*Миранда сегодня была одета торжественно: белая блузка с высоким кружевным воротником, строгая чёрная юбка-карандаш, на груди красовалась брошь с большим сверкающим камнем. И, конечно, мантия. Женщина сидела за столом, наблюдая, как студенты занимают свои места и негромко переговариваются друг с другом. А ведь они уже совсем взрослые! Скоро они выйдут из стен замка и вступят в самостоятельную жизнь. Волшебница очень надеялась, что каждый из них найдёт свою дорогу.*~ Лабиринт ~
– Здравствуйте.
Как быстро летит время! Я помню, как вы в первый раз зашли в этот кабинет, как сияли ваши глаза и как вам хотелось поскорее всему научиться. Теперь вы выпускники, и сейчас у вас действительно последние уроки.
*Нотки грусти в голосе скрыть не удалось.*– Каждому из вас вскоре придётся выбирать свой жизненный путь, полный испытаний, приключений и опасностей. Мне бы хотелось, чтобы вы не забывали Символику и всегда помнили о том, что эта наука теснейшим образом связана с нашей обыденной жизнью и историей. Посему поговорим мы сегодня о значении
лабиринта. Почему именно о нём? Надеюсь, к концу занятия вы поймёте.
– Делия Стейнберг Гусман писала:
«Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему — это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции». И она во многом права.
Для начала рассмотрим прямое значение данного слова.
Лабиринт – это архитектурное сооружение, построенное так, что, однажды зайдя в него, невозможно или же очень трудно выбраться обратно. Придумали его древние греки и римляне. Именно им пришла в голову идея строить большие по площади сооружения с огромным числом залов, комнат, коридоров и переходов, чтобы запутать человека, находящегося в нём. Делалось это с целью дезориентации. Суть была в том, что человек, не знающий сложного плана здания, не мог найти выход.
В древности лабиринты были обычным явлением. Практически каждая цивилизация упоминает их в своих хрониках. Изучив соответствующие материалы по древней архитектуре, мы найдём множество примеров, подтверждающих это: критский лабиринт Минотавра, Фаюмский лабиринт на севере Египта, самосский лабиринт Поликрата, италийский лабиринт Порсены и другие.
Также были распространены лабиринты, выложенные из камней. Они представляли собой спиралевидные тропинки, по которым двигались древние люди, совершая ритуалы и обряды. Во всяком случае, это одна из версий. Самые известные каменные лабиринты сохранились на Соловецких островах и в Карелии.
В эпоху Средневековья лабиринтом стали называть извилистые и запутанные улочки больших городов. И дело не только в запутанности. Само слово «лабиринт» переводится буквально как «улица, переулок, ущелье» или «крепость» (оба слова древнегреческого происхождения). Запутанными улицами могут похвастаться и современные мегаполисы, например, Бостон, Венеция, Токио, Марракеш, Амстердам и другие города мира.
А в 17-18 веках многие сады богатых вельмож превратились в красивые композиции из узких дорожек и подстриженных на одинаковую высоту кустов. Дорожки, естественно, были запутаны. Такие ландшафты стали называть «зелёными лабиринтами».
– Как известно, символика рождается там, где у слов появляются переносные или метафорические значения. Со временем такое интересное сооружение как лабиринт стало восприниматься людьми не только, как постройка, но и как что-то символическое. Поэтому мы переходим к рассмотрению лабиринта как символа. Скажу только, что толкований существует очень много. Я дам лишь самые основные. Остальное изучение зависит от силы вашей любознательности.
Первое толкование. Лабиринт состоит из одной непрерывной линии (пути), которая изгибается и меняет направление. Этот путь может быть извилистым и долгим, он имеет множество развилок и поворотов. Выбор одного направления зависит от выбора другого. Вся сложность в том, что отыскать тот единственный путь, который выведет вас из лабиринта, очень непросто. Именно поэтому люди стали сравнивать лабиринт и прохождение через него с
человеческой жизнью, с жизненным путём. Наша жизнь трудна и запутанна. Каждый из нас ищет свою дорогу, своё направление, своё место под солнцем. Духовный поиск пути и есть лабиринт. Он ассоциируется с непрерывным движением. Если смотреть шире, то это движение продолжается и после смерти человека. Отсюда вытекает значение
бесконечности и
бессмертия.
*Миранда прохаживалась по классу, наблюдая за тем, слушают ли студенты её рассказ. Сделав пару замечаний, касающихся в основном дисциплины, волшебница вернулась к доске и с помощью магии сменила колдографии. Преподавательница заметила, что многие с интересом разглядывают представленные лабиринты.* – Продолжим.
Второе толкование символа – это
запутанность, помехи, неразбериха, тупик, замкнутое кольцо, проблемы, которые не получается решить, и, как следствие, душевные муки. Нередко на нашем жизненном пути встречается масса помех, препятствий и остановок. Принимая решение, мы выбираем то направление в лабиринте жизни, которое считаем верным. Но это отнюдь не значит, что в итоге оно будет правильным. Из-за неверно принятых решений мы заходим в тупик, в нашей жизни появляется путаница. Находясь внутри лабиринта, мы видим только систему развилок перед собой, но не видим общей картины сверху. Следовательно, мы не знаем, каким будет следующий поворот: верным на пути к цели или нет.
– Третье значение связано с символикой природы. Центр лабиринта принято ассоциировать с женским началом, с Матерью-землёй,
истоками, с тем, к чему стремится каждый человек, и тем, откуда рождается сама жизнь. Как правило, добраться до центра лабиринта трудно. На пути к нему человек может потерять веру в себя и свои силы, потерять надежду на обретение и даже саму цель. Преграды и опасности, неверно принятые решения сбивают с толку. И оттого сложнее решить проблему и прийти к истокам, чтобы всё понять.
Отсюда плавно вытекает ещё одно значение данного символа – обретение тайных знаний, чего-то сокровенного, что так хочется найти.
Жизненная мудрость является высшей наградой для каждого, кто готов пройти по лабиринту жизни. Найти его центр – значит, обрести ключ к решению всех проблем и разгадать все тайны. Но, как вы понимаете, это требует выносливости и смекалки.
*Миранда взмахнула палочкой в направлении книжного шкафа, стоящего справа. Нужная брошюра изящно вспорхнула с полки и, пролетев по воздуху, опустилась в руки к профессору. Та открыла её на странице с закладкой и продолжила лекцию, время от времени поглядывая в текст.* – Но помимо всех этих философских значений у символики лабиринта есть и практическое применение –
защита. Лабиринт олицетворяет защищённость, как материальную, так и ментальную. Например, в древнем Китае практически у каждого дома строился лабиринт. Это делалось для того, чтобы запутать воров, которые могли проникнуть в жилище, и тем самым обезопасить себя и свою семью. Позднее лабиринт стал символизировать и
защиту от злых духов. Обереги с изображением простейшего лабиринта вешались над входными дверями, а иногда и просто вырезались на стене с целью сбить духов с пути и не дать им проникнуть в дом.
*Посмотрев на песочные часы, волшебница удивилась тому, как же быстро прошло время!*– Вы все знаете историю нашей школы. В 1995-ом году на территории замка проходило третье испытание Турнира Трёх Волшебников – магический лабиринт, заколдованный профессором Грюмом. Избранным чемпионам пришлось нелегко. Лабиринт постоянно менялся, стены из жёстких стеблей кустарников двигались, создавая тупики и ловушки. Это испытание и есть прямое доказательство нашей борьбы, преодоления препятствий, прохождения пути, ведущего к цели.
Сколько легенд и волшебных историй сложено об этом удивительном архитектурном сооружении! Лабиринт буквально окутан тайнами. Многие сотни лет человечество изучает его в надежде когда-нибудь раскрыть все его секреты, понять символику и предназначение.
Вам же, дорогие ученики, я желаю каждому из вас найти свою дорогу в этом трудном лабиринте жизни. И идите по нему танцуя. До свидания!
*Колокол прозвенел очень кстати. Миранда заметила, что некоторые из студентов весьма неохотно покидали кабинет Символики, словно нарочно задерживаясь у парт, книжных полок или в дверях.
Но перемена кончилась, ученики постепенно разошлись по другим кабинетам, и Миранда осталась один на один с книгой, которую держала в руках. На обложке значилось: «Книга символов: с древнейших времён и до наших дней». Женщина улыбнулась: ведь именно с этой книги начинался её самый первый урок.*
Задания
- Объясните, почему лабиринт ассоциируется с человеческой жизнью?
- Каким образом символ лабиринта защищает дом от воров и злых духов?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Каменные лабиринты на Соловецких островах. По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Как вы понимаете данное высказывание: «Если идти за тем, кто заблудился в лабиринте, очень легко заблудиться самому. Но оба, зайдя в лабиринт, будут искать из него выход»? (Юкина Соноги)
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. От чего зависит выбор жизненного пути? Какие факторы влияют на это?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Вспомните (или посмотрите) маггловский фильм «Лабиринт фавна». Расскажите, где находится лабиринт и что символизирует?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)