*До начала урока профессор Блэк открыла в аудитории все окна, чтобы наполнить ее свежим воздухом. Косые солнечные лучи проникали сквозь прозрачные занавески, оставляя россыпи бликов на поверхностях гладких предметов.*
— Сегодня, дорогие студенты, мы перейдем непосредственно к играм волшебников. Прошу вас записывать все названия. Чтобы вы лучше усвоили материал, я постараюсь сделать его нагляднее.
*Элизабет подошла к старинному шкафу с ножками в форме львиных лап, стоящему рядом с ее столом, и достала оттуда большой прозрачный шар, наполненный чем-то похожим на пурпурный дым. Элизабет, прошептав заклинание, «подвесила» загадочную сферу в воздухе на уровне человеческого роста, чтобы ученики могли хорошо ее видеть. Затем она дотронулась до сферы волшебной палочкой, шар вспыхнул красным светом, и внутри него появилось изображение. По всему пространству сферы двигались маленькие, но очень реалистичные фигурки людей на метлах.*
Эта магическая сфера будет показывать вам каждую из игр, чтобы вы могли лучше себе их представить, —
*произнесла профессор и продолжила свой рассказ:*Одной из древнейших игр является
штихшток, который возник в Германии в Х веке. Такое название происходит от немецкого слова
«stichstock» — «укол палки». Для игры использовался шест длиной в двадцать футов, на конце которого находился надутый драконий пузырь. Один из игроков был привязан за пояс к шесту десятифутовой веревкой. Его цель состояла в защите пузыря, который хотели проколоть заостренными концами своих метел остальные игроки (их было не больше четырех). Стоит заметить, что им запрещалось подлетать к пузырю сверху. Интересен также тот факт, что защитнику можно было использовать волшебную палочку для отражения атак. Конец игры был возможен в трех случаях:
- когда пузырь удавалось проколоть;
- когда защитник больше не мог продолжать игру;
- когда все атакующие были выведены из строя защитником.
Побеждал тот игрок, который сумел проткнуть драконий пузырь, или же защитник. Штихшток прекратил свое существование в ХIV веке, так как участники игры слишком часто травмировались, нередко бывали даже смертельные случаи.
Еще одна занимательная игра возникла в английском Херефордшире в конце Х столетия. Она называлась
деретеннис (
Swivenhodge), и в ней также использовался надутый пузырь (как правило, свиной).
*Вдруг студенты начали удивленно присматриваться к фигуркам в магическом шаре.*
Да-да, вам не показалось. Игроки в деретеннис действительно летали на метле, сидя задом наперед — то есть лицом к прутьям. Это нужно было для того, чтобы иметь возможность бить прутьями метлы по пузырю, перебрасывая его взад-вперед через специальную сетку, натянутую посреди игрового поля. Если игроку не удавалось это сделать и пузырь приземлялся на его половине поля, то его противнику засчитывалось одно очко. А побеждал участник, первым набравший 50 очков. Сложность игры заключалась в том, чтобы научиться хорошо управлять метлой, сидя на ней задом наперед. Это задание усложнялось еще и тем, что метлы были далекими от совершенства и почти неманевренными даже в нормальном положении. Играли или один на один, или парами, или командами (до пяти человек в каждой).
Следующая игра, которую мы рассмотрим, — ирландский
айнгигейн (
Aingingein), созданный в XI веке и запрещенный из-за опасности в конце XVIII века. Ее участники брали шар из желчного пузыря козы (называемый «дом»), который был аналогичен пузырю из игры в штихшток, и пытались пролететь с ним сквозь несколько горящих бочек без дна, подвешенных в воздухе друг за другом. Победителем становился тот, кто не загорелся и быстрее всех справился с задачей. Количество участников, как правило, не превышало 10. Говорят, что чемпионом по айнгигейну был легендарный волшебник
«Фанатик» Финган.
Вот мы и подошли к одной из наиболее интересных и неоднозначных игр, которая в свое время вызвала много споров и дискуссий в магическом сообществе.
*Профессор посмотрела на заинтригованных студентов.* Я говорю о
креотценне (гаэльское
Creaothceann). Эта шотландская игра, возникшая в начале ХІІ века, справедливо считается одной из опаснейших в нашем мире. Креотценн являл собой состязания, в которых 12 игроков устанавливали на головах котлы. В эти котлы падали сверху камни, небольшие глыбы и обломки скал, которые заранее были «подвешены» с помощью магии в воздухе. Побеждал тот участник, который смог поймать в свой котел самое большое количество камней. В средневековье этот спорт пользовался огромной популярностью и служил показателем настоящего мужества и храбрости.
*В этот момент в сфере на одну из фигурок-игроков с котлом на голове упал камень, и она сорвалась вниз со своей маленькой метлы.*
Но креотценн был неотделим от смертельной опасности, несметного количества постоянных несчастных и трагических случаев. По статистике, около 83% всех матчей имели хотя бы один летальный исход. Поэтому в 1762 году игра была официально запрещена Министерством Магии. В 60-х годах ХІХ века
Магнус «Вмятоголовый» Макдональд организовал целую кампанию по возрождению креотценна, но правительство не захотело вновь разрешать этот опаснейший вид магического спорта.
Так, а следующая наша игра наверняка знакома части из вас. Возможно, некоторые в совсем еще раннем возрасте увлекались игрой на детских метлах, которая заключалась в том, чтобы спихнуть на землю как можно больше соперников?
*Элизабет заметила, что несколько учеников весело улыбнулись.*
Так вот, это и есть старинная игра
сдвигудар (
Shuntbumps), которая была очень популярна в Англии и Девоне. Вероятно, последний является ее родиной. Но она, конечно, была не настолько безобидной, как в наше время. Ведь играли не на детских метлах, едва поднимающихся над землей. Из-за этого сдвигудар был немного похож на грубую форму дуэли. Состязания проводились на высоте 5–10 метров. Побеждал тот участник, которому удавалось удержаться в воздухе дольше всех. Одновременно играло не больше восьми человек.
*Одна из фигурок в волшебном шаре наконец-то столкнула с метлы своего соперника и триумфально подняла руки.*
Из всех вышеперечисленных мною видов колдовского спорта в наши дни играют только в деретеннис и сдвигудар. Правда, в последний только в качестве детской игры, что вы уже и так, наверное, поняли.
Однако в ХI веке на болоте Квирдитч родилась игра, которая в один прекрасный день стала самой популярной среди волшебников, и которой мы посвятим большинство следующих наших занятий.
*Звук колокола перебил профессора, а ученики засуетились на своих местах.*
Ну что ж, в таком случае продолжим на следующем занятии. Надеюсь, наши лекции помогут вам расширить свое понимание магического спорта. Запишите домашнее задание и можете быть свободны. Всем спасибо за внимание и прекрасно проведенное время.
*Профессор взмахнула волшебной палочкой, и на доске появились золотистые буквы, которые начали быстро складываться в слова.*
Задания
- Сравнительная характеристика игр штихшток и айнгигейн. Главный акцент сделайте на анализе сложности и опасности этих игр. Стоило ли их запрещать?
- Как Вы думаете, почему деретеннис и сдвигудар, в отличие большинства древних игр на метлах, не были запрещены Министерством Магии? Может ли сдвигудар существовать в качестве полноценной взрослой (а не детской) игры? (700 символов за всю работу)
Пожалуйста, не пересказывайте правила игр в заданиях. Я хочу видеть Ваши мысли и Ваше отношение, возникшие на основании услышанного на лекции. - (Эта лекция только для 1 курсов)
Дополнительные задания
- Напишите ролевой отыгрыш «Я участник игры айнгигейн». Опишите ход игры, ваши ощущения, мысли, чем все закончилось.
Фантазия приветствуется (не менее 1000 символов)
- Представьте, что Министерство Магии приняло решение возродить запрещенные игры на метлах. Какие усовершенствования Вы бы предложили, чтобы сделать их менее опасными? (не менее 1000 символов)
- Сочинение. Сравните магический деретеннис с магловской игрой теннис. Опишите все найденные сходства и отличия. Какая из игр нравится вам больше и почему? (не менее 1000 символов)
- Творческое задание. Нарисуйте момент из игры айнгигейн
- (Эта лекция только для 1 курсов)