Сторінки: (2) [#] 1 2 . ( Перейти до першого непрочитаного повідомлення ) | Ошибка! Закрита тема Нова тема |
*Профессор уже ждал студентов у доски, терпеливо разглядывая то, насколько неторопливо рассаживалась молодежь за свои столы в этот солнечный и приятный день. Не желая тратить времени, Фредерик решил сразу перейти к теме сегодняшней лекции:* — Так-с, ребята, сегодня мы продолжаем с вами исследование латинского языка и его структуры. Пора остановиться на первом склонении существительных и его особенностях. Лекция предстоит очень насыщенная, поэтому перейдем сразу к делу. Обратите внимание на таблицу, изображенную на листке бумаги, который лежит перед каждым из вас.
— Итак, с помощью таблицы вы можете увидеть, что существительные в латинском языке изменяются согласно пяти склонениям. Каждое из этих склонений обладает своими чертами и может применяться только к определенному роду существительных. Сегодня мы не будем рассматривать все склонения, начнем потихоньку, скажем, с первого из них. Если останется время, то займемся и остальными. В целом, существительные делятся по склонениям согласно нескольким принципам: а) обращается внимание на окончание существительных в GEN; б) также нужно знать, как структура существительного может измениться в зависимости от грамматики. ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ Первое склонение еще часто называют А-склонением, поскольку гласная «а» часто может быть найдена в измененных по генетиву словах, приписываемых к этому склонению. Обратите внимание на пример существительного первого склонения из нашей таблицы выше.
Так как мы используем генетив, чтобы определить, к какому склонению принадлежит существительное, то и словарная форма, как было сказано в прошлой лекции, должна включать в себя форму генетива. Существительные первого склонения всегда оканчиваются на ae в GEN единственного числа. Многие из вас могли уже предположить, что существительные первого склонения в разных падежах и разных числах могут иметь разные окончания. Полная таблица окончаний существительных первого склонения приведена ниже. В качестве примера я решил привести слово, которое уже было использовано в качестве иллюстрации в предыдущей лекции: puella, девочка, женский род. Для удобства мы будем использовать следующие аббревиации: Sg – Singular – единственное число, Pl – Plural – множественное число. Данные в таблице демонстрируют, что окончания существительных первого склонения изменяются достаточно одинаково, мы можем провести несколько параллелей, но этим вы займетесь в домашней работе. По-моему, очевидным становится и то, почему первое склонение называют еще А-склонением. К тому же, наверное, будет полезно вам напомнить о VOC. На прошлой лекции мы говорили о том, что этот падеж используется для прямого обращения. Его окончания в первом склонении я привел в таблице выше, и в домашнем задании от вас потребуется проанализировать определенным образом именно окончания, а не сам падеж. Падеж вам просто дан, он в сравнительном анализе окончаний должен быть обозначен лишь формально. Это так, на случай, если возникнет какое-то недопонимание. Если вы хотите поставить существительное puella в тот или иной падеж в предложении, вам требуется изменить его окончание на соответствующее согласно роду существительного и его склонению. Давайте опишем формальную процедуру того, как просклонять существительное. 1. Запишите форму существительного в NOM, Sg - обычно это самая первая форма данного вам существительного 2. Определите корень существительного и отбросьте от него окончание - это будет основа для GEN 3. Добавьте требуемое окончание к корню существительного Эта процедура работает практически с любым словом, и вам требуется научиться это делать очень быстро и желательно в уме, если вы хотите продвинуться дальше в обучении латыни. В свою очередь, вы можете спросить, почему же склонения так важны? А все дело в том, что слово переводится по-разному в зависимости от его формы. Давайте рассмотрим пример «девочки», представленный выше. В таблице это слово мы уже просклоняли и определили его окончания. Корень существительного – это самая ключевая часть слова, которая остается постоянной. В примере с «девочкой» мы видим, что puell не изменяется, значит, это и есть корень. Теперь давайте перейдем непосредственно к разнице переводов форм этого слова.
Первый столбик в таблице состоит из существительных в Sg, в то время как второй включает себя существительные во множественном числе. Важно привыкнуть к тому, что существительные постоянно требуется переводить, чтобы правильно определить их склонение. Чем лучше вы знаете падежи, тем проще вам будет выучить систему склонений. Проанализируем некоторые закономерности среди всех представленных форм: 1. Во-первых, GEN Sg, DAT Sg, NOM Pl имеют одно и то же окончание. Зачем это важно знать? Рассмотрим пример с «девочкой» в контексте. Предположим, вы наткнулись на что-то вроде puellae dormiunt, что переводится как девочки спят. Puellae находится в позиции субъекта, более того, предположим, вы знаете, что глагол находится в форме множественного числа (что, в принципе, правда), поэтому puellae представлен в NOM, Pl, но никак не в других двух вариантах, где окончания существительного точно такие же. Domina togam puellae dat – как профессионал в латыни (предположим, опять же), вы, должно быть, сможете определить падеж существительного, так как знаете перевод - хозяйка дает тогу девушке. Глагол dat (давать) является ключевым словом, поскольку он подсказывает нам, что существительное, связанное с ним, должно находиться в дательном падеже. Более того, глагол dat представлен в Sg, что значит, что puellae не может быть представлено в Pl, значит слово находится в единственном числе. Таким образом, в данном примере puellae представлено в DAT, Sg. И, наконец, последний пример: māter puellae dormit, что переводится как мама девочки спит. Чтобы найти подтверждение тому, что puellae находится в GEN, Sg, давайте взглянем на структуру предложения. Во-первых, puellae не может находиться в NOM, Pl, поскольку dormit представлено в единственном числе, значит и существительное должно быть в таком же числе. Во-вторых, DAT совершенно не имеет смысла здесь, ибо перевод мать девочке спит выглядит…как минимум, смешно. Именно поэтому генетив и единственное число – единственный адекватный вариант. 2. Двигаясь дальше, мы замечаем, что DAT и ABL во множественном числе имеют одно и то же окончание. Чтобы различать между ними, давайте снова проанализируем контекст использования слов в этих падежах. Vulnerātus hastīs, что переводится как раненый копьями. Можно попробовать «переделать» фразу в DAT и получим раненый копьям, что является совершенно бессмысленным, именно поэтому мы и решаем, что существительное находится в ABL, Pl. А, это и есть аблатив, ибо это просто-напросто…имеет смысл. 3. NOM, Sg и ABL, Sg также имеют одинаковые окончания, но ключевая разница здесь в том, что в ABL наше с вами слово звучит длиннее, ибо над окончанием присутствует черточка, как вы можете видеть в представленной прежде таблице окончаний первого склонения. В латыни такая черточка обозначает, что гласная должна произноситься длиннее, нежели гласная без такой черточки, как в окончании, представленном в NOM, Sg. 4. Интересное наблюдение, которое может быть полезным: многие существительные в первом склонении принадлежат к женскому роду. Конечно, есть исключения. Так, Aenēās, представляющее собой старинное мужское греческое имя (а значит, имя представлено в мужское роде, не в женском, что совсем не типично для первого склонения), должно склоняться по типу второго склонения, однако это не так, и мы относим это имя к первому склонению. Подробнее, почему так происходит, мы поговорим с вами как-нибудь потом. Как вы уже поняли, знать склонения – очень и очень важно. Лучше потратить время и выучить склонения существительных, и затем вам уже будет намного проще читать, и даже понимать тексты на латинском языке. Сегодня мы поработали лишь над первым склонением, однако мы рассмотрели все его стороны. На следующей лекции мы рассмотрим не только второе склонение, но и попробуем провести параллель между первым и вторым склонениями. А пока, записывайте домашнее задание. |
i | Лекция открыта до конца учебного года. Для всех курсов. Присутствует тест на 15 баллов. Условие лишь одно - сдача основного задания. Корректорскую проверку лекция еще не прошла. Объем работ не ограничен (за исключением докладов; более подробная информация в критериях оценки.) Желаю удачи! :nya_cool: |
Цитата |
— Итак, с помощью таблица вы можете увидеть, |
Цитата |
Проведите сравнительный анализ с примерами на русском или английском языках, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней. |
Цитата |
Попробуйте рассмотреть схожести между окончаниями VOC и NOM в Sg и Pl. |
Цитата |
Проанализируем некоторые закономерности среди всех представленных форм: 1. Во-первых, GEN Sg, DAT Sg, NOM Pl имеют одно и то же окончание. Зачем это важно знать? Рассмотрим пример с «девочкой» в контексте. |
Цитата |
Проведите сравнительный анализ с примерами на русском или английском языках, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней. |
Цитата |
схожести между окончаниями VOC |
Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 11:28) |
очепятка, профессор. |
Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 11:28) |
а что примеры на латинском не подойдут? :candy: Профессор, у вас странная методика. Вроде рассказываете про латинскую грамматику, а примеры требуете на русском или английском.. хотя в них окончания совсем другие чем в латинском. То есть мне надо умозрительно написать по-русски слово "девочка" и проанализировать его как латинское слово, игнорируя русскую грамматику?.. Или написать по-английски girl, где окончание отсутствует вовсе.. Но сделать вид, что оно там есть с латинской точки зрения? Мало того в примерах лекции вы все-таки берете за основу именно латинскую версию слова: puella |
Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 11:58) |
профессор, вы не точны в своих формулировках.. что с чем сравнивать? VOC Sg с NOM Pl? VOC Sg и NOM Sg? VOC Pl и NOM Pl? VOC Pl и NOM Sg?... |
Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 13:20) |
Где они (все эти перечисленные падежи, GEN Sg, DAT Sg, NOM Pl) имеют одно и тоже окончание? В каком языке и в какой системе? 1. в русском варианте. GEN Sg - девочки, окончание -и. DAT Sg - девочке, окончание -е. NOM Pl - девочки, окончание -и. 2. в английском варианте. GEN Sg - of the girl, нулевое окончание, DAT Sg - to/for the girl, нулевое окончание, NOM Pl - girls, окончание -s 3. в латинском варианте да, они имеют одинаковое окончание. но в задании нужно |
Цитата (Atlanta Holmes @ Oct 25 2017, 13:34) |
про VOC в лекции ничего не сказано. Задание основы должно отражать содержание лекции. В данном случае этого нет. И я так понимаю, что весь анализ по VOC я должна брать из головы и выдумывать сама? |
Цитата (Донни @ Oct 26 2017, 20:35) |
тоже уточн. в задании, сравнивать надо две пары: VOC Sg - VOC Pl, NOM Sg - NOM Pl |
Цитата (Донни @ Oct 26 2017, 20:35) |
"Проведите сравнительный анализ с примерами на латыни, основываясь на материале лекции и способах сравнения, представленных в ней. Для упрощения выполнения задания советую поступать как в лекции: приводить примеры на латыни с указанием перевода на русском или английском языке." |
Сторінки: (2) [#] 1 2 . | Ошибка! Закрита тема Нова тема |