Ошибка! Закрита тема Нова тема

 

Существительные, часть I

Теория: функциональность падежей

(Латынь)

*Аудитория, в которую буквально ворвался профессор Акерлунд, уже была наполнена студентами, терпеливо ожидающими начала лекции. Казалось, профессор чем-то вдохновлен, ибо мужчина медленно прошелся между рядами, улыбаясь и приветствуя каждого, мимо кого он проходил. Уверенно положив руки на пояс, Фредерик развернулся к аудитории лицом, стоя у доски, и начал говорить:*

— Поздравляю, сегодня вы станете свидетелями одного из самых запоминающихся моментов наших лекций! А именно, — *выдержав драматичную паузу, профессор Акерлунд продолжил,*-- мы займемся изучением существительных в латинском языке! Да-да, наконец-то латынь непосредственно, хех. Я очень надеюсь, что к концу лекции у вас уже будет какое-то общее представление о поведении существительных в латыни, их форме и функциях. Небольшое уточнение перед началом лекции: все наши примеры будут базироваться на сравнении латыни и английского языка, ибо между ними прослеживается сильная связь, и нам проще использовать именно язык вроде английского, чтобы продемонстрировать особенности существительных в латыни. Лекция полна огромного количества материала, но без этого мы не сможем двигаться дальше, поэтому не пугайтесь.

— Пожалуй, для начинающих изучать латынь, наиболее сложным будет понимание того, что же такое падежи, и как существительные функционируют в предложении, принимая ту или иную падежную форму. В английском языке, к примеру, функциональные характеристики существительных определяются через анализ порядка слов в предложении. Рассмотрим пример:

The boy eats the candy
Мальчик ест конфетку


Обратите внимание на смысл предложения. Очевидно что ‘the boy’ является субъектом в предложении по двум причинам:

а) именно мальчик совершает действие, указанное и описанное глаголом ‘есть’;
б) расположение существительного в начале предложения в английском языке сигнализирует о том, что это существительное выполняет роль того, кто совершает действие, то есть роль субъекта. Отметим, что артикль The, присутствующий в самом начале предложения может и не стоять там при определенных условиях. При этом существительное boy до сих пор продолжает играть роль субъекта в предложении.

Однако в латинском языке ситуация совершено другая. Там это работает немного по-другому, поскольку в латыни существительные изменяются в зависимости от того, как именно они использованы в предложении и какую функцию выполняют. Если быть точнее, то это осуществляется через изменение окончаний существительных. Обратите внимание на следующий пример с одним из базов слов любого языка:

Puella[] - девочка (в функции субъекта)
Puell[am] - девочка (в функции объекта)


В латинском языке ‘puella’ переводится как ‘девочка’, и в первом столбце таблицы это слово находится в форме субъекта. Чтобы использовать его как объект в предложении, требуется изменить его окончание, и мы получаемм ‘puellam’, что и продемонстрировано по втором столбце таблицы. Именно так в латинском языке отражается то, как существительное функционирует в предложении. Эта информация важна, ибо очень важно знать, что существительные способны видоизменяться. Такие трансформации являются репрезентацией их функции в предложении (субъект/объект) и падежных форм, к которым мы перейдем уже совсем скоро.

Чтобы вплотную заняться падежами в Латыни, сперва требуется записать информацию о трех основных и самых важных качествах существительных. Уверен, что многие из них вам и так доступны, так как присутствуют практически в любом языке, но повторение – мать учения, не так ли?

1. Существительные имеют род. Род присутствует практически во всех языках, в латинском же существуют три рода: мужской, женский, средний.

2. Существительные изменяются по шести базовым падежам. Иными словами, существительные могут функционировать в качестве прямого объекта, субъекта, непрямого объекта и так далее. В латинском присутствуют и другие падежи, но именно шесть из них используются в речи наиболее часто. Более подробно мы будем это изучать чуть позже, в следующих лекциях. Сейчас лишь важно знать, что, когда лингвисты говорят о концепте падежей в языке, они, чаще всего, отсылают нас к функции слова в предложении.

3. Существительные склоняются по пяти склонениям. В целом, склонение – это набор окончаний для существительных, по которым и определяется падеж существительного, его функция. Просклонять существительное обозначает, в принципе, перечислить все возможные формы, которые существительное способно принять.

Для начала давайте перечислим все падежи, с ними более подробно мы познакомимся в следующей лекции, но они еще будут упомянуты при анализе склонений. Я уже говорил, что мы будем основываться на международной терминологии, то есть все будет на английском языке. В то же время, я постараюсь привести эквиваленты переводов, чтобы вам было понятнее.


user posted image



Обратите внимание на сокращения, которыми мы будем обозначать падежи (NOM, GEN, и так далее). Сперва мы кратко рассмотрим функциональность и общий смысл каждого из падежа, чтобы в будущих лекциях соединить их с такой вещью, как склонения.


NOM

Этот падеж может функционировать в одном из двух грамматических случаев: как субъект, или в качестве именной части составного сказуемого (predicate nominative, PN).
Субъект – это всегда тот, кто совершает действие. К примеру: «Цезарь отправил письмо.» Субъектом в данном предложении является Цезарь, поскольку именно он осуществляет действие, обозначенное в глаголе и находящееся в его значении.

PN, в свою очередь, используется для описания субъекта. В целом, PN «переименовывает» субъект, и в предложении занимает место до или после связующего глагола, который играет связующую функцию в предложении (в английском это что-то вроде is, be, been, have been, также это могут слова, связанные с чувствами вроде sense, taste). Наглядный пример представлен ниже:

Vergil is a poet
Вергилий является поэтом


Оба слова находятся в именительном падеже, поскольку Вергилий – субъект, а поэт – именная часть, в то время как is является связующим глаголом. Иными словами, Вергилий ‘переименован' этим глаголом как поэт.


GEN

В английском языке практически не существует примеров использования этого падежа, но мы все же постараемся его проанализировать. GEN используется, чтобы выразить владение чем-нибудь. В английском языке этот падеж формально выражается через конструкцию вида of ___, где пустое место должно быть заполнено существительным, находящимся в GEN.

The toy of the girl was new
Игрушка девочки была новой


Очевидно, что of the girl стоит именно в падеже GEN, ибо кукла находится во владении у девочки.


DAT

Существительные в DAT функционируют как непрямые (косвенные) объекты в предложении. Обычно непрямым объектом в предложении является человек, который получает прямой объект в предложении. Это выражается через использование to ___, но такое бывает далеко не всегда, мы рассмотрим все возможные примеры.

Augustus gave a medal to Marcus
Август дал медаль Маркусу


To Marcus находится в DAT, поскольку именно Маркус получил прямой объект, которым является медаль, а не наоборот. Давайте рассмотрим пример другого рода, где отсутствует прямая формальная отсылка к дательному падежу.

Augustus gave Marcus a medal
Август дал медаль Маркусу


Косвенной объект здесь представлен снова Маркусом, поскольку именно он получил медаль, но в то же время очередность слов в предложении задает общий тон и влияет на использование to в предложении в английском языке. В русском эквиваленте такая разница не присутствует, но латынь во многом функционирует как английский, поэтому мы будем использовать именно англоязычные примеры с целью упростить понимание языка.


ACC

ACC функционирует как прямой объект в предложении. Прямой объект – это существительное, которое подвергается действию, описанному глаголом.

Augustus gave Marcus a medal
Август дал Маркусу медаль


В этом предложении медаль – прямой объект, поскольку именно она подвергается влиянию глагола (медаль была использована так, что была отдана Маркусу). Вы можете поинтересоваться, почему Маркус не является прямым объектом? Потому что «давать» связано с медалью напрямую, в то время как Маркус – косвенный объект, поскольку Август не дал Маркуса медали, а отдал медаль Маркусу.


ABL

Аблатив является одним из тех падежей, которые, в принципе, не слишком часто представлены в английском, как и GEN. Аблатив, вообще-то, используется в куче случаев, но в английском он представлен через использование форм by и with. Очень часто аблатив также используется и со средствами/инструментами в предложении. В предложении такое называется ablative of means (грубо говоря, аблатив инструментов), и выражается через использование by means of ___, или by ___, with ___.

He fixed the cart by means of a hammer
Он починил телегу с помощью молотка


Фраза с by means of находится в аблативе, поскольку выражает именно использование молотка, который был применен для починки телеги.

He fixed the cart with of a hammer
Он починил телегу с помощью молотка / молотком


Пример выше отражает то же самое, что и выражено в предложении до этого пример. With и by means of могут быть заменены друг другом, и если это имеет смысл и предложение не теряет своего значения, не становится бессмысленным, то все в порядке, замена может быть проведена успешно.


VOC

VOC используется для прямого обращения. Иными словами, если обращаетесь к кому-то, то имя этого человека будет находится в этом падеже.

Billy, hand me the phone!
Билли, передай мне телефон!


Билли находится в VOC, поскольку именно к нему и обращается говорящий.

Интересно наблюдать за тем, как существительные представлены в словарях. Давайте посмотрим на словарную форму puella. Обычно она выражена так:

Puella, Puellae, f: girl (девочка)


Первое, что бросается в глаза, это то, что первое слово находится в NOM, второй слово в GEN, затем описывается род существительного, и, наконец, перевод слова. Если у слова присутствует несколько значений, то в словаре описывается именно несколько значений.

Очевидно, что эта информация позволяет вам определить склонение существительного, и именно эти базовые данные помогают определить, как просклонять существительное. Но этим мы займемся на следующих лекциях. А теперь, запишите домашнее задание и не забывайте, что я от вас требую использовать международную терминологию. Иными словами, к примеру, если говорите об именительном падеже, то пишите не ‘именительный’, а NOM.



Задания

  1. В выдуманных пассажах текста, представленных ниже, определите падежи каждого из существительных, основываясь на материале лекции. Опишите, где прямой, косвенный объекты, субъект, именная часть, инструмент, и все остальные элементы падежной системы, описанной в лекции. Если вы найдете что-то еще интересное, с уверенностью описывайте это в ответе. В каждом тексте требуется обнаружить и проанализировать как минимум пять существительных.

    1. «Цезарь всегда являлся великим полководцем, но даже когда он награждал своих подопечных деньгами, пытаясь с помощью золота заполучить их доверие, гарантия того, что его не предадут, не могла быть стопроцентной.»

    2. "Вергилий написал письмо, а его личный слуга медленно поднес это письмо к свече, и совершенно внезапно для обоих сжег его. Мужчина был достаточно нервным, от чего через секунду свеча полетела прямо в слугу, который увернулся от летящего в него предмета, используя собственную ловкость."

    3. "Не зря говорили, что Клеопатра - самая красивая женщина на Земле. Зачастую она призывала своих слуг, даже не произнося их имени, одним лишь щелчком пальцев. К самым верным же слугам она обращалась лично, часто выделяя одного из них своим особым восклицанием вроде "Имхотеп!""
  2. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)

Дополнительные задания

    1. Сочинение-размышление. В русском языке вокатив уже почти не используется, его даже практически не изучают в школьной программе. Поразмышляйте, в чем может быть причина такого отсутствия интереса к одному из ключевых падежей?
    1. Сочинение-размышление. В школьные годы вас анализу падежей, должно быть, учили по-другому. Попробуйте сравнить функциональный подход, представленный в лекции, и тот метод, каким вы выучили то, как работают падежи, в школьное время. Если ваш учитель вас учил использованию падежей тоже через функциональный подход, перечислите его плюсы.
    1. Задание на фантазию. Если бы у вас была возможность упростить систему падежей в латыни, от чего бы вы избавились в первую очередь / добавили что-нибудь к уже существующим падежам? Что бы вы сделали, чтобы «оптимизировать» падежи?
    1. Доклад. Лексикография и составление словарей.
      Подсказка 1: Доклад может быть задан только на реальную тему, информацию по которой можно найти в интернете или печатных источниках. Для написания доклада необходимо использовать не менее двух источников: информация должна быть переработана и представлена «своими словами», сохраняя логическую и структурную целостность.
      Подсказка 2: Работа, текст которой более чем на 50% дословно скопирован из любых источников, оценивается в 0 баллов. При копипасте 35-50% текста работа оценивается в половину баллов. В докладах должно быть минимум 1000 символов или 15 предложений.
      Подсказка 3: В том случае, если объем работы превышает заданный объем минимум в два раза, процент копипаста исключается из объема работы. Если работа продолжает отвечать заданным условиям и заданному объему, она будет оценена без учета копипаста. (с) Правила Хогвартса
  1. (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Показать все комментарии

Латынь

Тест закрито 
Фей Крёстный
Відправлено: Sep 18 2017, 11:13
Offline

европейские штучки
********
Стать:
Великий чарівник VIII
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 4707
Користувач №: 87808
Реєстрація: 13-July 14






  i  



Лекция открыта до конца учебного года. Для всех курсов. Присутствует тест на 25 баллов. Условие лишь одно - сдача основного задания.

Корректорскую проверку лекция еще не прошла.

Объем работ не ограничен (за исключением докладов; более подробная информация в критериях оценки.)

Желаю удачи!

:nya_cool:


^
Фей Крёстный
Відправлено: Sep 19 2017, 07:46
Offline

европейские штучки
********
Стать:
Великий чарівник VIII
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 4707
Користувач №: 87808
Реєстрація: 13-July 14






  i  

Обратите внимание, что основное задание претерпело изменения. Теперь там стоит еще одно условие:


Цитата
В каждом тексте требуется обнаружить и проанализировать как минимум пять существительных.


Удачи в выполнении заданий!


^
ПАВЕЛ ЛЫКОВ
Відправлено: Oct 10 2017, 21:23
Offline

Пользователь
**
Великий чарівник II
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 13
Користувач №: 94570
Реєстрація: 24-July 16





Но функциональный подход, используя английский язык за базу, нельзя применить ко всем европейским языкам. Русский язык имеет падежи, поэтому допускает свободный порядок слов в предложении. Венгерский язык имеет падежи, но не имеет свободного порядка слов в предложении. Так например Nekem van (ВЕНГЕРСКИЙ) - У меня есть. Nek в роли субъекта(Nek + em) можно обозначить как личностный предлог определения; как "+" в финикийском языке. АЗОМ ЕСТЬ ЦАРЬ. (Старый русский) - Я являюсь царём. Но и здесь предлог является субъектом(предикатом).
^
Фей Крёстный
Відправлено: Oct 15 2017, 13:27
Offline

европейские штучки
********
Стать:
Великий чарівник VIII
Вигляд: --
Група: Користувачі
Повідомлень: 4707
Користувач №: 87808
Реєстрація: 13-July 14





ПАВЕЛ ЛЫКОВ, я и не говорю, что можно
просто хотелось как-то все унифицировать и подвести под один стандарт, поэтому я выбрал именно такой подход подачи информации
^
0 Користувачів переглядають дану тему ( Гостей і Прихованих Користувачів)
Користувачів:

Ошибка! Закрита тема Нова тема

 



[ Script Execution time: 0.0766 ]   [ 26 queries used ]   [ GZIP ввімкнено ]   [ Time: 12:21:08, 21 Nov 2024 ]





Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP