*Кристоф Бьёрн стоял у окна с закрытыми глазами, сфокусировавшись только на своих мыслях и фантазии. Сейчас он был далеко, в солнечном Дубае, где сегодня начинался не самый престижный, но весьма оплачиваемый магловский турнир с участием знатных игроков, буквально знатных. Арабские шейхи и принцы обожают это состязание и охотно играют на деньги, для того чтобы пощекотать себе нервы в соревновании против сильнейших шахматистов мира. Бьёрн сам мог быть сейчас там, в окружении официанток, которые дадут фору некоторым супермоделям, и иметь возможностью сорвать огромный куш. А Кристоф любил славу, деньги и женщин.
Однако из-за невнимательности при заключении контракта он упустил пункт о том, что не может покидать школу в учебное время, на что ему не преминули указать директор и главный инспектор, и теперь профессор был обречен читать нудную лекцию недомеркам, которые вряд ли отличат королевский гамбит от омлета с помидорами. А ведь Кристоф сейчас мог бы находиться в раю.
Тяжело выдохнув, Бьёрн понял, что его дергают за рубашку, и, очнувшись от наваждения, увидел, что класс заполнен учениками. Мало того, один из них был причиной «пробуждения» преподавателя.*
— Профессор, колокол прозвонил пару минут назад!
— Я сам знаю! Сядь на свое место. — *Раздражительность была присуща профессору, когда он терял возможность заработать денег или прославиться, потому он ничуть не пожалел юнца с желтым значком на груди.
Мысленно досчитав до 64-х, преподаватель снова выдохнул и начал читать весьма нудную, но важную для обучения лекцию.*
— На прошлом уроке мы с вами познакомились со стадиями игры: изучили, как что в этих стадиях называется, что за чем следует, какие разновидности каждой стадии выделяют в шахматах.
Сегодня мы приступаем к наиважнейшему — к практическому изучению шахматной игры. И начнем мы даже не с эндшпиля. Я называю эту стадию «постэндшпиль». И если вы где-то скажете, что я произнес такое слово, то вас осмеют, а я после этого вас убью.
*Раздражение всё не отпускало, поэтому Кристоф замолчал, чтобы взглядом найти в классе знакомую слизеринку и дождаться от нее успокаивающей улыбки, и затем продолжил:*
— Итак, постэндшпиль — это ситуация, когда на доске с одной стороны остается голый король (без всякой поддержки своих фигур), а с другой — король с фигурами, которых достаточно для того, чтобы заматовать вражеского короля.
Так что сегодня мы поговорим о том, как ставить мат одинокому королю. Сперва небольшое отступление. Есть всего 4 возможности поставить мат королю, имея в наличии только короля и минимальный набор фигур. Это:
— король и ферзь;
— король и ладья;
— король и два слона;
— король, слон и конь.
Король и пешка тоже нередко ставят мат одинокому королю, однако пешку еще нужно превратить в ладью или ферзя. А это не такая уж и простая задача, даже если вам мешает один только голый король, но об этом мы с вами поговорим на следующих уроках. Итак, заматовать одинокого короля с помощью вышеперечисленного набора фигур можно только на краю доски, а легкими фигурами — еще и лишь в самом углу. Поэтому первое, что вы должны понять, — это как правильно оттеснять короля на край доски. Причем во всех случаях, кроме оттеснения ферзем, фигурам нужна помощь короля, для того чтобы вражеский король оказался на краю доски. Обратите внимание, как нужно правильно оттеснять короля при помощи ферзя.
Мат королем и ферзем одинокому королю
Начинать можно с любых полей. Прежде всего ферзь максимально близко (но не на соседнюю клетку, иначе он будет съеден королем) подбирается к вражескому королю. Далее, при помощи нехитрых махинаций делая ходы в том же направлении, что и король, на такое же расстояние, ферзь отнимает у короля доступные для движения пункты, пока тот не будет вынужден оказаться на краю доски. Очень важно запомнить последний ход ферзя (имеется в виду предпоследний ход, так как последним ферзь ставит мат), прежде чем ваш король начнет приближение к вражескому. Ферзь должен занять предпоследнюю линию доски, когда вражеский король стоит на последней линии, — если этого не сделать, есть вероятность пата.
Пат — это такая ситуация в шахматах, когда у одного их противников нет ни одного возможного хода ни одной из фигур. При этом, несмотря на количество и расстановку фигур на доске, результатом партии является ничья. Пата нужно опасаться, когда у вас есть лишние фигуры, в то же время его нужно добиваться, когда вы остаетесь в меньшинстве.
Итак, ваш король подходит к королю противника, и ферзь может объявить ему мат.
Схожая ситуация бывает, когда король и ладья ставят мат одинокому королю. Только ладья не отнимает клетку по диагонали, поэтому при оттеснении объекта мата на край доски ей нужна помощь короля. При этом короли должны стать в оппозицию (стоять друг напротив друга, чтобы между ними была всего одна клетка), и тогда ладья может объявить шах, оттесняя короля на следующую линию. Мат ставится таким же образом. В отличие от ферзя, ладья может поставить мат только на крайней линии.
Мат ладьей и ферзем одинокому королю
Стоит заметить, что достаточно выучить способ оттеснения короля ладьей, а метод с ферзем пропустить. Однако ситуации с тяжелой фигурой (ферзем или ладьей) и королем в эндшпиле наиболее часты, особенно в партиях начинающих игроков, поэтому досконально изучите эту информацию.
Идем дальше. Мат двумя слонами в исполнении куда сложнее, чем мат тяжелой фигурой, по некоторым причинам. Прежде всего, короля нужно загнать не на край доски, а в угол и, учитывая то, что слоны не могут защитить друг друга, нужно следить за их безопасностью. Конечно, ладья и ферзь также не могут защитить сами себя, но они способны загонять короля издалека, им достаточно оттеснить его к краю доски. Слоны же должны находиться в непосредственной близости к своему и к вражескому королю.
Мат двумя слонами одинокому королю
Здесь очень важна последовательность ходов, особенно когда король находится уже на краю доски и загоняется в угол, где получает мат.
Что касается мата слоном и конем, то ситуации с подобным исходом настолько редки, что большинство даже самых именитых шахматистов не могут сходу поставить этот мат. Прежде всего, гонка за королем продолжается очень долго. Нужна точность каждого хода, чтобы заставить короля попасть в нужный угол. Кстати, да: в случае, когда королю противостоят король, слон и конь, форсированный мат (то есть неизбежный, тот, против которого нет защиты) может поставить только слон. А значит, на поле есть только два угла, где можно заматовать короля, — ситуация в два раза сложнее, чем с двумя слонами, верно? Приведу только итоговую позицию, к которой вам и нужно стремиться:
Мат слоном и конем одинокому королю
— Профессор, а два коня?
— А что два коня? А, мат? Нет, мисс, два коня не ставят мат. Точнее, позиции, где два коня матуют короля на краю доски, имеются, однако же это возможно только при крайне глупой игре вашего противника, так что даже не старайтесь и предлагайте ему ничью. Потому что выиграть партию вы не можете, только противник может ее проиграть.
Для начала вам нужно освоить этот материал, чтобы затем приучиться к более сложным постановкам мата. А пока у вас есть время, чтобы немного попрактиковаться на моих шахматах: разбейтесь на пары и попробуйте поставить друг другу мат.
Задания
- Выделите основные тезисы лекции, как правильно ставить мат одинокому королю. К двум-трем тезисам приведите объяснения, почему важно ставить королю мат именно таким способом.
- Решите задачи-одноходовки. Для каждой диаграммы нужно указать все варианты мата в 1 ход.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение-рассуждение. «Выиграть партию вы не можете, только противник может ее проиграть». Порассуждайте над этим выражением. Прав ли профессор, когда так говорит, и неужели в случае ничейных позиций (к примеру, два коня и король против короля) нужно предлагать ничью? Как бы вы поступили, играя с опытным противником, с новичком?
- Придумайте свою собственную фигуру, в которую можно превратить пешку (вместе с возможными ходами этой фигуры на поле), и опишите процесс матования одинокого короля. Юмор приветствуется.
- Доклад с элементами фантазии. Однажды некто Василий Морковченко умудрился поставить мат магловскому чемпиону мира по шахматам Максу Эйве. Расскажите об этом случае. Юмор приветствуется. Минимум 1200 символов.
- Ролевой отыгрыш. Практическая часть лекции и объяснение материала профессором (с учетом его настроения). Демонизировать профессора запрещается. Минимум 1600 символов.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)