существительных в Sg, в то время как второй включает себя существительные во множественном числе. Важно привыкнуть к тому, что существительные постоянно требуется переводить, чтобы правильно определить их склонение. Чем лучше вы знаете падежи, тем проще вам будет выучить систему склонений.

Проанализируем некоторые закономерности среди всех представленных форм:


1. Во-первых, GEN Sg, DAT Sg, NOM Pl имеют одно и то же окончание. Зачем это важно знать? Рассмотрим пример с «девочкой» в контексте.

Предположим, вы наткнулись на что-то вроде puellae dormiunt, что переводится как девочки спят. Puellae находится в позиции субъекта, более того, предположим, вы знаете, что глагол находится в форме множественного числа (что, в принципе, правда), поэтому puellae представлен в NOM, Pl, но никак не в других двух вариантах, где окончания существительного точно такие же.

Domina togam puellae dat – как профессионал в латыни (предположим, опять же), вы, должно быть, сможете определить падеж существительного, так как знаете перевод - хозяйка дает тогу девушке. Глагол dat (давать) является ключевым словом, поскольку он подсказывает нам, что существительное, связанное с ним, должно находиться в дательном падеже. Более того, глагол dat представлен в Sg, что значит, что puellae не может быть представлено в Pl, значит слово находится в единственном числе. Таким образом, в данном примере puellae представлено в DAT, Sg.

И, наконец, последний пример: māter puellae dormit, что переводится как мама девочки спит. Чтобы найти подтверждение тому, что puellae находится в GEN, Sg, давайте взглянем на структуру предложения. Во-первых, puellae не может находиться в NOM, Pl, поскольку dormit представлено в единственном числе, значит и существительное должно быть в таком же числе. Во-вторых, DAT совершенно не имеет смысла здесь, ибо перевод мать девочке спит выглядит…как минимум, смешно. Именно поэтому генетив и единственное число – единственный адекватный вариант.


2. Двигаясь дальше, мы замечаем, что DAT и ABL во множественном числе имеют одно и то же окончание. Чтобы различать между ними, давайте снова проанализируем контекст использования слов в этих падежах.

Vulnerātus hastīs, что переводится как раненый копьями. Можно попробовать «переделать» фразу в DAT и получим раненый копьям, что является совершенно бессмысленным, именно поэтому мы и решаем, что существительное находится в ABL, Pl. А, это и есть аблатив, ибо это просто-напросто…имеет смысл.


3. NOM, Sg и ABL, Sg также имеют одинаковые окончания, но ключевая разница здесь в том, что в ABL наше с вами слово звучит длиннее, ибо над окончанием присутствует черточка, как вы можете видеть в представленной прежде таблице окончаний первого склонения. В латыни такая черточка обозначает, что гласная должна произноситься длиннее, нежели гласная без такой черточки, как в окончании, представленном в NOM, Sg.


4. Интересное наблюдение, которое может быть полезным: многие существительные в первом склонении принадлежат к женскому роду. Конечно, есть исключения. Так, Aenēās, представляющее собой старинное мужское греческое имя (а значит, имя представлено в мужское роде, не в женском, что совсем не типично для первого склонения), должно склоняться по типу второго склонения, однако это не так, и мы относим это имя к первому склонению. Подробнее, почему так происходит, мы поговорим с вами как-нибудь потом.


Как вы уже поняли, знать склонения – очень и очень важно. Лучше потратить время и выучить склонения существительных, и затем вам уже будет намного проще читать, и даже понимать тексты на латинском языке. Сегодня мы поработали лишь над первым склонением, однако мы рассмотрели все его стороны. На следующей лекции мы рассмотрим не только второе склонение, но и попробуем провести параллель между первым и вторым склонениями. А пока, записывайте домашнее задание.


Задания

  1. Попробуйте рассмотреть схожести между падежными окончаниями следующих пар: VOC Sg - VOC Pl, NOM Sg - NOM Pl. Также попробуйте объяснить, чем они обусловлены. Проведите сравнительный анализ с примерами на латыни, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней. Для упрощения выполнения задания советую поступать как в лекции: приводить примеры на латыни с указанием перевода на русском или английском языке.
  2. Проведите точно такой же анализ, запрошенный в первом задании, только на примере пары ABL Pl - DAT Pl. Будьте внимательны.
  3. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Сочинение-размышление. Как вы думаете, была ли какая-то цель за тем, что в первом склонении существительных в латыни многие окончания схожи друг с другом? Может быть, нужда в языковой простоте диктовала «моду» пользователям латыни? Может быть, причина кроется в чем-то другом? Или причины нет, и это естественный процесс?
    1. Задание на фантазию. Придумайте историю, согласно которой имя древнегреческого героя Энея стало склоняться не по второму склонению, а именно по первому склонению. Что могло «пойти не так»?
    1. Доклад. Эней и его личность в древнегреческой мифологии.
      Подсказка 1: Доклад может быть задан только на реальную тему, информацию по которой можно найти в интернете или печатных источниках. Для написания доклада необходимо использовать не менее двух источников: информация должна быть переработана и представлена «своими словами», сохраняя логическую и структурную целостность.
      Подсказка 2: Работа, текст которой более чем на 50% дословно скопирован из любых источников, оценивается в 0 баллов. При копипасте 35-50% текста работа оценивается в половину баллов. В докладах должно быть минимум 1000 символов или 15 предложений.
      Подсказка 3: В том случае, если объем работы превышает заданный объем минимум в два раза, процент копипаста исключается из объема работы. Если работа продолжает отвечать заданным условиям и заданному объему, она будет оценена без учета копипаста. (с) Правила Хогвартса
    1. Доклад. Диакритические знаки в мировых языках. Общий анализ.
      Подсказка 1: Доклад может быть задан только на реальную тему, информацию по которой можно найти в интернете или печатных источниках. Для написания доклада необходимо использовать не менее двух источников: информация должна быть переработана и представлена «своими словами», сохраняя логическую и структурную целостность.
      Подсказка 2: Работа, текст которой более чем на 50% дословно скопирован из любых источников, оценивается в 0 баллов. При копипасте 35-50% текста работа оценивается в половину баллов. В докладах должно быть минимум 1000 символов или 15 предложений.
      Подсказка 3: В том случае, если объем работы превышает заданный объем минимум в два раза, процент копипаста исключается из объема работы. Если работа продолжает отвечать заданным условиям и заданному объему, она будет оценена без учета копипаста. (с) Правила Хогвартса
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Латынь

Тест закрито 
Відправлено: Sep 19 2017, 07:59

  i  



Лекция открыта до конца учебного года. Для всех курсов. Присутствует тест на 15 баллов. Условие лишь одно - сдача основного задания.

Корректорскую проверку лекция еще не прошла.

Объем работ не ограничен (за исключением докладов; более подробная информация в критериях оценки.)

Желаю удачи!

:nya_cool:


Відправлено: Oct 25 2017, 11:28
Цитата
— Итак, с помощью таблица вы можете увидеть,

очепятка, профессор.
Додано через 18 хвилин
Цитата
Проведите сравнительный анализ с примерами на русском или английском языках, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней.

а что примеры на латинском не подойдут? :candy:

Профессор, у вас странная методика. Вроде рассказываете про латинскую грамматику, а примеры требуете на русском или английском.. хотя в них окончания совсем другие чем в латинском. То есть мне надо умозрительно написать по-русски слово "девочка" и проанализировать его как латинское слово, игнорируя русскую грамматику?.. Или написать по-английски girl, где окончание отсутствует вовсе.. Но сделать вид, что оно там есть с латинской точки зрения?
Мало того в примерах лекции вы все-таки берете за основу именно латинскую версию слова: puella
Відправлено: Oct 25 2017, 11:58
Цитата
Попробуйте рассмотреть схожести между окончаниями VOC и NOM в Sg и Pl.

профессор, вы не точны в своих формулировках..
что с чем сравнивать?
VOC Sg с NOM Pl?
VOC Sg и NOM Sg?
VOC Pl и NOM Pl?
VOC Pl и NOM Sg?...
Відправлено: Oct 25 2017, 13:20
Цитата
Проанализируем некоторые закономерности среди всех представленных форм:
1. Во-первых, GEN Sg, DAT Sg, NOM Pl имеют одно и то же окончание. Зачем это важно знать? Рассмотрим пример с «девочкой» в контексте.

Где они (все эти перечисленные падежи, GEN Sg, DAT Sg, NOM Pl) имеют одно и тоже окончание? В каком языке и в какой системе?

1. в русском варианте.
GEN Sg - девочки, окончание . DAT Sg - девочке, окончание . NOM Pl - девочки, окончание .

2. в английском варианте.
GEN Sg - of the girl, нулевое окончание, DAT Sg - to/for the girl, нулевое окончание, NOM Pl - girls, окончание -s

3. в латинском варианте да, они имеют одинаковое окончание.

но в задании нужно
Цитата
Проведите сравнительный анализ с примерами на русском или английском языках, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней.
Відправлено: Oct 25 2017, 13:34
задание
Цитата
схожести между окончаниями VOC

про VOC в лекции ничего не сказано. Задание основы должно отражать содержание лекции. В данном случае этого нет.
И я так понимаю, что весь анализ по VOC я должна брать из головы и выдумывать сама?
Відправлено: Oct 25 2017, 19:38
Atlanta Holmes, практически во всем ты совершенно права, я согласен, исправлю =)
Сегодня я уже не смогу этим заняться, но попробую добраться на выходных, может, пораньше.
Відправлено: Oct 26 2017, 20:35
Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 11:28)
очепятка, профессор.

спасибо, исправлено
Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 11:28)
а что примеры на латинском не подойдут? :candy:

Профессор, у вас странная методика. Вроде рассказываете про латинскую грамматику, а примеры требуете на русском или английском.. хотя в них окончания совсем другие чем в латинском. То есть мне надо умозрительно написать по-русски слово "девочка" и проанализировать его как латинское слово, игнорируя русскую грамматику?.. Или написать по-английски girl, где окончание отсутствует вовсе.. Но сделать вид, что оно там есть с латинской точки зрения?
Мало того в примерах лекции вы все-таки берете за основу именно латинскую версию слова: puella

с наибольшей радостью приму примеры на латыни, если напишешь)
в задании написал, что на русс или на англ, ибо на латыни для кого-то может быть сложно, но все, что не запрещено - разрешено, поэтому поддерживаю твое "восприятие" задания, хорошо сформулировала и радует, что настолько в детали задания ушла) пиши на латыни, конечно же, я за такое тебе галики отсыплю

Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 11:58)
профессор, вы не точны в своих формулировках..
что с чем сравнивать?
VOC Sg с NOM Pl?
VOC Sg и NOM Sg?
VOC Pl и NOM Pl?
VOC Pl и NOM Sg?...

тоже уточн. в задании, сравнивать надо две пары: VOC Sg - VOC Pl, NOM Sg - NOM Pl

Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 13:20)
Где они (все эти перечисленные падежи, GEN Sg, DAT Sg, NOM Pl) имеют одно и тоже окончание? В каком языке и в какой системе?

1. в русском варианте.
GEN Sg - девочки, окончание . DAT Sg - девочке, окончание . NOM Pl - девочки, окончание .

2. в английском варианте.
GEN Sg - of the girl, нулевое окончание, DAT Sg - to/for the girl, нулевое окончание, NOM Pl - girls, окончание -s

3. в латинском варианте да, они имеют одинаковое окончание.

но в задании нужно


аааа, меня очень радует такое внимательное отношение к деталям, серьезно)
в лекции имелась ввиду именно латынь, поэтому я, опять же, допишу это, уточню, чтобы не было недопонимания с русс\англ языками

окей, тогда и задание перефразирую вот так, чтобы было четче и логичнее: "Проведите сравнительный анализ с примерами на латыни, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней. Для упрощения выполнения задания советую поступать как в лекции: приводить примеры на латыни с указанием перевода на русском или английском языке."

Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 13:34)
про VOC в лекции ничего не сказано. Задание основы должно отражать содержание лекции. В данном случае этого нет.
И я так понимаю, что весь анализ по VOC я должна брать из головы и выдумывать сама?

задание отражает содержание лекции: в лекции приводится сравнительный анализ падежных окончаний, такой же требуется провести и в обоих заданиях основы, для проведения анализа минимум, что стоит знать, это то, что VOC - это звательный падеж и знать, как его сформировать в русском (или английском)
а все данные по VOC я бы взял из предыдущей лекции, на которую есть все же отсылка и в данной лекции, но если даже название темы (часть вторая) не кажется таким, что оно ЛОГИЧЕСКИ отражает "сборник" лекций одной тематики....то тогда я просто об этом в лекции уточню эксплицитно, чтобы вопросов не возникало касательно четкости более

а вообще, да, пару строчек про VOC могу с легкостью написать в лекцию, но просто в предыдущей лекции по этой теме есть эта информация, повторяться буду, но чтобы четко все было - это важнее)
Відправлено: Oct 27 2017, 02:49
Цитата (Донни @ Oct 26 2017, 20:35)
тоже уточн. в задании, сравнивать надо две пары: VOC Sg - VOC Pl, NOM Sg - NOM Pl

Я надеюсь тем кто делал наоборот до этого уточнения ничего снижаться не будет?(потому что одинаковое с одинаковым было сравнивать как-то очевиднее...)
Цитата (Донни @ Oct 26 2017, 20:35)
"Проведите сравнительный анализ с примерами на латыни, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней. Для упрощения выполнения задания советую поступать как в лекции: приводить примеры на латыни с указанием перевода на русском или английском языке."

И вот это тоже. Изначально сказано было на русском, поэтому я и делала абстрактно на русском х)
Відправлено: Oct 27 2017, 07:46
Мирра, само собой, все домашние работы, которые были сданы до изменений, будут проверены согласно "старой" версии вопросов и лекции, да, это так
Відправлено: Nov 3 2017, 18:32
Вот это разминочка для мозга, однако. Даже задачи по лингвистике решать проще. Но занимательная лекция, хотя я почему-то почти уверена, что в задании все перепутала.
Відправлено: Nov 3 2017, 22:00
хотелось бы узнать ошибку в тесте.
Відправлено: Dec 3 2017, 17:22
Благодарю Ноа за оперативность :tulip:

Несмотря на все уточнения и даже изменение формы задания, а также горячую личную переписку, по ходу я таки не вкурила, что именно профессор ожидал увидеть в работах студентов в рамках правил сдачи домок в Хогвартсе.
Відправлено: Dec 4 2017, 18:55
Atlanta Holmes, в следующий раз все условия будут максимально уточнены, чтобы более таких ситуаций не возникало, это я могу определенно обещать
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Сторінки: (2)  [#] 1 2 . Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0768 ]   [ 31 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 12:04:14, 21 Nov 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP