*Профессор Менотти не спеша перекладывала бумаги на столе, попутно записывая что-то в блокнотик. Одета она была в алую мантию с золотой вышивкой, а на голове у неё громоздился пышный узел из волос.
Сегодня было одно из последних занятий в этом году, так что нужно было приниматься за разбор многочисленных бумаг и проверку работ, которые накопились за время преподавания.
Как только прозвенел школьный колокол, женщина встала из-за стола и поздоровалась с учениками.*– Приветствую.
Наш урок будет посвящён изучению особой категории символов, без которых не может обойтись ни один правитель на земле, будь то монарх, вождь племени или современный маггловский президент. Всех этих людей объединяет то, что они стараются найти свои знаки отличия, которые олицетворяют власть от их имени. Сегодня мы будем говорить о символах власти. Запишите тему.
~ Символы власти ~
– Власть как общественное явление породила огромное количество символов. Каждый правитель использовал их, чтобы выделиться из серой массы людей. Впрочем, не только символы помогали ему в этом, но и богато украшенная одежда, роскошные дворцы и замки, прислуга и прочие привилегии, которые были доступны за деньги.
*Руку подняла темноволосая девушка со Слизерина и, прищурившись, спросила.*– То есть у кого деньги, у того и власть?
– Почему сразу деньги? Мы вот на одном из прошлых занятий говорили о том, что у кого больше скота, у того и власть.
*Парировал парень с Гриффиндора.*– Вы оба в какой-то степени правы. Власть и деньги – понятия слишком тесно связанные. Не случайно богачи в городе пользуются уважением и влиянием. Впрочем, как и древние скандинавы, владеющие многочисленным стадом быков.
*Профессор по обыкновению стала прохаживаться между партами. Ученики, мимо которых она проходила, удивлёнными взглядами провожали шлейф её парадной мантии, мягко скользивший по полу.*– С самых ранних лет каждый из нас окружён символами. Они повсюду: реклама любимых конфет, дорогих мётел или приворотных зелий, эмблемы разных государств, гербы волшебных школ и древних чистокровных родов. Все эти
символы несут информацию, которая ассоциируется с определённым объектом или человеком.
К примеру, живущий в лесу медведь отмечает пределы своей территории с помощью запаха и засечек когтями на деревьях. Его грозный рёв может сбить с толку и напугать врага. Чем больше засечек на деревьях и больше запаха, тем надёжнее охраняется территория. И даже если нашего медведя не окажется рядом, его следы-засечки работают, создавая иллюзию его присутствия. Медведя нет, но, в то же время, он может быть повсюду.
Я думаю, вы догадались, к чему я рассказала эту прелюдию. Мне хочется сравнить образ медведя с правителем. И тот, и другой влиятельны, могущественны, сильны и умны, и у обоих есть свои знаки отличия, которые говорят о том, что на этой территории распространяется его власть. Отсюда вытекает основное понятие нашего урока.
Символ власти – знак отличия, знак выделения себя из общей массы. Без своей эмблемы ни один правитель не будет заметен среди других людей.
– К примеру, взять
Министерство магии – самую главную организацию волшебного мира Великобритании. У неё тоже есть свой символ, олицетворяющий власть. На данной колдографии вы видите изображение весов, по аналогии с теми, что держит в руках греческая богиня правосудия Фемида. Глядя на данный символ, вполне можно угадать его смысл: власть есть правосудие.
*Миранда вернулась к столу и бросила на стул мантию.*– Символы власти по-другому называют
регалиями. Рассмотрим значение самых распространённых из них.
А)
Держава. В переводе со старославянского языка означает «власть», является символом монарха. Держава – это золотой шар с короной или крестом наверху. Данный символ пришёл к нам из Польши, где его называли «яблоком». На Руси этот символ появился в 1557-ом году. После этого державу переняли английские короли и почти все монархи Западной Европы. В христианской традиции держава означает «Царство Небесное». На иконах принято изображать Иисуса с державным яблоком в руке, которое символизирует плод Древа познания из Библии. Также запомните, что держава олицетворяет женское начало.
Б)
Скипетр. Название переводится с древнегреческого как «жезл» или «посох». Скипетр – это трость с богато украшенным набалдашником. Часто скипетры украшали орлами, бриллиантами и золотом. Первыми данный символ начали использовать ещё фараоны в Древнем Египте. Изначально вместо скипетра был пастушеский посох, перешедший затем к представителям церкви и ставший олицетворять пастырскую власть. Позднее скипетр взяли на вооружение маги и странствующие волшебники. Наверняка вы знаете о том, что многие маги, например, великий Мерлин или Гэндальф, носили с собой волшебный посох, который служил не только опорой, но и магическим инструментом, заменяя палочку. Через посох они также могли направлять магическую энергию и колдовать.
В России скипетр появился в 1584-ом году при венчании на царство царя Фёдора Ивановича. Этот знак власти олицетворяет мужское начало.
В)
Корона. С латинского переводится как «венец». Корона может быть любая по форме, украшается обычно драгоценными камнями, а сам её корпус изготавливается из золота. Данный символ власти появился ещё во времена правления шумеров, Древнего Рима и Древнего Египта. Короны бывают нескольких видов: императорские, королевские, княжеские, герцогские, графские и папские (тиара). С ней по форме и значению очень тесно связана диадема, которая также является разновидностью короны. На Руси вместо короны использовалась шапка Мономаха – символ царской власти.
*Профессор и не заметила, как пролетело время урока. Посмотрев на песочные часы, она поняла, что пора закругляться.*Трезубец Посейдона – символ власти над морем – А есть другие символы, кроме этих?
*Спросила ученица Равенкло, листая учебник в поисках новых примеров.*– Конечно, мисс. Правда, они затрагивают другие аспекты жизни, например, власть над морем, власть над загробной жизнью, власть над здоровьем и так далее. Сюда можно отнести анкх (египетский крест), символ молнии, льва, кольцо, символ дракона, различные посохи, жезлы, трезубцы и прочее. Все эти предметы олицетворяют власть над тем или иным явлением, стихией или процессом.
*Школьный колокол дал понять, что занятие окончено. Волшебница подошла к доске, чтобы записать домашнее задание.*– Мы с вами рассмотрели лишь самое основное. И помните, что символов, олицетворяющих власть, намного больше.
Если вопросов нет, можете быть свободны. Увидимся на следующей лекции.
Задания
- Для чего представителю власти нужен отличительный символ?
- Почему скипетры, посохи и волшебные палочки могут быть взаимозаменяемыми? Что их роднит?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Трезубец. По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Почему символы власти зачастую богато украшены?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Как вы понимаете данное высказывание: «Корона – это одновременно благодать и проклятие»?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Придумайте и опишите регалию для директора Хогвартса.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)