*Стоял тихий солнечный день. Опавшие листья яблони укрывали прилегающую территорию замка белым ковром. Год назад профессор Менотти побывала в американской школе волшебства Ильверморни, в похожий весенний день. Глядя в окно и наблюдая за тем, как Гремучая ива пытается сбросить со своих ветвей птиц, присевших отдохнуть, женщина улыбнулась навеянным воспоминаниям, а когда обернулась, то увидела собравшихся в классе ребят.* – Добрый день, студенты. Школьный колокол уже прозвенел, так что начнём последний в этом году урок.
Поговорим мы сегодня о символике узла: что означает этот символ в целом, а также о том, что символизирует конкретный «представитель» этого семейства – так называемый
Гордиев узел. О различных узлах мы с вами толком не беседовали. Теперь же пришло время сделать это.
~ Узлы в символике :: Гордиев узел ~
–
Узел в общем и целом – необыкновенно «богатый» на значения символ. Он фигурирует практически в каждой мировой религии и несёт глубинный и таинственный смысл. Какой? Сейчас объясню.
Во-первых,
узел – это символ единства и братства. Это, пожалуй, его центральное значение. В буддизме и христианстве узел олицетворяет единство Творца и Матери-Земли, единство всей материи, из которой состоит окружающий нас мир.
Отсюда вытекает второе значение:
узел – это символ божественного союза, говорящий о наличии связи между смертным человеком и бессмертным Богом. Это свойство роднит узел с символикой Анкха в Древнем Египте.
В-третьих,
узел – это символ бесконечности. Если внимательно посмотреть на картинку, которую вы видите перед собой, то очевидным окажется отсутствие у такого узла начала и конца. Он непрерывен, замкнут, так же как круг, уроборос или восьмёрка (символ бесконечности).
В-четвёртых,
узел – это символ защиты. В исламе существует поверье, согласно которому символ узла помогает защититься от дурного сглаза или порчи. Это свойство роднит его с символикой лабиринта в Древнем Китае.
В-пятых,
узел – это олицетворение клятвы, обета.
Также это символ обещания. В средневековой Франции на мантии инока завязывали три узла, которые должны были напоминать ему о трёх обязательствах: жить в бедности, быть целомудренным и послушным. Отсюда, кстати, и пошло выражение «Завязать узелок на память».
В-шестых, символика узла носит также
значение любовных/дружеских отношений, прочной связи между двумя влюблёнными/друзьями, их обязательств друг перед другом.
В-седьмых,
узел является символом привлечения/захвата чего-либо: будь это счастье, удача, деньги, урожай или болезнь, несчастье, порча. В данном контексте проявляется
двойственность узла как символа.
В магическом мире символ узла также широко использовался. Поскольку любой узел – это всегда что-то запутанное и сложное, то очень скоро алхимики, а вслед за ними и другие маги сообразили, что этим значком можно шифровать свои труды, чтобы защитить их от магглов. Колдуны стали использовать рисунки узлов для обозначения заклинаний и рецептов. В последствие
узел стал символизировать некую тайну, что-то непонятное, хитроумное и запутанное.
*Сделав паузу, Миранда извлекла из недр своего стола большой плакат с изображением сцены древнегреческого мира.*– Знакомьтесь. Перед вами
Гордий (тот, что в повозке), фригийский царь, создатель узла, который назвали в его честь.
Согласно легенде, царство Фригия в IV веке до н.э. осталось без царя. И тогда люди обратились за помощью к оракулу. «Кому быть правителем страны?» – спросили они. И оракул ответил: «Избрать нужно того, кого первым встретят люди на пути к храму Зевса. И должен тот непременно ехать в повозке». Этим счастливчиком оказался простой земледелец Гордий, которого жители Фригии нарекли своим царём. Гордий основал новую столицу, а в её цитадели разместил свою повозку, которая помогла ему прийти к власти. Ярмо повозки он опутал сложнейшим узлом из кизилового лыка. Такой узел получил название «гордиев». Предание гласило: тот, кто сможет его распутать, станет властителем всей Азии.
Этим смельчаком оказался Александр Македонский, который пришёл завоёвывать Фригию в 333 году до н.э. Войдя в храм, где стояла повозка с узлом, Александр не стал вручную распутывать эти хитросплетения, а просто выхватил меч и разрубил узел одним быстрым ударом. Жрецы в ужасе изрекли новое пророчество: «Да, он завоюет мир, но не дипломатией, а силой меча!». Так появилось выражение «Разрубить гордиев узел», то есть решить сложную проблему или задачу простым способом.
Александр Македонский разрубает узел – Современные математики рассматривают форму гордиева узла как тору – геометрическое тело, похожее на бублик, которое движется непрерывно, выходя из одной «петли» и входя в другую. Наука дала этому узлу своё название –
математическая модель вселенной. В основе данной теории лежит уже известный вам принцип единства, соединения Материй, создания Мира из Пустоты и Хаоса.
Тот же принцип единства лежит и в основе американской школы волшебства
Ильверморни, где мне довелось побывать год назад. Отбор студентов на факультеты осуществляется путём посещения вестибюля, на гранитном полу которого изображён гордиев узел. Студент встаёт на изображение и ожидает реакции одной из заколдованных фигур, символизирующих факультеты.
Если вы знакомы с историей школы Ильверморни, то вам будет понятен выбор данного символа её основателями. Узел означает единство всех магов, ведь Ильверморни – самая демократичная магическая школа не только в Америке, но и в мире. Несмотря на тяжёлые времена, пережитые гонения, предательство и смуту, волшебники Америки сумели выстоять и, без сомнения, заслужили право
вместе обучаться в стенах этого учебного заведения.
*На этой возвышенной ноте и закончился урок. Студенты записали домашнее задание и со звоном колокола вышли из аудитории, торопясь на другие занятия. Миранда вздохнула и стала сворачивать плакаты.*
Задания
- Объясните, почему узел (в широком смысле) ассоциируется с хитростью и запутанностью? Что общего у этих понятий?
- Что символизирует гордиев узел в школе Ильверморни?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Узловое письмо у разных народов мира. По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Как вы понимаете фразу: «Дурак узел завяжет – умный не развяжет»? Чему она учит?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. В чём плюсы и минусы узелков как «напоминалки» для человека?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Верно ли то, что узел – это символ интеллекта? Рассматривая историю про Гордия, можно сказать, что он оказался мудрым, придумав сложный узел. Но Александр Македонский не смог (или не захотел) развязать узел, а просто разрубил его мечом. Кто же из них умнее? Тот, кто придумал сложный узел, или тот, кто нашёл простое решение сложной задачи?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)