Молли Уизли - женщина, которой не хватает саморегуляции (в первую очередь, эмоциональной). Плюс она не очень гибка и находчива, когда дело доходит до воспитания детей.
Кричит на своих детей? Выделяет Гарри Поттера?
Давайте вместе попытаемся понять, что за этим стоит.
Цитата |
— Пустые постели! Никакой записки! Исчезла машина! Могли попасть в дорожную аварию! Я чуть с ума не сошла от беспокойства! Вы ни о ком, кроме себя, не думаете! Такого я, сколько живу, не помню! Вот погодите, придет отец. Старшие братья никогда ничего подобного не совершали, ни Билл, ни Чарли, ни Перси… |
Что здесь причина, а что - следствие? Корневым словом-понятием является беспокойство. Она испытала страх, обнаружив утром пустые комнаты своих детей, да и, к тому же, угнанную машину мужа. Какая первая мысль? Они куда-то отправились одни, без навыков вождения (!), на летающей (!) машине. Какая вторая мысль? Они могут попасть в аварию, умереть, уличить себя перед магглами, об этом узнают в Министерстве, моего мужа уволят, мы останемся без средств к существованию! Типичная тревожная цепочка, с вкраплением катастрофизации (мы все умрем, все будет плохо).
Ее крик, фактически, выполняет две функции: 1) Эмоциональная разрядка (я в таких ситуациях реву, мне становится легче, а вот она кричит, у каждого свой способ); 2) Негативное подкрепление для близнецов и Рона ("Вы причинили мне страдания" + "Я кричу всегда в ответ на ваши неправильные действия"). Подчеркнуто положительное отношение к Гарри может, кстати, играть ту же самую роль негативного подкрепления (шоу для детей). Вот если вы будете вести себя иначе, не будете причастны к проказам, я буду относиться к вам с нежностью и заботой.
По-хорошему тут нужно не кричать, а беседовать. Также наказание в виде санкций (нельзя летать на метле) должно быть оговорено с детьми, чтоб они понимали причинно-следственную связь между своим поведением и этими санкциями. И санкции должны накладываться незамедлительно, чтоб не связались в головах детишек с другими стимулами.
Что мы имеем в итоге? Именно что женщину, которая сама не до конца повзрослела и в некоторых местах ведет себя как ребенок. Вообще с ней можно работать (и с ее тревогой, и с ее воспитательными воздействиями) и сделать ее реакции более эффективными и продуктивными.