*Едва нога студента переступала порог класса Символики, как ученик тут же проваливался в водоворот звуков и красок. Одни начинали паниковать, другие вели себя более сдержанно, ведь они знали, что угодили в зону действия портала. Пара секунд – и ноги нащупывали твёрдую почву. Студенты несмело открывали глаза и озирались по сторонам. Их взгляду открывался чудесный парк с аккуратно подстриженными кустиками.*– Вonjour! Добро пожаловать во Францию! Здесь изумительно, правда?
*Профессор Миранда Менотти, как ни в чём не бывало, стояла, облокотившись на ограждение, и держала в руках стаканчик с молочным коктейлем. Допив напиток, она вынула палочку из кармана мантии и заставила исчезнуть пустой стакан с помощью заклинания.*– Разве можно здесь колдовать?
*Негодующе спросил мальчик, указывая на волшебную палочку в руках женщины. Та лишь улыбнулась.*– Не волнуйтесь, мой юный друг, я бы точно не стала этого делать, если бы это здесь было запрещено. Ну, все в сборе?
*Обратилась Миранда теперь уже ко всем присутствующим. На лицах учеников по-прежнему читалось недоумение.*– Нам выпал шанс посетить одну из достопримечательностей Франции, которая стоит на этой земле с 1194 года. И, разумеется, она наполнена не только богатой историей, но и символами. За ними-то мы и пришли.
*Профессор сделала плавный жест влево, и студенты только сейчас заметили, что находятся в тени каменной громадины под названием...*– Да,
Шартрский собор, он самый. Экскурсия началась!
*Все последовали за женщиной, которая, бойко стуча каблучками, повела студентов к огромным арочным дверям. От одного величественного вида башенок, скульптур и витражей дух захватывало.*– Любой средневековый собор буквально «напичкан» символами. Куда ни глянь, всюду сплошные отсылки к знакам, цветам, формам. Именно поэтому нас будут интересовать старые постройки.
Наша задача – в течение экскурсии увидеть как можно больше символов в этом соборе и дать им толкование. Конечно, можно было выбрать знаменитый Кёльнский собор или собор Парижской Богоматери, но... В Шартр, где мы сейчас находимся, приезжает гораздо меньше туристов, а это нам на руку.
*Профессор остановилась у самых дверей и задала вопрос.*– Скажите, какую роль играли такие соборы в Средние века и почему их строили такими величественными и богато украшенными?
*Некоторые студенты подняли руки. Преподавательница махнула в сторону равенкловки.*– Роль заключалась в прославлении Бога, а это было главным для людей. Соборы всегда богато украшались, потому что на их строительство государство не жалело денег. Из-за их значимости, наверное...
– Ответ, в целом, верный, но я его дополню.
Церковь в те времена играла огромную роль в жизни государства и людей. Можно даже сказать, определяющую. Её задачей было привлечение народа к вере, прославление Бога. Естественно, соборы всегда были богато украшены, ведь они символизировали «божьи места» на земле. Ну и конечно, церковь была призвана защищать от дьявола и разной нечисти. Именно поэтому большинство соборов того времени строилось
в форме креста. Напомню, что крест является мощным защитным символом. Не случайно люди крестятся, если видят или ощущают что-то плохое.
– Безусловно, Шартрский собор – это шедевр «пламенеющей готики», выполненный в форме
латинского креста. В подробности архитектуры мы вдаваться не будем, так как вы всё равно мало что поймёте о нефах, трансептах, деамбулаториях, контрфорсах и апсидах. Слишком специфические термины, знаете ли. Единственное, на что стоит обратить внимание, это на острые
шпили башенок. В Средние века считалось, что чем выше шпили, тем «круче» собор. Высота олицетворяла близость к Богу, к небу, к вечности. К сожалению, в истории были случаи, когда архитекторы задумывали строительство слишком высоких шпилей, которые приводили к ужасным разрушениям. Каменная основа собора просто-напросто трескалась от колоссальных нагрузок, и башня падала.
*После этих слов многие с опаской посмотрели на каменные глыбы, возвышавшиеся у них над головами, но профессор быстро всех обнадёжила.*– Зря вы так волнуетесь, дети. Этот собор простоял свыше восьмисот лет. Впрочем, не будем терять времени и зайдём внутрь, чтобы рассмотреть интерьер.
*Внутри собор оказался не менее величественным и роскошным, чем снаружи. Голова кружилась от взгляда вверх. Стрельчатые своды, арочные окна, великолепные цветные витражи устремляли ввысь всю конструкцию собора, придавая ему лёгкость.*– Стоит и под ноги посмотреть, ребята, а не только в потолок, хотя, признаюсь, он великолепен. Кому-нибудь нравятся стрельчатые своды?
//Неужели только мне одной нравятся?//*Спросила Миранда, конкретно ни к кому не обращаясь. Студенты промолчали, опустив глаза и уставившись в пол.*– Перед вами знаменитый
лабиринт Шартрского собора – одна из особенностей, которая делает постройку непохожей на другие. Лабиринт представляет собой мозаику, выложенную из камня прямо на полу центрального нефа. Замечу, что данная деталь вообще не типична для католических готических соборов. Согласно традиции, прежде, чем войти в собор, нужно пройти по лабиринту. Дальше мог двигаться только тот, кто находил выход из него. Некоторые паломники проделывали это на коленях, читая молитвы. На это у них уходило около полутора часов.
Символика лабиринта достаточно сложна и объёмна. Лабиринт, в общем и целом, означает запутанность, душевные муки, неразрешимую проблему, таинство, подземные чертоги. В данном же случае, лабиринт – это символ пути верующего к Богу, символ путешествия по жизни как самого Христа, так и обычного человека. Здесь нет тупиков и развилок. Лабиринт состоит из одного пути, но он труден и извилист. Выход из лабиринта – это символ завершения жизни.
– То есть, это смерть?
*Спросил ученик с Хаффлпаффа, сосредоточенно глядя на каменные дорожки.*– Да, это смерть. Но в христианском понимании, смерть является лишь началом новой жизни, а роль проводника к этому «новому началу», конечно же, принадлежит церкви. Вот такая взаимосвязь.
*После этих слов ребята как-то приуныли. Чтобы снять гнетущее напряжение, Миранда кашлянула и повела детей в центр собора.*– Лабиринту ещё придавали значение Матери-Земли, возвращения к истокам. Поэтому вполне логично, что прямо в центре него находится изображение
розы. В Средние века роза символизировала женское начало. В данном случае, розу разместили ещё и потому, что собор посвящён пресвятой Деве Марии; он имеет второе название – Cathedrale Notre-Dame de Chartres. А ещё потому, что здесь хранится одна из самых священных христианских реликвий – плащаница Девы Марии. Поверьте, это бесценный артефакт.
*Справа раздался голос девочки, которая с любопытством поинтересовалась.*– Нам тоже будет нужно пройти по лабиринту, чтобы двигаться дальше?
– Если хотите застрять здесь на пару часов, то... Но, думаю, что сегодня нас пустят и так.
*Первым делом профессор повела студентов к огромным арочным окнам.*– В этих арках не обычные стёкла, а чудо, сотворённое руками полутораста средневековых мастеров.
Витражи. Напомню, что витраж – это произведение декоративно-прикладного искусства из цветного стекла. Это не просто набор красивых кусочков, это законченная композиция. Сюжеты этих витражей просты: здесь изображены сцены из Библии, сцены сотворения мира, а также сцены труда простых людей: ремесленников, пастухов, кузнецов, гончаров и так далее.
Шартрский собор славится своими витражами не меньше, чем лабиринтом. Их особенность в том, что они самые большие по сравнению с витражами в других соборах. Их общая площадь составляет две тысячи квадратных метров. Вы себе это представляете? А ещё именно в этом соборе впервые было использовано синее стекло. К слову, его здесь и изобрели, а секрет его создания не раскрыт до сих пор. Напомню, что
синий цвет считается цветом религии, символом очищения, веры, надежды, молитвы, символом святой Троицы.
*Полюбовавшись немного светом, который разливался от витражей разноцветными полосками по полу, Миранда зашагала в другой конец зала, где располагалось одно из круглых окон-витражей.*– А это моё самое любимое:
розетка или
окно-роза – символ небес. Это огромный круглый витраж, похожий на цветок. В этом соборе таких розеток три, и каждая – бесценное произведение искусства. Расположены они на западном фасаде, на южном и северном трансептах. С ними связан ещё один «символический» секрет. Над входом, откуда мы вошли в собор, располагается одно из трёх таких окон. Интересно то, что расстояние от пола до его центра равно расстоянию от дверей до центра лабиринта. Согласно задумке, когда наступит Судный день, и все здания рухнут, окно-роза должно упасть на лабиринт. Тогда небесное сольётся с земным, и мир выйдет за границы времени и смерти. Необычная метафора, правда?
– Так розетки выглядят изнутри, а снаружи... Ещё прекраснее: как ажурные снежинки, выточенные из белого камня. На обратном пути мы обязательно полюбуемся ими.
А сейчас выйдем на улицу. У нас остался ещё один необъяснённый символ...
*Женщина вывела студентов на улицу, но уже через другой, южный вход.*– Ну вот мы и на месте. А теперь дружно взглянем вверх. Понимаю ваше удивление, ведь перед нами ни что иное как старинные часы. Знаменитые
астрономические часы Шартрского собора.
– Но, профессор Менотти, не кажется ли это немного странным: зачем собору часы? Это ведь не ратуша и не здание суда.
*Спросил парень с факультета Слизерин, с интересом разглядывая чудо средневековой механики.*– Вот именно, друзья. Я знала, что кто-нибудь из вас заметит что-то необычное. Именно поэтому данные часы – особенность Шартрского собора. Круг разделён на 48 лучей, каждый из которых обозначает 30 минут. Повесили их только в шестнадцатом веке, во время восстановительных работ, так что часы не являлись частью собора изначально. Эти часы показывали не только время, но и месяц, день недели, время восхода и заката солнца, фазы Луны и даже знаки Зодиака. Но это было до их поломки 1793 года.
Очевидно, часы были помещены на башню исключительно ради демонстрации технических достижений. Не будем забывать, что во времена Средневековья Шартрский собор был самым высоким в мире, самым совершенным и самым роскошным, с кучей символических задумок. При его строительстве использовались новые технологии, которые до этого нигде не применялись. Так что этот собор вполне заслуженно был самым передовым для того времени. А часы являлись символом прогресса.
*Прощаться было непросто, но необходимо. Студенты обогнули собор, ещё раз любуясь величественной постройкой, такими привычными для готического здания вычурными украшениями, и вышли к тому месту, откуда и началось их нежданное путешествие.*– Дотроньтесь до загородки, и вы окажетесь в родных стенах Хогвартса. Будете медлить, пропустите ужин в Большом зале, чего я вам не советую.
На сегодня урок закончен. Надеюсь, вам понравилась наша «наглядная символическая экскурсия» в конце года.
*Миранда подмигнула студентам и первая исчезла у них на глазах, дотронувшись до ограждения. Студентам ничего не оставалось, как последовать её примеру.*
Задания
- Почему религиозные соборы часто строились в форме креста?
- Объясните, каким образом лабиринт может символизировать путь человека к Богу (к вере)?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Архитектура готического собора. По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Насколько важно служителям религиозных соборов отслеживать время? Неужели астрономические часы Шартрского собора выполняли только декоративную роль?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Как вы думаете, почему церкви и религиозные соборы снаружи преимущественно белого цвета? Что символизирует этот цвет?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Наверняка вы заметили, что многие символы Шартрского собора (лабиринт, окна-розетки, часы) содержат в себе элемент круга. Объясните, что может символизировать круг?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)