*Ничего не получилось. Абсолютно. Миранда так надеялась, что успеет дорисовать эти запутанные треугольники на доске до начала занятия, но всё оказалось тщетно. Обернувшись, она увидела, как многие из вошедших в кабинет студентов откровенно таращатся на её «произведение искусства» и даже не пытаются скрыть улыбку. Профессор поспешно отвернулась, заливаясь краской.*
//Ладно-ладно, можно подумать, я вам великий Рафаэль!//
Стерев свои художества, профессор повесила на доску плакат. На нём дети увидели те же треугольники, только на этот раз они были исполнены куда лучше.*– Профессор, мы будем изучать треугольники?
*Спросил старшекурсник, поправляя очки на носу. Ему бы ещё надеть на голову конфедератку – и можно прямиком в Махоотокоро!*– Не совсем так. То, что мы будем изучать, является символом, который состоит из треугольников. А вот как он называется, вы узнаете совсем скоро…
*Звонкие удары колокола заглушили последние слова Миранды. Она боязливо покосилась на дверь, ведущую в её личный кабинет. Оттуда изредка доносился приглушённый стук. Ученики тем временем рассаживались на свои места, шурша вещами.*– Доброе утро. Рада видеть всех вас в добром здравии и хорошем расположении духа. По крайней мере, я на это надеюсь. А ещё я надеюсь на то, что вы готовы к получению новых знаний. Специально для этого урока я приготовила для вас сюрприз. А пока что внимание на доску.
~ Валькнут ~
– Сегодня мы познакомимся с древним и очень могущественным скандинавским символом, который называется
валькнут. Он является одним из основополагающих символов Северной Традиции и считается весьма распространённым в язычестве среди славян и скандинавов. Дословно его название можно перевести как
«узел павших».
Для того чтобы понять, что означает данный символ, нужно обратиться к скандинавской мифологии и вспомнить бога
Одина – самого могущественного из всех скандинавских богов. Именно с его именем связан изучаемый нами символ. Этот бог у скандинавов был воплощением мужества и храбрости, мудрости и справедливости. Знаменитый дворец
Вальхалла принадлежит именно ему. Переводится это название как «дворец павших», и в него попадают после своей смерти только самые доблестные воины.
*Миранда встала сбоку от доски, чтобы ребята смогли рассмотреть изображение получше.* – Разберём основные элементы символа. Вы видите, что валькнут состоит из трёх треугольников, сплетённых в один узел.
Треугольник – священная фигура в мифологии многих стран, означает триединство высших сил, триединство миров. В скандинавской мифологии Валькнут связывает между собой три мира Иггдрасиля: Асгард – мир, где обитают боги, Мидгард – мир людей, и Утгард – нижний мир, где обитают демоны. Получается, что валькнут – это графическое представление системы мира у скандинавов.
Число «3» – священное число, почитаемое во многих странах, обладающее невероятно мощной энергетикой. Треугольников в составе валькнута три, что тоже весьма символично. У них вместе девять вершин, каждую из которых можно соотнести с одним из девяти миров Иггдрасиля. Числа 3 и 9 издавна считаются сакральными.
Узел. Вы видите, что треугольники как бы переплетаются между собой, один цепляется за другой. Всё это вместе образует единый и неразрывный узел. Таким образом, Один сообщал, что душа павшего в бою воина теперь навеки будет связана с ним, вечно будет находиться под его покровительством. Также узел может означать неразрывную связь мира живых людей с миром богов, обитающих на небесах. Делаем ещё один вывод:
валькнут является порталом между мирами.
*Профессор взяла мел и написала на доске слово «Вальхалла» рядом с темой урока.*– Вы заметили схожий элемент в обоих словах?
*Ученица со Слизерина смело подняла руку.*– Да, это «валь», профессор.
– Верно. Это ещё раз доказывает тесную связь символа и мифологии. Я думаю, вам понятно, что означает он...
*Женщина хотела было закончить начатую фразу, но в этот момент за спиной громко хлопнула дверь, и ребята подскочили от неожиданности.*– Увольте, Миранда! Вы полагаете, что студентам интересна лингвистика?
*Профессор уронила мел.
Из дверей её личного кабинета появился седовласый старичок приятной наружности в тёмно-зеленом бархатном жилете с огромным фолиантом в руках. Опираясь на палочку, он доковылял до профессорского стола, уселся в кресло и деловито надел очки.*– Вот и сюрприз. Познакомьтесь, ребята, это профессор Шведского Института Волшебства Хьорд Янсон, эксперт по скандинавским символам, которого я, с разрешения директора школы, пригласила на урок.
– Tack sa mycket, kara! То есть, я хотел сказать, большое спасибо за такой радушный приём.
*Хьорд слегка кивнул головой классу в знак приветствия и с громким стуком положил фолиант на учительский стол.*– Я думаю, что профессор Янсон сейчас продолжит нашу лекцию. Советую внимательно его послушать.
– И не только послушать, но ещё и посмотреть на колдографии из знаменитой Волшебной Книги Скандинавских Символов, созданной моим отцом и продолженной мною!
*С гордым видом изрёк старичок. Миранда присела на пуфик у стены, закатив глаза. Вскоре раздался мягкий голос приглашённого гостя.*– Я люблю историю, мифологию и, конечно же, символы, поэтому я решил рассказать вам сегодня о валькнуте через исторические и мифологические параллели.
Даже сейчас исследователям трудно сказать, откуда появился символ валькнута и для чего конкретно был предназначен. Однако на многочисленных рисунках, а также рунических камнях, найденных в результате археологических раскопок,
мы всегда видим этот символ рядом с воинами.*Хьорд прикоснулся волшебной палочкой к иллюстрации в книге и перенёс изображение в воздух. Затем картинка стала увеличиваться, и вскоре ученики увидели перед собой колдографию старинного камня с рисунками и рунами.*Фреска с Тёнгельгордского камня – На представленной колдографии знаменитого Тёнгельгордского камня мы видим людей, вероятно, воинов, которые куда-то направляются. Обратите внимание на человека, сидящего на коне. Возможно, это и есть сам Один, который сопровождает колонну. Под скакуном мы видим символ валькнута. Его можно истолковать как некую
путеводную звезду, с помощью которой Один ведёт своих воинов... Но вот куда ведёт? Кто внимательно слушал профессора Менотти?
*Неожиданно спросил старичок. Руку подняла девушка с Гриффиндора.*– В Вальхаллу.
– Конечно, дорогая, именно туда. Согласно преданиям, после завершения битвы Один лично прибывал на поле брани, чтобы забрать в свои небесные чертоги самых храбрых и доблестных воинов. Вернее, забрать их души. Но древние люди, естественно, не умели изображать душу человека. Поэтому они высекали на камнях силуэты людей, подразумевая под ними души умерших. Вот такая метаморфоза. А валькнут в данном случае был нужен Одину в качестве
ключа, который отпирает врата между двумя мирами.
*Изображение стало тускнеть, а на его месте вскоре на его месте появилось новое.*Стура-Хаммарский камень – А это фреска с Жертвенного камня, расположенного на острове Готланд, Швеция. Здесь мы видим сцену принесения человеческой жертвы, возможно, Одину. И снова нам на глаза попадается валькнут. Вероятнее всего, данный символ означает здесь способность перехода жертвы их мира живых в мир мёртвых. Валькнут снова выполняет функцию проводника из одной жизни в другую, из одного мира в другой. И в этом символе мы можем увидеть
портал, открывающий путь, который приведёт жертву в чертоги Вальхаллы. Валькнут является залогом того, что душа погибшего обязательно дойдёт до нужной двери. К слову, дорогие ученики, в то время быть жертвой, принесённой самому Одину, было весьма почётно.
– Конечно, почётно, ведь после своей смерти ты будешь вечно пировать и веселиться в небесных чертогах. И это как минимум!
*Раздалось откуда-то из угла.*– Не забывайте о войне, мисс Менотти! Души воинов не только веселились, но ещё и сражались! Каждый день!
*Парировал старичок, стирая в воздухе изображение фрески. Затем он закрыл книгу и встал из-за стола.*– Моё выступление мне бы хотелось закончить словами из знаменитого скандинавского произведения «Младшая Эдда» и познакомить вас с ещё одной интересной мыслью, которая давно занимает учёных.
«У Хрунгнира же было
прославленное сердце —
из твёрдого камня
и с тремя острыми выступами.
По его подобию
режется рунический знак,
называемый «сердцем Хрунгнира».
– Из сказанного мною следует, что валькнут называли
сердцем Хрунгнира. Впрочем, такая версия опять же принята далеко не всеми.
*Тут руку подняла рыжеволосая студентка с факультета Равенкло.*– А кто такой Хрунгнир?
– Это великан, деточка. Мифологическое создание, сердце которого в литературе нередко сравнивали с символом валькнута. Не все исследователи согласны с этим, и я, признаюсь, тоже. Это звучит, конечно, весьма поэтично, но, на мой взгляд, неправильно. Даже визуально символ Валькнута трудно сравнить с формой сердца, да и связь в данном случае очень и очень тонкая.
*Швед снял очки и убрал их в карман жилетки.*– Нам было очень интересно слушать ваш рассказ, уважаемый Хьорд Янсон, но наш урок, к сожалению, не такой длинный, как у вас в Институте, поэтому давайте подведём итоги.
*Обратилась к старичку Миранда, поднимаясь с пуфика и растирая затёкшие ноги.*– Конечно, конечно, барышня! Жаль, что я не успел рассказать вам о разных артефактах, помеченных символом валькнута. Например, это
золотой перстень, найденный в английской реке Нин, или
кровать, погребённая вместе с древним вождём на
Осебергском корабле. Боги, вы не представляете, как же это всё интересно! Нам, исследователям и историкам, остаётся только предполагать, основываясь на немногочисленных находках, насколько важным был этот символ для народов севера. Но тем не менее, можно с уверенностью сказать, что валькнут является необычайно могущественным символом, в котором заключена колоссальная магическая сила, способная открывать двери в другие миры. По силе его можно даже сравнить с древними рунами.
*В коридоре раздались удары колокола. Старичок, улыбаясь, удалился в кабинет, и Миранда осталась один на один со студентами.*– Собственно говоря, вот и весь сюрприз. Надеюсь, вам понравился рассказ нашего гостя из Швеции. И, надеюсь, вы узнали хоть что-то новое на нашей сегодняшней лекции.
Что же, урок окончен. Возьмите домашнее задание и можете идти.
*После этого Миранда с вернулась в свой кабинет, чтобы не оставлять гостя одного.*
Задания
- Объясните, каким образом валькнут связан с Вальхаллой?
- Что символизирует «узел» из трёх треугольников на символе валькнута?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Великан Хрунгнир (Грунгнир). По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Традиция почитания павших воинов. Зачем устраивать пиры в честь тех, кого уже нет в живых?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Почему люди всегда ищут связь своего мира (земного) с миром богов (небесным)? Почему наличие определённого «мостика» (портала) между ними жизненно важно для нашего мировоззрения и религии?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Вы – павший воин из Вальхаллы, начинаете новый день с битвы, а заканчиваете его пиром во дворце Одина. Опишите этот день.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)