*В кабинете стоял приятный полумрак, который создавали зашторенные окна. Горевший в камине огонь разбрасывал пятна света по стенам и потолку. Преподавательница, сидевшая за столом, теребила в руках рулон пергамента и очки. За её спиной в воздухе парили чёрно-белые картинки, приготовленные к уроку, которые сами собой прикреплялись к доске. На них были изображены какие-то геометрические символы и даже существа.*– Доброе утро. Рада видеть вас на первом уроке в новом учебном году.
*С улыбкой поздоровалась Миранда. Очень надеясь на то, что ученики расселись по местам и готовы слушать, волшебница начала занятие.*~ Алхимические символы ~
– Сегодня мы будем изучать группу
символов, используемых в Алхимии. Эта группа достаточно многочисленна, поэтому изучить всё и сразу у нас не получится. Однако спешу добавить, что с алхимическими символами более подробно вы сможете ознакомиться непосредственно на уроках Алхимии. У нас пройдёт обзорный урок, направленный на то, чтобы расширить ваши общие знания.
*Закончив со вступительной частью, профессор встала из-за стола, вышла к доске и повернулась лицом к классу.*Философский камень – Все алхимические символы были разработаны с
одной основной целью: скрыть от непосвящённых людей тайную информацию, касающуюся алхимических опытов, элементов и соединений. Шифровали всё, даже какие-то философские понятия, относящие к Алхимии, например, Хаос и Порядок, Первоматерия, Тайна и другие. Многие изображения использовались вплоть до 18-го века, что говорит об их значимости и необходимости в среде алхимиков. Часто посредством символа передавался
путь к познанию Истины, а также мистический
опыт, накопленный одним алхимиком и переданный другому.
*Посмотрев на первые парты, профессор была приятно удивлена тем, что почти все студенты прилежно записывали материал. Галёрка, куда Миранда посмотрела минутой позже, явно была занята чем-то более важным. Профессор откашлялась.*– Скажу сразу, что понять смысл всех рассмотренных на уроке символов будет достаточно сложно, особенно без алхимического контекста, то есть в отрыве от самой науки. Но, тем не менее, я постараюсь изложить материал просто и понятно.
*Волшебница, вынув из кармана своей атласной фиолетовой мантии волшебную палочку, указала ей на несколько геометрических рисунков.* Сера | Соль | Ртуть | Философская сера |
Три основных вещества в Алхимии | |
– Первые три символа, согласно Парацельсу, являются «шифром» для трёх основных первичных веществ в Алхимии.
Соль – это что-то нейтральное, близкое к состоянию нуля. Соль как вещество осуществляет
связь между серой и ртутью. Именно поэтому на картинке вы видите горизонтальную полосу. Её можно истолковать как «нить», которая связывает между собой два других вещества, означающих две противоположности.
Сера олицетворяет мужское начало, силу, движение и активность. Это Дух Жизни.
Ртуть – это женское начало, которое характеризуется пассивностью и непостоянством. С точки зрения маггловской физики – это олицетворение Материи в чистом виде. Четвёртый символ –
философская сера – часто добавляют к трём основным. Он является специальным и обозначает одновременно две противоположные вещи. С одной стороны, это божественная Сера, возвышенная. С другой стороны – самая обыкновенная, но только без примесей (очищенная).
*Наблюдая за тем, как некоторые студенты схематично чертят у себя в пергаменте символы, а другие считают мух, Миранда перешла к другой группе плакатов, прикреплённых к доске.* Вода | Огонь | Земля | Воздух |
Четыре основных природных элемента в Алхимии |
– Как вы уже догадались, эти символы обозначают четыре основные стихии, существующие в природе. Для их обозначения был выбран треугольник. Никакой дополнительной нагрузки эти символы не несут, ведь со стихиями и так всё понятно. Вода – это вода, земля – это земля. Интересную особенность можно отметить, разве что, у символа огня. Существует ещё один значок, называемый
Флогистон, который обозначает субстанцию огня (не стихию), то есть вещество, из которого в принципе состоит огонь и вообще все горючие вещества на земле. Согласно алхимической теории, флогистон выделяется при нагревании веществ и даже может иметь форму.
Флогистон | Звезда Давида (Гексаграмма) |
– Символ, изображённый рядом с флогистоном, называют
Гексаграммой, потому что у этой звезды шесть лучей. Он олицетворяет единство четырёх стихий, так как в его состав входят два треугольника, используемые для обозначения стихий. Звезда Давида является символом Первоматерии, и именно поэтому она часто используется для обозначения
Философского камня.
*Студенты на задних партах встрепенулись, услышав знакомые слова, и посмотрели на преподавательницу самым преданным взглядом.*– Итак, мы рассмотрели часть символов, используемых для обозначения разных веществ. Сейчас речь пойдёт о символах, связанных, по большей части, с философской стороной Алхимии.
Лестница олицетворяет путь, чаще всего путь к постижению какой-нибудь науки. В нашем случае, к постижению всех премудростей Алхимии.
Василиск обозначает знания в широком смысле слова, а также мудрость.
Символ
медведя – это Хаос, Первоматерия, которую нужно во что бы то ни стало обратить в Порядок. Собственно, алхимики всегда считали это одной из первостепенных своих задач.
Орёл символизирует высвобождение Первоматерии, её духовной стороны. Кстати, символика птиц в Алхимии очень интересна.
Символ цветущей
розы – это символ тайны, чего-то скрытого, непознанного. Не случайно он есть на эмблеме известного в Средние века Ордена Розенкрейцеров, тайного и мистического общества.
– Далее.
Скелет для алхимиков являлся символом золы. Зола, по их мнению, – это и есть «скелет» вещества, его первооснова.
Ключ – это символ познания, что весьма очевидно. Однако особенность данного символа в том, что он не предназначен для открывания каких-то предметов, например, сундука или двери. Это ключ к открытию в себе духовных способностей или ключ к открытию Истины.
Символ
уробороса – это цикличность процессов, возврат к первооснове, возврат к началу. То же самое можно сказать о символе
феникса, который достаточно часто использовался алхимиками для обозначения Философского камня.
Жезл – символ превращения, преобразования, изменения. Для более простого понимания его можно сравнить с вашими волшебными палочками, с помощью которых вы также изменяете, превращаете и преобразуете материю вокруг себя. При помощи заклинаний, естественно.
Лев, пожирающий солнце. Это даже не символ, а целая «картина». Лев – это ртуть, солнце олицетворяет золото. Значит...
*Миранда на секунду прервалась, оглядев класс в поисках поднятой руки.*– Это значит, профессор, что данная «картинка» обозначает алхимический процесс, когда ртуть растворяет золото?
– Совершенно верно, мисс Джойс. Вашему факультету достаётся пять очков.
Ну и последние два символа на сегодня.
Мост часто используется как символ перехода одного в другое. Вероятно, что речь идёт о преобразовании веществ в результате алхимических реакций.
Герметический сосуд олицетворяет процесс, в результате которого из двух соединённых компонентов получается некий третий, новый по своим характеристикам.
*Песок в часах закончился, а это значит, что за дверями кабинета уже пару минут как царила законная перемена. Миранда не стала задерживать студентов.*– Разговор об алхимических символах мы, в общем-то, закончили. Свитки с домашним заданием лежат в корзине, на парте у входа. Прошу прощения, я не успела забрать их перед уроком к себе на стол. Возьмите задание и можете идти. Всего доброго.
Задания
- В чём заключается польза алхимических символов для самих алхимиков?
- Что представляет собой Соль и для чего она нужна?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Алхимик Парацельс. По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Почему сложилось так, что алхимия была и остаётся тайной наукой, доступной лишь немногим? Почему бы не раздать всем людям рецепт эликсира бессмертия?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Как вы понимаете данное высказывание: «Станьте в жизни алхимиком и научитесь превращать каждую ситуацию в благоприятный случай. Помните, что часто мы жалуемся на события, которые, как выясняется, были необходимы для роста и развития»? (Джон Кехо)
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Что такое «натурфилософия», и почему алхимия имеет с ней тесную связь? Аргументируйте свою точку зрения.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)