Показати текст спойлеру
Новая постановка «Экууса» Питера Шэффера – это первое настоящее возрождение после изумляющего представления в 1973 году в Национальном Театре.
Дэниэл Рэдклифф считает обнажение необходимой частью всего действа.
Сюжет пьесы закручивается вокруг Алана Стрэнга, одинокого подростка-конюха, ослепившего несколько лошадей, и борьбы психиатра Мартина Дисарта с фантомами, побудившими парня совершить это.
Под чутким руководством Ти Шэррок (прим.: режиссёр) за рискованную роль взялся 17-тилетний Дэниэл Рэдклифф (в скором времени выйдет пятая часть «Гарри Поттера» с ним в главной роли); рекламные постеры спектакля с его изображением заставляют затаить дыхание многих девушек на улицах Лондона.
Дисарта (психиатр) играет Ричард Гриффитс. Этот персонаж отличается от Гектора из пьесы Алана Беннетта «History Boys», роль которого Гриффитс исполнял на протяжении 2 лет, но актёр всё же больше известен поклонникам Поттера по роли дяди Вернона.
Дженни Эгаттер, игравшая неудавшуюся подружку Стрэнга в экранизации «Экууса» в 1977 году, в этой версии исполняет роль судьи, поместившей юношу под опеку Дисанта.
Наиболее сильно в памяти отпечатываются те актёры, которые играют лошадей. Уилл Кемп, звезда «Лебединого озера» Мэттью Борна, «Пьесы без слов» и «The Car Man» исполняет роль Наггета, главной из них.
Джеспер Рис: Калечить лошадь, это тебе не кататься на гиппогриффе, да?
Дэн Рэдклифф: Абсолютно согласен. Именно на съёмках третьего фильма я осознал, что хочу стать актёром. И я подумал, что не стоит дожидаться окончания съёмок всех «Гарри Поттеров», чтобы сделать что-то ещё. Всегда будут те, кто с удовольствием посмотрят любые работы, которые я сделал, но останется и та часть, видящая во мне исключительно Гарри. Просто надо смириться с этим – и делать то, что тебе нравится. И всегда можно будет сказать, хорош я или откровенно ужасен, но меня никто не сможет упрекнуть в том, что я ничего не попробовал.
ДЖР: А играть лошадь совсем не то, что лебедя в балете Чайковского?
Уилл Кемп: Замечательно попасть в такую превосходную пьесу, где я остаюсь и актёром, и не теряю навыков, полученных в театре пластики. Также я работал с хореографом, как не работал до этого никогда. Она очень много времени уделяет импровизации, во время которых люди как бы бросаются друг на друга.
ДЖР: Остались ли воспоминания о старой постановке? И как вы считаете, актуальна ли пьеса сегодня?
Дженни Эгаттер: Я смотрела её в Национальном Театре, и это было чрезвычайно динамичное произведение. И сильно отличалось от всего, что я видела до этого, хотя мне немного нравилась греческая драма. Оно о том, что обычно пишет Шэффер. Противопоставление выдающегося заурядному.
Ричард Гриффитс: В 1973 году я был в Стрэдфорде, у меня было 12 или 15 шоу за год. Выбраться на чью-то постановку в выходной – это была несбыточная мечта. Плэтому я не видел «Экуус». Но мне много о нём рассказывали, и я постоянно думал, действительно ли таков мир психиатрии. У меня есть друзья-психиатры, и я спросил их. Мне рассказали, что сейчас есть какие-то новые методы, но в основном всё показано правильно, и любой психиатр узнает здесь эти подходы. Но для Питера Шэффера ключевой вопрос не психиатрический, а философский и фундаментальный. Пьеса пытается ответить на вопрос, почему мы все находимся здесь.
ДЖР: Пьеса доказывает, что если ты причинишь вред окружающим существам, то можешь стать ненормальным. У вас был такой опыт?
Дэн: Я знаю нескольких человек, очень похожих на Алана. В том, насколько они вспыльчивые. Где-то в Алане я узнаю и себя. Думаю, что когда молодые люди придут посмотреть пьесу, то они тоже в какой-то мере узнают себя в нём. Я видел людей, которые когда-то смотрели постановку и видели себя в Алане, а теперь они приходят, чтобы увидеть себя в Дисарте.
Ричард Гриффитс: Даже нельзя сказать, кто из них в большей беде. Дисарту очень хочется проникнуть на тёмную сторону, но он понимает, что если это случится, то мир рухнет.
Дэн: Проблему Алана легче увидеть, потому что у него нет нужных слов или социальных навыков, чтобы скрыть её.
Ричард Гриффитс: В пьесе есть большой спор о том, что нормально. Я сам соглашусь со словами Билли Коннелли: «Я скажу тебе, что значит нормально. Это ты, и это весь остальной чёртов [прим. пер. – в оригинале тут было словечко покрепче] мир. Вот что значит нормально».
ДЖР: Пьеса – это великолепное изображение подростковой изоляции. Как молодые актёры справляются с ранней славой?
Дженни Эгаттер: Мой случай совершенно отличается от случая Дэна. Я начала в 11, и мне было 17, когда я сыграла в «The Railway Children». Я не знала, стоит ли мне продолжать, потому что только что закончила «Walkabout», о потере невинности. Потом я решила продолжать актёрскую карьеру. В таком положении ты как бы находишься на границе между юностью и взрослой жизнью, и кажется, что всё делаешь правильно. Дэниэл – один из нескольких людей, которым позволили взрослеть вместе со своим персонажем.
Дэн:Для меня, слава богу, проложили чёткий маршрут действий.
Дженни Эгаттер: Тебе, наверное, гораздо более чётко обозначают то, что нужно сыграть. Я в твоём возрасте не была столь уверенной.
ДЖР: Это ведь очень трудная роль для первого сценического опыта.
Уилл Кэмп: Но Дэн легко соглашается на всё. Мы многое делаем вместе, например, бегаем по сцене, причём он сидит у меня на плечах. Я так благодарен, что он в хорошей форме, к тому же он совсем лёгкий.
Дэн: Мой вес 54 кг
Уилл Кэмп: Я носил женщин, которые были тяжелее Дэна.
ДЖР: К концу пьесы есть любовная сцена между Аланом и его девушкой, которая кончается совсем не правильно. Эта сцена, во всех смыслах этого слова, откровенная, там есть и обнаженная натура. Как вам удалось этого достичь?
Дженни Эгаттер: Всегда очень трудно бороться с помешанностью людей на идее раздевания на сцене. Они забывают, о чём пьеса на самом деле. Он должен раздеться, так надо. Иначе не будет достигнут тот уровень чувственности. В прошлых постановках раздевались и актёр, и актриса.
Дэн: Я не говорил так: «О, надо раздеться? Здорово!!! С удовольствием!!!» Я просто воспринял это, как если бы это была роль с акцентом или с какой-то дурной привычкой. Сначала я рассмотрел персонажа. Многим актёрам, которыми я восхищаюсь, приходилось раздеваться в своей работе, и даже не один раз. Того требует пьеса. Это каноническая сцена, своеобразная физическая и психологическая кульминация. И если я не сниму штаны, то получится полная чушь. Дэниэл Рэдклифф сбросил мантию-невидимку Гарри Поттера во вторник, появившись обнажённым на сцене в психологическом триллере «Экуус».
Рэдклифф, ставший знаменитым после роли юного волшебника в фильмах ГП, играет проблемного мальчика-конюха, который ослепляет нескольких лошадей. Эта роль вызвала бурю эмоций у фанатов актёра.
После премьеры Рэдклифф признался, что он очень нервничал, но все сомнения в необходимости раздевания закончились во время двух недель предпоказов.
«После первых двух пробных спектаклей мне стало всё равно», - поделился Дэн с каналом Reuters.
На вопрос, как он относится ко всей шумихе вокруг его раздевания, он отвечает: «Всё сводится к спорам, нужно это или нет, но дело-то не в этом».
Ему аплодировали стоя на первом показе. А коллеги-актёры хвалят его за то, что он осмелился принять такой трудный вызов.
«Я под огромным впечатлением оттого, какую роль и какой путь в профессии Дэниэл выбрал», - рассказал Reuters голливудская звезда Кристиан Слейтер.
Когда 17-тилетний Дэн представлял эту самую сцену вместе с партнёршей Джоанной Кристи, то в зале стояла такая невообразимая тишина, что можно было бы, наверное, услышать звук падающей капли.
«Это невероятная роль для юного актёра. Он очень рискует», - говорит британский актёр Ричард Гранд.
Такого ажиотажа вокруг обнажённой натуры не было с тех пор, как в 1998 году полностью разделась Николь Кидман в пьесе "Голубая комната", и отзыв о её выступлении звучал не иначе, как «настоящая театральная виагра».
Поттеромания была представлена толпой фанатов, ожидающих автографов у входа в театр.
Но ведь это фанаты аккуратного, чистенького, вежливого мальчика-волшебника. Как они примут нового героя, который курит, матерится и раздевается на сцене?
Рэдклифф сказал: «Как-то я встретил группу преданных фанатов у входа в театр, и они выразили поддержку и были совсем не против этого».
Но Рэдклифф, который брал уроки сценической речи и специально для спектакля усиленно тренировался в спортзале, видит хотя бы одно знакомое лицо рядом.
Роль психиатра, который лечит парня, исполняет Ричард Гриффитс, британский актёр, дядя Вернон в фильмах о Гарри Поттере.
Гриффитс сказал об игре Рэдклиффа: «Вы как будто забываете, что ему всего 17. Настолько уверенно он себя преподносит».
Но как минимум одного знаменитого лица на премьере не досчитались. Это Джоан Ролинг, глобальный успех именно её книг обеспечил высокие кассовые сборы фильмам ГП.
Но Рэдклифф говорит: «Она в любом случае придёт. Не думаю, что она проигнорирует постановку. Она была очень рада за меня, когда узнала, что я решил заняться чем-то помимо Поттера».
Гарри Поттер взрослеет в «Экуусе»
Материал Джил Лоулесс – 27 февраля 19:09 по стандартному восточному времени
Лондон
Гермиона, мы больше не в Хогвартсе [прим. пер. – это переделанная поговорка, очень распространённая среди американцев; в оригинале звучит она примерно так: Дороти, мы определённо больше не в Канзасе; и употребляется в тех случаях, когда хотят выразить удивление, увидев что-то абсолютно новое, чего раньше не видели никогда. Если вдруг не знаете, кто такая Дороти и при чём тут Канзас, то отсылаю вас к сказке Лаймена Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз»].
«Гарри Поттер» - это весьма искажённая, но неизбежная параллель, которую будут проводить с пьесой Питера Шэффера «Экуус». Это сценический дебют Дэниэла Рэдклиффа, известного миллионам в качестве мальчика-волшебника из экранизации романов-бестселлеров Джоан Роулинг.
Это, как уже повторялось неоднократно, смелый выбор 17-тилетнего актёра. Задолго до премьеры СМИ много рассказывали о курении, нецензурной лексике, сценах секса и обнажении (особо отмечая последнее) - всё это в спектакле продемонстрирует Дэн.
Компания по борьбе с курением резко критиковала актёра. А в «Warner Bros.» наоборот, опровергли все слухи по поводу того, что их не устраивает новый имидж Рэдклиффа. Они его поддержали.
«Я ожидал чего-то такого», - рассказал Дэниэл для «Tuesday» о спорах вокруг обнажённой сцены. – «Если бы я думал, что никто ничего не скажет, то тогда я был бы просто идиотом».
Рекламная компания помогла продать билеты на сумму 3.1 миллиона фунтов и завлечь на премьеру во вторник в театр «Gielgud» таких звёзд, как Боб Гелдоф, Хэлена Бонэм Картер [прим. пер. – Беллатрикс из ОФ, кстати, если кто запамятовал] и Кристиан Слейтер.
Пьеса – это не только смелый, но и очень продуманный выбор известного молодого актёра, который сказал, что он хочет «потрясти представление людей обо мне».
Почти взрослый, отлично сложенный, с первой бородкой, Рэдклифф идеально подходит на роль Алана Стрэнга.
По большей части игра Дэниэла прекрасна. Разве что интонация могла бы быть поровнее – у него есть такая тенденция выражать страдания Стрэнга, выкрикивая реплики. Но его прищуренный взгляд и сутулость, с помощью которой он как бы обороняется, показывают изумлённого юношу с глубокой душевной раной. А когда он, наконец, раскрывается в 10-минутной кульминационной сцене с обнажением, то эмоционально он неудержимый и очень сильный.
Рэдклиффу повезло играть в дуэте с бесконечно понимающим Ричардом Гриффитсом, который играет Мартина Дисарта, психиатра, постепенно разгадывающего все проблемы подростка, но в конечном итоге он начинает завидовать его сильной привязанности к лошадям.
Помимо Рэдклиффа пьесу обогатила молодая режиссёр Ти Шэррок. Сама пьеса представляет собой самобытное, примитивное выражение квазидуховной, эротической помешанности Стрэнга на лошадях. Впервые «Экуус» прогремел в Лондоне в 1973 году, потом был успех на Бродвее с Энтони Хопкинсом в главной роли. Также в 1977 году вышла и экранизация с Ричардом Бёртаном и Питером Фёртом.
Постановка Шэррок необыкновенная и очень стильная, с минималистскими декорациями Джона Напиера, напоминающими древнегреческий амфитеатр. Лошади, являющиеся одними из главных персонажей, удивительно точно передаются актёрами в масках при помощи движений и пластики.
Продюсеры без сомнения должны сказать спасибо популярности Рэдклиффа и неослабевающей любви ко всему, что связано с «Гарри Поттером». Рэдклифф доказывает, что он может, пусть и на время, сменить мантию волшебника на что-то ещё.
Спектакль будет на сцене до 3 июня. А уже 13 июля мы вновь увидим Дэна в привычном амплуа в фильме «Гарри Поттер и Орден Феникса».
«Экуус» снова прискакал на Уэст-Энд
(прим. пер. – в переводе с латыни «Лошадь»)
Пьеса Питера Шэффера 1973 года «Экуус» - это увлекательная и захватывающая психологическая драма. Её возродила Ти Шэррок на Уэст-Энде в театре «Gielgud». Пьеса нисколько не потеряла своей силы, способности подталкивать к размышлениям и шокировать чувства.
В новой трактовке режиссёр предлагает нам аккуратно балансирующую на грани постановку, она и развлекательная, и волнующая, и даже пугающая. А наделавшая много шума сцена с раздеванием показана с заботой и удивительной точностью. Минималистичные декорации Джона Нэпиера представляют собой группу подвижных блоков с рядом дверей, закрывающих то, что находится за сценой, а именно выполненные в металле головы лошадей, которые начинают поблескивать в нужный момент. В сочетании со светом Дэвида Херси создаётся просто потрясающий эффект. А сцена, когда Алан Стрэнг сидит на плечах у актёра, исполняющего роль лошади со стальной головой, стала одним из самых ярких моментов первого акта, захватила зрителей.
Сильный актёрский состав (Дженни Эгаттер, Уилл Кэмп, Джоанна Кристи, Джонатан Каллен, Колин Хэй, Карен Миджер, Гэбриэл Рэйди, Грэйк Кук, Темуджин Джилл и Джэйми Куарелл) прекрасно поддерживают двух главных актёров. В роли Мартина Дисанта Ричард Гриффитс демонстрирует идеальные отношения между ним и публикой. Он мастерски прочитывает юмор, скрывающийся между строк его реплик, а в напряжённые моменты от его игры замирает сердце. Дэниэл Рэдклифф в роли Алана Стрэнга – это настоящее открытие. Снимая с себя волшебную шляпу Гарри, он показывает изумительную зрелость. В обычной жизни не растерявший своего мальчишеского очарования, здесь он предстаёт убедительно беспокойным, замкнутым и неуравновешенным, срывающимся на гнев, и в один из моментов это по-настоящему душераздирающее зрелище.
Оригинальный текст Питера Шэффера – очень сильный, провокационный, но в то же время трогательный, богатый описаниями и подтекстом, там всегда можно найти спорные слова, характеризующие персонажа и заставляющие слушателя задуматься. И есть слово, описывающее новую трактовку Ти Шэррок – непропускаемо! [прим. пер. – понимаю, что звучит коряво, но по-другому не знала, как сказать в одно слово; имелось в виду, что показ пьесы ни за что нельзя пропускать; грубо говоря – смотреть всем].