*Оружейная лавка? А, может быть, музейная комната, где собраны старинные мечи, клинки, бастарды, шашки, кинжалы, ятаганы и прочее холодное оружие? Словом, на обычный школьный кабинет это мало было похоже.
Профессор Менотти наблюдала за тем, как студенты заходят в класс. Кто-то боязливо, а кто-то, наоборот, с любопытством разглядывал все эти экспонаты, которые Миранда каким-то чудесным образом смогла пронести в школу. Впрочем, профессор не торопилась раскрывать ученикам свой маленький секрет. Она лишь смотрела, как ребята рассаживаются по местам, косясь на разнообразные виды мечей, что висят на левой стене класса.*– Ого, профессор, это правда меч Годрика Гриффиндора?
*Спросили сразу несколько рослых парней, подойдя к преподавательскому столу, где на резной подставке лежал ослепительной красоты серебряный меч с украшенной рубинами рукоятью.*– Боюсь, что вынуждена вас огорчить. Это всего лишь искусно выполненная копия. А вот этот клинок вполне настоящий. Он носит имя «Игла», потому что остриё у него слишком узкое...
*С огромной осторожностью профессор взяла небольшой клинок в ножнах, украшенный витиеватым золотым рисунком, а затем с характерным металлическим скрежетом извлекла его. Сталь засверкала в лучах утреннего солнца, робко заглядывающего в окно. Буквально через минуту раздался звонок.*– Рада приветствовать вас, студенты. Пожалуйста, поспокойнее, никого резать я не собираюсь.
*Миранда, державшая клинок в руках, поспешила вложить его обратно в ножны и убрать с глаз долой.*– И никаких дуэлей на мечах у нас тоже не будет, мистер Норелл.
*Парни с Хаффлпаффа явно обиделись.*~ Меч ~
– Как вы могли догадаться, темой нашего занятия станет символическое наполнение одного из видов холодного оружия, а если быть точнее,
меча, разнообразные виды которого вы видите на стене слева. Сегодня мы будем говорить
о мече как о символе, хотя поговорить о нём как об оружии было бы не менее интересно.
– Меч… Такое короткое слово, но издавна оно таит в себе огромную мощь, силу, власть и даже магию. Многие великие воины древности считали меч наиболее грозным и опасным оружием, нежели всё остальное. В истории существуют упоминания о десятках легендарных мечей, принадлежавших не менее легендарным людям. Для всех них эта полоска заострённого металла являлась не просто оружием, несущим смерть, а неким магическим предметом, «одухотворённым» верным другом, которого нужно беречь и к которому нужно с уважением относиться. Примеров много: арабский пророк Мухаммед в своём первом бою добыл волшебный меч Зу-Л-Факар; каждый японский император обязательно владел мечом, который ковали из хвоста восьмиглавого дракона; известный русский богатырь Илья Муромец обладал магическим мечом-кладенцем; германский воин Бёовульф в битве со злобным карликом Альбрихом отвоевал чудесный меч Бальмунг…
*Профессор хотела добавить ещё что-то, но её перебил голос студентки.*– А как же знаменитый Эскалибур – меч короля Артура?
– Конечно, он тоже входит в число легендарных волшебных мечей. Если вы помните из курса Мифологии, Эскалибур подарила Артуру Владычица озера.
Многие магические мечи доставались воинам не от обычных людей, а от природных духов, мифологических созданий или волшебников. Следовательно, они имели необычные свойства. Например, они не давались в руки никому, кроме того человека, для которого были предназначены, или побуждали своего владельца броситься в гущу сражения, чтобы отомстить. Часто такие мечи не оказывались в ножнах до тех пор, пока не «отведывали» крови врага. Если хозяина зачарованного меча убивали, то его меч тускнел и даже покрывался кровавыми пятнами. Его полагалось сломать, чтобы тот не достался врагу.
*Сделав в своём рассказе паузу, женщина аккуратно взяла в руки серебряный меч, который лежал на столе, и вышла с ним вперёд, поближе к ученикам. Секундой позже остриё меча взметнулось к потолку.*– Так что же символизирует этот необычный предмет?
I. Меч как символ мужества, физической силы, достоинства, справедливости. Эти качества во все времена очень высоко ценились в людском обществе. Меч сам по себе тяжёлый, да и управляться с ним нужно уметь. Поэтому тот, кто носил меч и был способен защититься с его помощью, невольно снискал уважение среди людей. Такой человек демонстрировал силу и выносливость, ловкость и мастерство во владении клинком. Он не боялся поединка с соперником, мог проявить смелость. Также меч помогал ему восстанавливать справедливость в некоторых ситуациях.
II. Меч как символ власти.Тот, в чьих руках был меч, мог завоёвывать земли, а с ними и власть над людьми, которые на них проживают. Меч издавна считался атрибутом королей, вождей и императоров. Любой уважающий себя правитель был обязан владеть оружием, чтобы достойно возглавлять армию страны в случае посягательства на её суверенитет. Меч был эффективным инструментом управления, которое основывалось на страхе людей перед силой оружия. С помощью меча правитель мог карать, миловать и мстить обидчику во имя справедливости.
III. Меч как символ смерти.Несмотря на такие положительные качества как благородство и мужество, меч символизирует и отрицательные. И это очевидно, ведь меч – это оружие, а оружие предназначено для того, чтобы убивать.
*Волшебница резко опустила лезвие в пол, так что вокруг меча засвистел воздух. Удовлетворённая демонстрацией, она перехватила его в левую руку.* – Далее.
IV. Меч как символ союза, братства, доверия.Если разложить меч на его «составляющие», то мы увидим рукоять и лезвие, которые соединены между собой эфесом. Получается, что без эфеса меч не будет единым целым. Сам клинок и рукоятка окажутся бесполезными. Также говорили и о воине без меча. Сам по себе меч бесполезен без человека. Но как только воин берёт его в руки, то меч становится продолжением его руки. Следовательно, возникает прочная «братская» связь, и человек начинает доверять оружию.
А ещё во времена Средневековья меч использовался в церемониальных посвящениях мужчин в рыцари. Суть таинства в том, чтобы рыцарь смог оправдать королевское доверие, а также заслужить право носить меч.
V. Меч как символ возмездия и защиты Родины.Меч занимает особое место в религии разных народов. Главным образом он выступает в роли орудия, побеждающего тьму и нечистую силу. Примером может послужить поединок архангела Михаила с Люцифером, когда последний был сражён огненным мечом божьего посланника.
У мусульман меч олицетворяет священную войну, цель которой – восстановить справедливость на земле и воздать врагу по заслугам.
На Руси меч означал защиту Родины, а позднее стал атрибутом некоторых святых: апостола Павла и Петра Мученика.
VI. Меч как символ мученичества.Такое толкование меч получил в христианстве. Сей факт можно объяснить очевидным сходством меча с символом креста, если поставить меч перпендикулярно земле, остриём вниз. Известно, что Христос умер на кресте в великих муках. Вероятно, что связь с мечом и со смертью, которую он несёт, пошла именно отсюда.
*Серебряный меч в руках Миранды как раз находился в таком положении.*VII. Меч как символ магического мира.Часто меч ассоциировали с магией и колдовским ремеслом. Именно поэтому его изображение встречается во многих волшебных науках. Например, в
Алхимии обоюдоострый меч является символом очищающего пламени, который одновременно убивает и воскрешает к жизни некоторые вещества. В
Гаданиях меч, приснившийся во сне, посулит вам удачу, везение и победы в делах. Если вы гадаете на картах Таро, то выпавший меч будет означать повышение по служебной лестнице. Правда, ваш путь к вершине окажется тернист. Что касается
Геральдики, то меч в этой сфере – очень распространённый символ, олицетворяющий, в основном, защиту рода и справедливость.
*Миранда вернула меч обратно на резную подставку, что стояла у неё на столе. Судя по песочным часам, времени оставалось лишь для подведения итогов.*– Думаю, каждый из вас осознал, насколько сложна и объёмна в толковании символика меча. В этом предмете одновременно соединились доброе и злое, божественное и низменное, благородное и жестокое, обыденное и магическое. Множество смыслов хранит в себе эта удивительная вещь. Недаром древние воины верили в то, что мечи обладают особым «разумом», что они «живые» и способны «понимать» многие вещи из мира людей.
*Очень кстати раздался звонок, повлёкший за собой шумное обсуждение услышанного. Некоторые, не дождавшись слов учителя об окончании урока, встали с мест и подбежали к стене, увешанной мечами, чтобы получше их рассмотреть.*– Надеюсь, что лекция была для вас познавательной, друзья. Не забудьте списать с доски домашнее задание, которое вам нужно будет выполнить к следующему уроку. До скорой встречи.
Задания
- Поясните, какая связь между мечом, дружеской верностью и братством?
- Зачем человеку, наделённому властью, необходим меч? Как он используется? Что символизирует?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Меч-кладенец. По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Верно ли то, что в бою нельзя полагаться только на меч? Что человек должен использовать все свои умения, чтобы остаться в живых?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Как вы понимаете данное высказывание: «В оружии нет волшебной силы. Меч может быть использован как для добрых, так и для дурных дел. Все зависит от того, кому он принадлежит»? (Брайан Джейкс)
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Вспомните (или посмотрите) маггловский фильм «Пираты Карибского моря: На странных берегах». Расскажите о необычных свойствах меча, принадлежащего капитану пиратского судна Эдварду Тичу (Чёрной Бороде)? Символом чего является этот меч в фильме?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)