История написания:Показати текст спойлеру
Первый том книги (нем. «Eine Abrechnung») был опубликован 18 июля 1925 года. Второй том, «Национал-социалистическое движение» (нем. «Die nationalsozialistische Bewegung») — в 1926 году. Первоначально книга называлась «4,5 года борьбы против лжи, глупости и трусости». Издатель Макс Аманн, сочтя название слишком длинным, сократил его до двух слов: «Моя борьба».
Гитлер диктовал текст книги Эмилю Морису во время своего заключения в тюрьме города Ландсберг и, позже, в июле 1924 года, Рудольфу Гессу. По утверждению издателя «Херст энд Блэкетт», доходы от второго издания «Майн кампф» пошли в пользу Красного Креста.
В 1928 году было написано продолжение — «Вторая книга» или «Цвайтес Бух» (нем. Zweites Buch), не опубликованное при жизни Гитлера.
Оглавление:Часть первая. Расплата1. В отчем доме (нем. Im Elternhaus)
2. Венские годы учения и мучения
3. Общеполитические размышления венского периода
4. Мюнхен (нем. Munchen)
5. Мировая война (нем. Der Weltkrieg)
6. Военная пропаганда (нем. Kriegspropaganda)
7. Революция (нем. Die Revolution)
8. Начало моей политической деятельности (нем. Beginn meiner politischen Tatigkeit)
9. Немецкая рабочая партия (нем. Die „Deutsche Arbeiterpartei“)
10. Подлинные причины германской катастрофы
11. Народ и раса (нем. Volk und Rasse)
12. Первоначальный период развития германской национал-социалистической рабочей партии.
Часть вторая. Национал-социалистическое движение1. Мировоззрение и партия (нем. Weltanschauung und Partei)
2. Государство (нем. Der Staat)
3. Житель и гражданин (нем. Staatsangehoriger und Staatsburger)
4. Личностное начало и народное государство (нем. Personlichkeit und volkischer Staatsgedanke)
5. Мировоззрение и организация
6. Первая стадия нашей работы. Значение живой речи
7. Наши столкновения с красным фронтом
8. Сильные больше всего крепки своей самостоятельностью
9. Мысли о значении и организации штурмовых отрядов
10. Федерализм как маскировка
11. Пропаганда и организация
12. Проблема профсоюзов
13. Иностранная политика Германии после войны
14. Восточная ориентация
15. Тяжесть положения и права
Основные идеи:Книга отражает идеи, реализацией которых стала Вторая мировая война. Гитлер использовал основные тезисы популярной в то время идеологии «еврейской угрозы» о монопольном захвате мировой власти евреями. Например, утверждается, что международный язык эсперанто может стать частью еврейского заговора.
Также из книги можно узнать подробности детства Гитлера и то, как сформировались его политические взгляды. Так, живя в Австро-Венгрии, он проводит различие между немецким национализмом и австрийским «габсбургским» патриотизмом, отдавая предпочтение первому. Большую опасность для немецкой общины Австро-Венгрии он видел в «славянизации» этой страны, где славянские центры (Лайбах, Лемберг, Прага) усиливались, тогда как австрийские немцы постепенно теряли свои позиции. В этом свете у него сформировалось отрицательное отношение к парламентаризму и социал-демократии, которые были неспособны защитить немецкое меньшинство. Кроме того, антисемитизм Гитлера усилился тем фактом, что процент евреев среди лидеров австрийской социал-демократии был высоким. Именно «ударом в спину» со стороны «еврейской социал-демократии» Гитлер объяснял проигрыш Германской империей и Австро-венгрии в Первой мировой войне. Веймарскую республику он также считал «еврейско-демократической империей» (нем. Das judisch-demokratische Reich). Между тем с высокой симпатией Гитлер относился к профсоюзам, полагая, что они смогут стать инструментом оздоровления нации. Большое внимание уделяется пропаганде как средству манипуляции массой, посредством обращения не к её разуму, но к её чувству.
XI глава первой части книги чётко выражает расистское мировоззрение Гитлера, разделяющее людей по происхождению. Расы находятся в отношениях борьбы за существование, а смешение между ними гибельно. Высшей расой Гитлер считал арийцев, состоящих из германских и романских элементов. Отличительной особенностью этой расы является светлый цвет кожи. Её высокое положение обусловлено тем, что наука, техника и искусство — являются продуктом творчества одной этой расы:
Цитата |
Арийцы явились основоположниками человечества. |
Антиподом арийцев Гитлер называл евреев: если арийца характеризует идеализм и самопожертвование, то евреев характеризует эгоизм и инстинкт самосохранения. «Миф» об особых талантах евреев основан на мнении, что евреи умеют аккумулировать и воспроизводить культуру других народов, не имея своей собственной.
Цитата |
Евреи никогда не были кочевниками, но паразитировали на теле других народов. |
В IV главе второй части Гитлер заменяет парламентаризм принципом вождизма, когда всё решает не большинство, но один человек, стоящий на разных ступенях «народного государства» (нем. Der volkische Staat). Элементы парламентаризма сохраняются, но играют вспомогательную, совещательную роль при вожде (фюрере). Таким образом, разлагающему верховенству массы, большинства и количества противопоставляется верховенство и ответственность личности.
В VII главе второй части Гитлер объясняет смысл нацистской символики:
Цитата |
Красный цвет олицетворяет социальные идеи, заложенные в нашем движении. Белый цвет — идею национализма. Мотыгообразный крест (нем. Hakenkreuz) — миссию борьбы за победу арийцев (нем. des arischen Menschen) и вместе с тем за победу творческого труда. |
Гитлер также говорит о необходимости грядущей войны, обосновывая её необходимостью расширения жизненного пространства. Самую большую опасность для Германии, по его мнению, представляет Франция, которая, с одной стороны, уже имела опыт отторжения (Эльзас-Лотарингия) и оккупации немецких земель (при Наполеоне I), а, с другой стороны, проводит внутреннюю политику расового смешения:
Цитата |
В расовом отношении Франция претерпевает теперь столь сильные негритянские влияния, что скоро можно будет уже говорить о возникновении нового африканского государства на европейской территории. |
Россию Гитлер воспринимал больше как пространство для территориальной экспансии, государственным ядром которого некогда были германские элементы, вытесненные или уничтоженные евреями в ходе большевистской революции:
Цитата |
Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев (нем. das Joch der Juden), так и одни евреи не в силах надолго держать в своём подчинении это громадное государство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации (нем. Ferment der Dekomposition). Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки. Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. |
Популярность до ВМВ:Показати текст спойлеру
До выборов 1932 года, в результате которых Гитлер получил власть в Германии, книга продавалась довольно вяло. В 1930 году распродано 54 000 экз., в 1932 году — 90 351 экз., в 1934 году — 854 127 экз. В последующие годы издательство Franz-Eher-Verlag за каждое переиздание книги начисляло Гитлеру от 1 до 2 миллионов марок. Гитлер отказался от выплаты ему вознаграждений полностью. По другим данным Гитлер сделал на книге состояние. Книга в качестве обязательной литературы выдавалась бесплатно не только «товарищам по партии», но и c 1936 года — молодожёнам при бракосочетании вместо Библии. Ещё до начала Второй мировой войны появились английский, французский, русский и другие переводы, было продано около 500 тыс. переводных экземпляров. В СССР перевод Григория Зиновьева был издан в 1933 году ограниченным тиражом для изучения партийными работниками. Полный перевод на английский был сделан Джейсом Мерфи (Dr James Murphy) в 1936 г. по заказу министерства пропаганды Германии.
Издания после ВМВ:Показати текст спойлеру
В 2005 году книга вошла в список книжных бестселлеров в Турции с объёмом продаж, по разным данным, от 50 до 100 тысяч экз. за три месяца. После этого книга была изъята из продажи. В январе 2011 года книга была выпущена в КНР (в переводе на китайский язык) пекинским литературным издательством «Бэйфан», тиражом в 10 тысяч экземпляров.
Русскоязычные издания:В 2006 году Общественная Палата РФ выступила с инициативой создания списка запрещённых книг, во всех версиях которого присутствует сочинение Гитлера[14]. Первую в СССР попытку широкой публикации некоторых глав из «Майн кампф» осуществил «Военно-исторический журнал» в 1990 г.(перевод подполковника Владимирова Н. С.)
Первое массовое полное издание книги в России (не считая ограниченного тиража в СССР для партийных работников в начале 1930-х) было осуществлено издательством «Т-Око» в 1992 году (в том же переводе Зиновьева). За последнее время книга была издана несколько раз:
- Адольф Гитлер. «Моя борьба» = «Mein Kampf». — Т-Око, 1992.
- «Моя борьба», пер. с нем., 1998, с комментариями редакции, Москва: издательство «Витязь».
- «Моя борьба», пер. с нем., 2002, издательство «Русская правда».
- «Моя борьба», пер. с нем., 2003, Москва: издательство «Социальное движение».
- «Моя борьба» — Харьков: ООО «Свитовид», 2003. — 704 с. ISBN 966-7921-35-1
Авторские права на книгу:Показати текст спойлеру
До 1945 года авторские права на книгу принадлежали издательству НСДАП Franz-Eher-Verlag, располагавшемуся в Баварии. В настоящее время авторское право на издание книги принадлежит Баварии, получившей его от США в 1946 году. В правительстве Баварии вопросами авторского права на книгу занимается министерство финансов. С тех пор министерство финансов не давало разрешений на издание этой книги и заявляло о своём намерении и в дальнейшем проводить такую же политику. Также министерство практикует обращения в уполномоченные органы других государств с просьбой о запрете издания книги и её свободной продажи. Срок действия авторского права на эту книгу в Германии заканчивается 31 декабря 2015 года.
Запрет в России:В соответствии с федеральным законом от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещено распространение экстремистских материалов (в их число включены также труды руководителей НСДАП, — а значит, и книга Адольфа Гитлера «Моя борьба»), а также их производство или хранение в целях распространения.
В июле 2009 года исторический сайт «Хронос» был заблокирован на несколько дней по требованию ГУВД Санкт-Петербурга; причина — размещённый на сайте конспект книги «Mein Kampf».
В марте 2010 г. решением Кировского районного суда города Уфы книга была признана экстремистским материалом в РФ.
Цитата |
Книга содержит элементы автобиографии Гитлера с изложением идей национал-социализма, выражает милитаристское мировоззрение и оправдывает дискриминацию и уничтожение лиц неарийских рас, отражает идеи, реализацией которых стало начало Второй мировой войны |
— говорится в сообщении главного надзорного ведомства страны. По поручению прокуратуры Республики Башкортостан прокуратура Кировского района города Уфы провела проверку исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, в результате которой подтвердился факт свободного распространения книги «Mein Kampf». В связи с этим прокурор направил в суд иск о признании указанной книги экстремистским материалом. В Генпрокуратуре указали, что
Цитата |
в соответствии со ст. 1 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ отнесение документов к трудам руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии является основанием автоматического признания их экстремистскими материалами и не требует дополнительной аргументации и проведения экспертизы. |
Кировский районный суд согласился с позицией прокуратуры и признал книгу Адольфа Гитлера экстремистским материалом. 13 апреля 2010 года решение суда вступило в законную силу и книга была внесена в Федеральный список экстремистских материалов (№ 604).
В июле 2010 года суд Центрального района г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края постановил ограничить доступ к интернет-ресурсам «Либрусек» (в постановлении ошибочно написано lib.rus), thelib.ru, zhurnal.ru, «Архив Интернета» и др., на которых размещались экстремистские материалы, в том числе книга «Моя борьба».
5 февраля 2014 года федеральный судья Центрального районного суда Хабаровска Романова Ирина Александровна вынесла решение об удовлетворении иска прокурора о запрете доступа к Википедии в связи с тем, что в этой статье ранее были ссылки на книгу «Моя борьба».
О второй книге:Показати текст спойлеру
История публикации:Показати текст спойлеру
Гитлер подготовил две копии рукописи, лишь одна из них была опубликована. «Цвайтес бух» не вышла в 1928 году, так как «Майн Кампф» продавалась плохо, и издатель сообщил Гитлеру, что выход второй книги ещё более снизит продажи «Майн Кампф». Когда после выборов 1930 года «Майн Кампф» начала хорошо расходиться, Гитлер решил, что «Цвайтес бух» раскрывает слишком много его истинных внешнеполитических целей, и рукопись была в 1935 году помещена в сейф бомбоубежища, где её и обнаружил в 1945 году американский офицер.
Книга была впервые опубликована на немецком в 1961 году, «пиратский» перевод на английский вышел в 1962 году.
Содержание:1. Война и мир
2. Необходимость борьбы
3. Раса и воля в борьбе за власть
4. Элементы внешней политики
5. Внешняя политика национал-социалистов
6. Немецкие нужды и цели
7. Политика Второго рейха
8. Военная мощь и ошибочность восстановления границ как цели
9. Безнадёжность экономической ситуации
10. Необходимость активной внешней политики
11. Германия и Россия
12. Внешняя политика Германии
13. Цели Германии
14. Англия в качестве союзника
15. Италия в качестве союзника
16. Итог
Цитаты из книги:
Цитата |
Одна кровь — одно государство! |
Цитата |
Упрочение немецкой народности предполагает уничтожение Австрии. |
Цитата |
Национальное чувство ни в коем случае не является идентичным с династическим патриотизмом. |
Цитата |
Все творческие идеи человека в общих чертах появляются уже в период его юности.
|
Цитата |
Отчаянная борьба за существование, которую ты только что вел сам, зачастую убивает в тебе всякое сострадание к тем, кому выбиться в люди не удалось. |
Цитата |
Бороться я могу лишь за то, что я люблю. Любить могу лишь то, что я уважаю, а уважать лишь то, что я по крайней мере знаю. |
Цитата |
Масса больше любит властелина, чем того, кто у нее чего-либо просит. |
Цитата |
Пока профессиональная деятельность имеет целью улучшение жизни целого сословия, которое является одной из главных опор нации, это движение не только не враждебно отечеству и государству, напротив, оно «национально» в лучшем смысле слова. |
Цитата |
Когда я увидел, что евреи являются и вождями социал-демократии, с глаз моих упала пелена. |
Цитата |
Еврей говорит для того, чтобы скрывать свои мысли. |
Цитата |
Религиозная потребность сама по себе глубоко заложена в душе человека, но выбор определенной религии есть результат воспитания. |
Цитата |
Для трусливых народов нет места на земле. |
Цитата |
Лишь та государственная власть имеет право на уважение и на поддержку, которая выражает стремления и чувства народа или по крайней мере не приносит ему вреда. |
Цитата |
Когда правительственная власть все те средства, какими она располагает, употребляет на то, чтобы вести целый народ к гибели, тогда не только правом, но и обязанностью каждого сына народа является бунт. |
Цитата |
Высшей целью человечества является ни в коем случае не сохранение данной государственной формы или тем более данного правительства, а сохранение народного начала. |
Цитата |
"германизировать" вообще можно только землю, а не людей. |
Цитата |
На государстве лежит прямой долг систематически и планомерно выискивать во всей массе народа наиболее способных и одаренных людей и ставить этих людей на службу обществу. |
Цитата |
Если Франция в продолжение еще каких-нибудь трех веков будет развиваться в том же направлении, последние остатки франкской крови исчезнут, растворившись в новом европейско-африканском мулатском государстве. |
Цитата |
Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придет им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идет о лжи чудовищных размеров, они все еще будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что вероятно все-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется. |