*Сегодня Миранда решила удивить студентов новой обстановкой класса. Всю перемену она размахивала волшебной палочкой, расставляя предметы декора по многочисленным столикам и полочкам. Ученики, заходившие в класс, раскрывали рты от удивления.
Аудитория перестала быть привычным классом с партами и стульями. На тёмно-коричневом полу лежал ковёр, сплетённый из тысячи разноцветных нитей. Вместо стульев в хаотичном порядке стояли мягкие трёхместные диванчики с обивкой изумрудного цвета. Рядом стояли круглые столики с разноцветными скатертями: фиолетовыми, голубыми, зелеными, жёлтыми и бордовыми. Многослойные цветные занавески на окнах пропускали с улицы яркий свет, льющийся на пол оранжевыми и синими полосками. Рядом с оконными рамами стояли позолоченные стулья, украшенные резьбой. Стены кабинета были обиты бежевой тканью, а одна из них была полностью завешана яркими натюрмортами.*– Как красочно!
*Воскликнула от удивления студентка Гриффиндора и опустилась на один из диванчиков. Остальные ученики стали проходить в класс и занимать понравившиеся места, попутно разглядывая многочисленные статуэтки, стоящие на столах, и разноцветные стеклянные бусы, свисающие с больших напольных канделябров.*– Проходите, не стесняйтесь. Во время урока у вас будет предостаточно времени, чтобы хорошенько всё рассмотреть.
*Миранда улыбалась. Ей удалось создать именно ту атмосферу, которая бы характеризовала тему сегодняшнего урока.
Класс постепенно наполнился учениками, и вскоре раздались удары колокола. Ученики расселись кто на диванчики, кто на мягкие подушки, а кто – на резные позолоченные стулья. Разговоры сами собой стихли, и профессор начала урок.*~ Символика цвета ~
– Доброе утро. Интерьер кабинета я специально создала в ярких красках, чтобы вы к концу урока поняли, что может о себе рассказать тот или иной цвет. Но для начала немного теоретических аспектов о нём.
*Профессор повернулась к доске, которая чудесным образом вместилась между картинами на бежевой стене, и повесила на неё плакат со спектром основных цветов.*Спектр цветов – Как вы видите, на плакате изображён спектр основных цветов. Рассмотрим несколько классификаций цвета.
По
первой классификации выделяют семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. В ниже предложенных предложениях первая буква каждого слова является первой буквой цвета в основном спектре. Их последовательность легко запомнить, зная следующие фразы:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
«Как однажды Жак-Звонарь городской сломал фонарь»
«Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки»
– По
второй классификации все имеющиеся цвета делят на три основных: это красный, зелёный и синий. Цветовой принцип RGB (
red,
green,
blue) используют в производстве маггловской техники.
По
третьей классификации все цвета делят на две большие группы: холодные оттенки и тёплые оттенки, между которыми есть промежуточные цвета.
Как вы могли заметить, ни в одной из рассмотренных классификаций нет ни белого, ни чёрного цветов, хотя они, казалось бы, должны быть упомянуты в первую очередь. Дело в том, что таких цветов не существует в чистом виде. Белый – это цвет, который образуется путём смешивания семи спектральных цветов. То же самое касается и чёрного цвета. Он образуется путём поглощения основных семи цветов. Если белый цвет отражает, то чёрный – поглощает.
*По ходу рассказа женщина показывала указкой на отдельные части плаката.*– Сегодня нам предстоит познакомиться с характеристикой некоторых цветов, разобрать их символику и значение. Но, к сожалению, время ограничено, поэтому мы изучим не все цвета и изучим достаточно кратко.
Начнём с того, что каждый человек воспринимает цвет по-разному. Поэтому невозможно выделить абсолютно синий или идеально красный цвет. Кроме того, всякий цвет или его оттенок может быть истолкован человеком как некий символ или знак. Также важно то, как именно «прочитают» цвет. Это зависит от индивидуального взгляда человека на мир, от восприятия этого цвета определённой социально-исторической группой лиц, где сложились свои традиции и система понятий.
Итак,
первый вывод: в каждой стране цвета имеют свою смысловую нагрузку. У нас, например, чёрный цвет является цветом траура и скорби, а вот в некоторых странах Африки чёрный цвет является праздничным, тогда как на похороны там одевают разноцветные и пёстрые одежды.
Вывод второй: цвету присуща многозначность. Толкование цвета не может ограничиваться только одним-единственным смыслом. Цвет может символизировать всё, что угодно, на что хватит фантазии у человека. Именно поэтому у каждого из цветов есть очень много значений.
Вывод третий: символику цвета просто невозможно изучать отдельно от культурного наследия человечества. Ведь именно человек наделяет каждый цвет определённым значением, и цвет постепенно становится символом того предмета или явления, которое он заменяет.
Например, первобытные люди умели «читать» цвета и понимать их символику, основываясь на личном опыте. При нагревании предмета он становился красным, а значит, «тёплым». Отсюда символика красного цвета получила значение «горячего». Или наоборот, предметы, находящиеся на большом расстоянии в воздухе голубеют, то есть становятся «холодными», ведь они находятся далеко от Земли (яркий пример – звёзды). Подобные заметки и наблюдения постепенно сформировали систему цветов, которую мы сейчас знаем и изучаем.
*Далее Миранда вывесила на доску достаточно объёмный плакат.* – Перед вами сводная таблица основных цветов и их
общих значений. Пожалуйста, внимательно рассмотрите её.
Цвет | Значение |
Красный | 1. Напряжение сил – война, трагедия, конфликт, гнев, жестокость, страсть. 2. Концентрация энергии 3. Магическое значение – любовный приворот, защита от злых духов, плодородие, защита. 4. Знак отличия – одежда императоров, царей, жрецов, прославленных воинов, революционеров, судей. 5. Ритуальный язык – обряд, свадьба, карнавал, парад, очищение. |
Оранжевый | 1. Положительная сторона – святость, здоровье, энергия, теплота, радость, веселье. 2. Магическое значение – медицина, прилив энергии, восстановление сил. 3. Религиозные мотивы – отречение, смирение. |
Жёлтый | 1. Позитивная энергетика – радость, праздник, веселье, игры, красота. 2. Магическое значение – счастье в браке, бессмертие духа, жизненная сила, здоровье, символ женского начала Инь. 3. Знак отличия – головной убор и одежда царя, а также жреца, символы власти – жезл, крест, держава, цвет золота, камней-самоцветов и парчи. 4. Негативная сторона – грех, порок, болезнь, увядание. |
Зелёный | 1. Позитивная сторона – растительность, надежда, молодость, райский сад, новая жизнь, покой, релаксация. 2. Магическое значение – молодость, чистота, камень изумруд, сияние. 3. Негативная сторона – разложение, гниение, плесень, злоба, тоска, безумие, опасность, яд. |
Голубой | 1. Позитивная сторона – преданность, мир, спокойствие, мечта, волшебство, верность, духовность, истина, беззаботность. 2. Магическое значение – защита от чёрной магии; сон, спокойствие. 3. Негативная сторона – оттенки голубого символизируют упрямство, страдание от одиночества. |
Синий | 1. Божественность – небо, бог, дух, ангел. 2. Магическое значение – таинственность, мистика, высокое происхождение. 3. Позитивная энергетика – постоянство, благородство, святость, чистота души, верность. 4. Негативная энергетика – демон, порок, холод, сумерки. |
Фиолетовый | 1. Позитивная сторона – интеллект, чувственность, гармония, скромность, духовное спокойствие. 2. Магическое значение – мистика, сова, мир снов, потусторонний мир, колдовство, чары, загадочность. 3. Негативная энергетика – горе, ностальгия, траур, старость. |
Белый | 1. Позитивная сторона – свет, божество, чистота, тишина, сосредоточенность, благородство, знатность. 2. Магическое значение – очищение, удача. 3. Негативная энергетика – смерть, болезнь, отчуждение, страдание, холод, потусторонний мир. |
Чёрный | 1. Негативная сторона – смерть, печаль, горе, распад/разложение материи, ночь (как время бездействия и сна), траур, скорбь, депрессия. 2. Связь с землей и ее недрами – яма, колодец, пещера, тень, опасность, слякоть, грязь, мрак. 3. Магическое значение – демонизм, колдовство, нечисть, чёрная магия. 4. Этика – зависть, злоба, гордыня, подлость. 5. Злой человек – пират, убийца, палач, анархист, фашист. 6. Позитивная сторона – утончённость, роскошь, таинственность.
|
– Исходя из этих сведений, можно сказать, что символика каждого цвета имеет две стороны: положительную и отрицательную. Невозможно сказать, что определённый цвет является только хорошим или только плохим. Даже в чёрном цвете, как мы видим, есть толика благородства и утончённости.
Кроме смысла, который передаёт цвет, он может ещё влиять и на психологическое состояние человека. Вот вы сегодня пришли в кабинет и увидели буйство красок. Каждый из вас чисто интуитивно занял место за тем столиком, скатерть на котором имеет приятный для вас цвет. Я вижу, что девушки с Гриффиндора находятся в прекрасном расположении духа, поэтому они сели за столик с оранжевой и жёлтой скатертями. А вот несколько человек со Слизерина явно чем-то расстроены. Вы же неслучайно уселись за столики с синей и фиолетовой скатертью, верно?
*Спросила Миранда удрученных студентов, которые понуро закивали головами.*– Студенты Хаффлпаффа сегодня сосредоточены и собраны. А может быть, вы просто любите синий цвет? Компания с факультета Равенкло сегодня расслаблена, и поэтому сидит за столиками с зелёной скатертью.
*Ребята, о которых шла речь, заёрзали на диванчиках и стульях, не привыкшие к повышенному вниманию со стороны профессора.*– Посмотрите, как много информации может дать нам один только цвет! Да тут и никаких других символов придумывать не надо.
Мы с вами рассмотрели лишь малую часть этой интересной науки. Если у вас возникнет желание, то мы можем продолжить изучение символики цвета в дальнейшем. А на сегодня всё. Жду вас на следующей лекции.
*В этот момент по коридорам школы прокатились удары колокола.*
Задания
- Почему тёмные маги, воры и убийцы чаще всего стремятся спрятаться под одеждой чёрного (тёмного) цвета?
- Какие цвета из предложенных в таблице вы бы отнесли к символам позитивных и положительных эмоций? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Дальтонизм у человека. По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Как вы думаете, от чего зависит тот факт, что один и тот же цвет может обозначать противоположные понятия? Например, красный – это и любовь, и кровь (смерть). Зелёный – это и молодость, и гниение.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Влияет ли настроение человека на выбор цветов в одежде? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Известно, что цвета в интерьере особым образом воздействуют на психологическое состояние человека. Какую цветовую гамму вы бы предложили для интерьера второго этажа больницы св. Мунго, где находится отделение «Ранения от живых существ»? Поясните свой выбор.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)