*Кабинет Символики представлял собой уютную светлую комнату с деревянными партами и скамьями на два человека. Утреннее солнце щедро дарило классу тепло и свет, льющийся широкими потоками сквозь оконные витражи. Одно окно в конце класса было зашторено бордовым полотном с изумительной золотистой вышивкой по краям.
За преподавательским столом сидела женщина лет тридцати, одетая в фиолетовую блузу и чёрную мантию. В руках она вертела любимую статуэтку в виде парусного корабля из ракушек, принесённую из кабинета.
Как только прозвенел школьный колокол, волшебница вышла из-за стола, чтобы поздороваться со студентами.*~ Введение в предмет ~
– Здравствуйте, юные чародеи! Добро пожаловать в кабинет по изучению Символики. Данный курс буду преподавать вам я, профессор Миранда Менотти.
Урок у нас сегодня вводный, и на нём я постараюсь заинтересовать вас спецификой данного предмета. Вы узнаете о том, что представляет собой Символика как наука, и какими понятиями и терминами она оперирует. Начиная со следующего урока вас ждёт увлекательное путешествие в огромный и непознанный мир загадочных символов. Мы будем изучать не только сами символы (их внешний вид, свойства и толкование), но и будем соприкасаться с такими смежными науками как
Мифология и
История волшебного мира. Вы узнаете, почему для определённого явления, процесса, исторической эпохи или даже предмета человек придумал множество разнообразных символов.
*Волшебница вышла чуть вперёд, захватив со своего стола большой фолиант. Сидящие за первой партой ученики с интересом разглядывали замысловатые картинки на его обложке.*– Наука по изучению разнообразных символов и знаков даже сегодня не имеет достаточно чёткой структуры и общепринятого толкования. Символика – относительная и субъективная вещь, ведь толкование символа порой зависит от личностного восприятия человека. Впрочем, я никому не навязываю свою точку зрения. В процессе обучения данному предмету каждый из вас сделает свой собственный вывод.
*Миранда развернула книгу обложкой к классу. На ней золотым тиснением были изображены замысловатые значки, круги, спирали и треугольники, ниже которых значилось название: «Книга символов: с древнейших времён и до наших дней». С первых парт послышались едва уловимые голоса студентов.*– Нет, это не учебник, ребята. Но если кто-то захочет взять у меня эту книгу почитать, я с удовольствием предоставлю её вам. Материал для многих наших занятий я буду брать именно отсюда. К слову, есть ещё одна замечательная книга, которая принадлежит шведскому магу Хьорду Янсону. Материал из неё я также буду использовать в лекциях. К сожалению, сегодня я не смогу вам её показать. У меня попросила её одна студентка с Гриффиндора, позаниматься.
*Профессор поправила воротник мантии и отошла обратно к столу, чтобы положить книгу.*– Итак, что же такое символ, из чего он состоит и как появился в мире людей? Думаю, логичнее всего начать с определений.
«Символ» переводится с древнегреческого языка как «примета, пароль, эмблема». Символ – это условное
изображение какого-либо предмета, явления или процесса. Другими словами это
пиктограмма.
Любой символ состоит из отдельных элементов, которые, при желании, можно «оторвать» друг от друга и истолковать в отдельности. Эти элементы называются знаками.
Знаки – это отдельные «строительные» части символа. Отсюда делаем вывод, что понятие «символ» намного шире понятия «знак». Хочу вас предупредить: в различной литературе вы можете встретить иное пояснение, которое тоже будет считаться в какой-то степени правильным.
– Процесс возникновения символа очень тесно связан с мыслительной деятельностью человека, а значит, его зарождение произошло в тот момент, когда человек начал мыслить. Но при этом мыслить не ограниченно и узко, а обширно и творчески. Символ стал для человека условным обозначением различных понятий, идей, явлений, происходящих в окружающем мире. Символ, словно картинка в книге, иллюстрирует общий смысл слов, написанных в ней. Очень важно помнить, что при создании символа изображение должно быть
неразрывно связано со смыслом, который в него вкладывается.
Вот мы и подошли к самому главному определению нашей сегодняшней лекции.
Символика – это наука, изучающая совокупность символов, их отдельные части (знаки) и толкование. Символика научит вас находить символы в окружающем мире, видеть их составляющие и давать им толкование. Также эта наука даст вам возможность находить связующие нити между символом и историей, символом и мифологией. Притом, историей не только волшебного мира, но и мира магглов. Это же касается и мифологического пласта.
*Взглянув на свои новые песочные часы, в которых вместо песка были аквамарины, женщина довольно улыбнулась. Времени ещё хватало.*– Следующая часть нашей лекции – это область применения символов.
Изначально символами пользовались люди, входившие в число различных тайных сообществ. Специальные знаки были понятны только узкому кругу людей. Они скрывали в себе определённый смысл, который понимали лишь посвящённые. Подобное использование символа впервые появилось в Древней Греции, ну а позже распространилось по всему миру. Наверняка вы знаете о том, что символами активно пользовались алхимики, которые всегда стремились зашифровать свои труды. Также символы очень популярны среди некромантов и чернокнижников. Примерами могут послужить пентаграммы и магические треугольники.
Со временем роль символов расширилась, перестав быть только шифровщиком. Упомянутая мной выше Мифология может предоставить нам богатейший материал о применении символов в повседневной жизни людей. Их стали наносить на амулеты, щиты, даже плащи и мантии людей для подпитки энергией или для защиты. Словом, область применения символов стала обширна, и я упомянула далеко не всё.
– Кроме сферы использования символов мы с вами должны успеть поговорить о примерах, чтобы мои слова не показались вам голословными.
Перед вами
красная роза – символ любви, преданности, страсти, выражение пылких эмоций и чувств к другому человеку. Следующий символ –
голубь – символ мира и примирения.
Трилистник – символ удачи,
лавровый венок – символ славы,
красный круг на флаге страны Япония – это символ восходящего солнца над горизонтом, ибо эта страна первой во всём мире встречает рассвет. Ещё одним символом любви считается
сердце, а символом разлуки –
жёлтая роза. Символом власти всегда были
корона или скипетр. А символом государства и нашей с вами школы является
герб. Об этом мы поговорим на ближайших уроках.
*Как только последняя картинка исчезла с доски, вверху появилась надпись: «Назначения символа». Миранда дала студентам понять, что её следует записать в пергаменты.*– Запомните, что у каждого символа есть ряд
назначений. Вот самые общие, которые можно выделить.
Первое – проинформировать, но при этом скрыто, зашифрованно.
Второе – проинформировать кратко, но ёмко. Только лишь взглянув на символ, человек тут же понимает, о чём идёт речь.
Третье – быстрота понимания смысла. Просто посмотреть на символ и понять его суть будет намного быстрее, чем прочитать табличку, на которой этот же самый смысл будет прописан словами.
Четвёртое – международность. Обычно большинство символов известно не только внутри одного государства, но и за его пределами. Иностранцу не нужно будет пояснять, что означает сердце или пацифик.
*Часы с голубыми аквамаринами уже почти освободили верхнюю колбу, и Миранда сделала вывод, что до конца урока осталось минут пять.*– Согласитесь, что мы с вами каждый день неоднократно сталкиваемся с символами, но поскольку они со временем «приедаются» глазу, то мы постепенно перестаём их замечать. Оглянитесь вокруг, и вы увидите, что вас сплошь и рядом окружают символы. К примеру, дорожные знаки у магглов или геральдическая символика, которая изучает гербы разных стран, старинных родов и организаций. Возьмём ваши значки с изображением факультета, которые вы носите. Для чего они?
*Мальчик с факультета Равенкло не медлил с ответом.*– Для того, чтобы отличать учеников своего факультета от учеников другого.
– Правильно. Когда на груди у каждого из вас сверкает новенький факультетский значок, то вас можно очень быстро найти в толпе студентов и отличить друг от друга. А теперь представим, что все вы также поделены на факультеты, но отличительных значков не носите. Что в итоге получится? Правильно, одна путаница. Я не думаю, что вам будет приятно, когда к вам по десять раз на дню будут подходить студенты и преподаватели, задавая один и тот же вопрос: «Вы с какого факультета?».
*Ученики засмеялись, представив себе такую ситуацию.*– Возможно, кто-то из вас подумает, что человек вполне прекрасно обошёлся бы без всяких таинственных знаков и эмблем. Однако я вынуждена с этим не согласиться, да и вы, думаю, впоследствии сами поймёте, что символы в нашей жизни играют не последнюю роль.
*В коридоре послышался топот не одного десятка ног. Профессор дала понять студентам, что урок окончен, и домашнее задание можно взять у неё со стола.*– Наше вводное занятие подошло к концу. Я надеюсь, что среди вас найдутся те, кто изъявят желание изучать эту науку и дальше. А на сегодня я с вами прощаюсь. До новых встреч.
Задания
- Работа с картинкой.
Нажмите на картинку и внимательно рассмотрите её.
А) Докажите, что эта картинка является символом.
Б) Выпишите названия 4-5 знаков (элементов), присутствующих на ней.
В) Предположите, каково назначение данного изображения?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Пиктограммы социальных сетей в Интернете. Поясните, как картинка характеризует суть той или иной соц.сети? По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Почему некоторые символы становятся интернациональными, то есть понятными и узнаваемыми в любой стране мира?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. С помощью какого тайного знака члены Отряда Дамблдора сообщались между собой? Почему был выбран именно он?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Вы знаете, что с помощью символа (пиктограммы) можно зашифровать всё, что угодно. Можно даже «зашифровать» человека. Например, символом для Полумны Лавгуд я бы выбрала астрально-спектральные очки, потому что кроме неё их никто не носил. Значит, в этом её отличие от других. И выразить это отличие мне поможет символ.
А какими символами (предметами) можно «зашифровать» следующих героев? Я жду толковых идей.
А) Драко Малфой
Б) Петунья Дурсль
В) Альбус Дамблдор
Г) Сириус Блэк
Д) Волан-де-Морт
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)