Колокола уже давно прозвенели, а студенты так и стояли в коридоре… Дверь в кабинет магического законодательства уже была открыта, а внутри стоял мужчина неизвестной внешности. Белая рубашка, темные брюки и подтяжки, причесанные темные волосы и лучезарная улыбка. Это точно был не профессор магического законодательства, потому студенты так и стояли в коридоре, ожидая Эйдана Коннери. — Вы на магическое законодательство?
– удивленно спросил мужчина, выглянув в коридор. — Д-да,
– неуверенно ответил один из первокурсников, которого вытолкнули вперед.— Тогда чего же вы стоите в коридоре? Заходите!
Пока студенты заходили в кабинет и рассаживались по своим местам, мужчина прошел к доске и написал тему сегодняшнего занятия, а также свое имя. Правовые семьи мира
Англосаксонская правовая семья
— Добрый день! Рад всех вас здесь сегодня видеть! Меня зовут Джон Уокер, теперь я буду вести у вас магическое законодательство.
— А как же профессор Коннери?
– подняв руку, выкрикнула девочка с конца кабинета. — Не волнуйтесь, с ним все хорошо! Посидит немного в тюрьме, да выйдет,
- усмехнувшись сказал мужчина. Студенты сразу же зашептались, обсуждая новую новость, которая теперь вскоре разойдется по всему замку. — Шучу! Мистер Коннери сейчас находится в Ильвермони по программе обмена, а я, как вы видите, нахожусь здесь. Если организационных вопросов больше нет, то давайте начнем.
Мистер Уокер прошел в конец кабинета и взял один из свободных стульев, студенты в это время косо посмотрели на него, не понимая, что происходит. Вместе со стулом профессор из Ильвермони прошел в начало кабинета и поставил его прямо перед первой партой, где уже сидели прилежные студенты, которые немного вздрогнули. — Не бойтесь, у нас в Америке так принято. Профессор должен быть поближе к студентам, нежели у вас, дабы была возможность пообщаться с вами.
— Мистер Коннери уже сообщил мне, что вы должны были проходить источники магического права с профессором Винтерхелл, поэтому мы с вами рассмотрим не столько источники нашего с вами магического права, сколько правовые семьи.
— Запишите определение,
правовая семья – это группа систем права, имеющих сходные признаки. Сегодня мы с вами рассмотрим ту систему права, которая мне и вам намного ближе, нежели другие. Англосаксонкая система права или англосаксонская правовая семья – это такая система права, в состав которой входит Великобритания и все ее бывшие колонии, в том числе, и Австралия, и Канада, и даже Америка, откуда я сам родом.
— Стоит отметить у себя в конспектах, что англосаксонскую систему права также называют системой или семьей общего права, прецедентным правом, а также судейским правом. Почему же это так? Об этом вы порассуждаете уже после занятия и в следующий раз сможете высказать свое мнение.
— Семья общего права построена на прецедентах. Здесь также стоит записать, что прецедент происходит от латинского слова “Precedere”, что в свою очередь означает следовать.
Студенты непонятливо посмотрели на профессора, отчего тот прочитал на их лицах немые вопросы. — Что? Профессор Коннери никогда не давал вам латинские термины? На самом деле современное право построено на Римском праве, а то в свою очередь и использовало латынь. Надо будет поговорить с Эйданом, чтобы он обучил вас латыни…
Встав со своего стула, Джон Уокер подошел к доске и записал латинское слово, после чего вернулся и поудобнее сел на тот же самый стул. — Но… нас учат латыни!
– неуверенно заявила девочка с первой парты.— Учат латыни? Значит плохо учат, скажите, что вам не хватает знаний! Требуйте больше заданий, знаний и занятий! Вернемся к прецеденту, если дословно перевести, то прецедент – это правило следования. А теперь очередное определение, готовьтесь записывать.
Прецедент – это выработанное судом правило поведения, используемое в качестве образца при разрешении аналогичных дел нижестоящими судами в будущем.
— Правило поведения имеет гипотезу, диспозицию и санкцию, а рождается при рассмотрении дела. А фиксируется… А в какой части фиксируется правило поведения? Я вам напомню, что судебное решение состоит из четырех частей: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная.
От студентов не последовало никакой реакции, некоторые начали перешёптываться между собой, но ответа так ни от кого не последовало.— Резолютивная?
– спросил мальчишка со второй парты.— А почему резолютивная?
– подхватил вопрос профессор, начиная общение со студентом.— А потому что там результат?
— Вы не подумайте, что я люблю мучить студентов, я просто люблю, когда студенты сами ведут лекцию, а я отдыхаю. Но, увы, ответ неверный. Прецедент нужно искать в мотивировочной части. Стоит у себя еще отметить, что вывод суда используется только нижестоящими судами, но сам этот суд и вышестоящий не используют его.
— Сам же прецедент состоит из двух частей, внимание, не пугаемся! Первая часть прецедента – Obiter dictum или обстоятельства дела, которые ориентируют на прецедент. Вторая же часть – Ratio decidendi или выработанное судом правило поведения. Из вышесказанного и записанного, можно сделать следующий вывод… само правило поведения как источник права можно найти
во второй части прецедента!
Взяв в руки мел, что лежал на первой парте, профессор вновь пошел к доске и записал пару латинских слов и вернулся на свое же место, попутно подхватив с собой бутылку воды с преподавательского стола.— Самым известным прецедентом за всю историю нашего мира можно по праву считать
«Дело Миранды». В Америке каждый знает про правило Миранды, ибо это основа основ, у вас в Англии с этим же немного пренебрегают. Что за дело Миранды? Сейчас я вам расскажу…
Открыв бутылку и сделав несколько глотков, Джон поставил ее на первую парту и поудобнее сел. — Еще в далеком 1963 году Эрнесто Артуро Миранда совершил… скажем так, преступление. В том же году его поймали, арестовали и начали допрашивать. Допрос шел чуть более двух часов, а в то время полицейские любили пренебрегать своими полномочиями, поэтому допрос был немного жестоким, но сейчас не об этом. После допроса Эрнесто признался, что совершил это самое преступление и тогда его суд сразу же признал виновным. Согласно решению суда, мистер Миранда должен был отбывать наказание в местах лишения свободы в течение 30 лет. Адвокату это не очень понравилось, и тогда он решил написать апелляцию в Верховный Суд штата Аризона, кстати да, все это происходило в штате Аризона. Тогда же Верховный суд штата апелляционную жалобу отклонил и оставил решение в силе. Но адвокат решил не сдаваться и пошел дальше, в Верховный суд Соединенных Штатов Америки, где в 1966 году нашел поддержку у верховного судьи, бывшего прокурора Эрла Уоррена. Так как Эрл был с опытом и знал, как проводят допросы, но и знал он законодательство Америки, именно поэтому он вынес решение, согласно которому сотрудники правоохранительных органов должны сообщать подозреваемым или обвиняемым о том, что они имеют право хранить молчание и давать показания в присутствии своего адвоката. Решение мистера Уоррена было основано на 5 поправке в конституцию США, которая гласит, что обвиняемый имеет право не свидетельствовать против себя. Несколько судей в том судебном заседании остались при своем мнении, но несмотря на это, решение все же было принято. Дело Миранды было пересмотрено, его показания были признаны недопустимыми и не воспринимались как доказательства, но были и другие доказательства, которые все же доказали вину Эрнесто. С тех самых пор каждый полицейский при задержании должен объяснять подозреваемому его права. В дальнейшем правило Миранды было немного усовершенствовано, но суть сильно не изменилась.
— Из магического права Британии могу привести такой пример, как судебное решение 1675 года, принятое Визенгамотом, которое в дальнейшем стало правовым прецедентом для дел, связанных с дачей и получением взяток должностными лицами Магической Британии и подкупа коммерческих управляющих.
— Еще одним источником права в англосаксонской правовой семье является
конституционно-правовой обычай. Что же это такое? Это правило поведения устного характера, сложившееся в ходе многократного повторения. Здесь же надо запомнить, что обычай не пользуется судебной защитой в случае его нарушения!
— Все обычаи являются обычаями до судебного решения, а после – это уже прецеденты. Забегая чуть вперед скажу, что прецедент перерастает в нормативно-правовой акт, но это уже в континентальной системе права. Также обычаи могут быть растолкованы доктринами, то есть комментариями или мнением ученых.
Мистер Уокер быстро вскочил и быстренько начертил на доске схему.— Все правовые обычаи можно условно разделить на конвенции и традиции. Начнем с конвенции или конвенциональных норм, также их называют негласные соглашениями или же джентельменскими соглашениями.
Джентельмен – это вежливый человек, человек чести.
— Здесь можно выделить материальный обычай, то есть негласное соглашение, которое возникает стихийно и соблюдается всеми. А примером такого может являться контрасигнатура (contrasignatura), с латинского – перекрестная подпись.
Контрасигнатура – это скрепление подписи главой государства документа, подписанного ответственным министром. Такой обычай до сих пор соблюдается в Англии, а пошло это все еще с давних времен, был один король, который не умел читать и доверял прочтение и подписания документа своему советнику и только после подписания документа его советником, он сам подписывал документ. Подобный обычай соблюдается и в некоторых других странах, короли уже сами читать умеют, но в силу обычая, они продолжают подписывать документ только после подписи советника. Отсюда и пошло следующее выражение: «Король не может быть не прав, но могут ошибаться его советники».
На этот раз американец не стал вставать и идти записывать латинское слово на доске, надеясь, что студенты итак его записали. — Следующим видом обычаев, наравне с конвенцией можно выделить
традиции или нормы традиции, также их еще называют церемониальными нормами. Традиция происходит также от латинского слова traditio и дословно можно перевести так – «передача». Традиции или процедурные нормы, а их еще и так называют, можно встретить в обыденной жизни. Так, например, традиция пожимать руку пришла к нам еще далеко из древности. Многие думают, что традиция пожимать руки пришла к нам из средневековья, таким образом человек показывает, что он безоружен, но это совсем не так! Когда-то давно, когда еще не было государства и люди жили племенами, нужно было как-то подкреплять свои действия обмена, иначе говоря, заверять договор. Это сейчас мы можем написать договор в двух экземплярах и подписать его, но в то время такое сделать было невозможно, поэтому люди нужен был третий человек, который завяжет покупателю и продавцу руки веревкой, а затем разрежет эту веревку. Таким образом обе стороны имели при себе часть веревки, которая подкрепляла их договор. Но время шло, и люди поняли, что веревку завязывать долго, да и неудобно, ибо нужен третий человек, а пока ты свою веревку завязываешь и разрываешь, потенциальные покупатели и уйдут, потому и решили тогда обойтись без веревок и просто пожимать друг-другу руки в знак совершения сделки и подтверждения договора. Таким образом, пожимая другому человеку руку, вы вступаете с ним в правоотношение. Интересный факт: чуть позже, когда уже появились рабы, им нельзя было пожимать руку, почему же так? А если не пожать руку при встрече, то ты считаешь своего собеседника рабом. Подумайте на досуге!
— И да, профессор Коннери просил подготовить для вас домашнее задание! Пергаменты можете найти у себя в столах,
-- возвращая стул на место, произнес Джон Уокер.
Задания
- Зачем все так усложнять и делить прецедент на две части? Может будет лучше оставить только одну из частей прецедента или вовсе их объединить? Свое мнение аргументируйте.
- Конституционно-правовой обычай считают нормой права, но при этом эта норма права не будет пользоваться судебной защитой. Так можно же тогда называть обычай нормой правой или это нечто иное? Подумайте.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Дело Пьера Жакку (не менее 1000 символов).
- Ролевой отыгрыш. Вы – продавец, который привлекает к себе людей и заключает с ними договор путем завязывания рук веревками. Сколько клиентов вы потеряли или могли потерять? Опишите ваши эмоции, как продавца.
- Сочинение. «Сколько бы наши предки не ошибались, нам предстоит продолжить неизбежную традицию» (с) Михаил Мамчич. Как вы понимаете данное утверждение?
- Задание на фантазию. Как еще люди могли заключить договор, помимо пожимания рук и завязывания рук веревками? Помните, бумаги и письменности еще нет!
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)