*По обе стороны от доски стояли манекены, одетые в самые модные мантии, которые доставили прямиком из магазина мадам Малкин в Косой Аллее. Расшитые лацканы, узорная вышивка и золотая атласная оторочка говорили о том, что эти одеяния предназначены для самых торжественных случаев. Ткань, из которой были сшиты эти чудеса дизайнерского искусства, напоминала бархат: она была такой же плотной и мягкой; а глубокие оттенки рубина, малахита, сапфира и охры притягивали взгляд.
Профессор Ван-Шаттен сидела за своим письменным столом и просматривала сразу два журнала одновременно. Её взгляд метался от одной картинки к другой, и при этом волшебница успевала записывать кое-что в пергамент, развёрнутый перед ней.*– Ну вот, –
*сказала она, откладывая перо,* – теперь, кажется, разобралась.
– Что это вы делаете, профессор? –
*спросила любопытная ученица, подходя к столу преподавателя и с интересом разглядывая обложки журналов.*– Как что, мисс Валентайн? Изучаю тенденции этого сезона, конечно. Хоть немного, но нужно следить за модой. И не менее важно уметь подбирать правильную мантию. Поверьте, мантия для волшебника – это залог успешн…
*В этот момент раздались удары колокола, и Эмилия остановилась на полуслове. Подняв глаза на собравшихся студентов, она увидела, что те уже сидят на своих местах и наблюдают за её с девочкой диалогом. Женщина кашлянула, затем убрала в стол журналы и попросила мисс Валентайн занять своё место.*– Добрый день, класс. Рада видеть вас на моём занятии. Сегодня нам предстоит изучить интересную тему, которой, думаю, в той или иной степени интересуется каждый.
Мода в магическом мире | Vol. 1 | Мантия
– Как видите, сегодня у нас… нарядно, –
*она махнула рукой в сторону манекенов.* – На этих манекенах представлены мантии, каждая из которых стоит не одну тысячу галлеонов, –
*после этих слов кто-то присвистнул.* – Да, мистер Флетчер. Перед вами традиционная мантия волшебника. Она может по-разному выглядеть, но она была и остаётся основным элементом нашей одежды. Обычных мантий вы и так насмотрелись вдоволь, –
*хмыкнула женщина.* – Но мне захотелось, чтобы сегодня вы увидели нечто необычайно красивое. Своего рода произведение искусства. Для тех, кто забыл, напоминаю, что одной из целей моего предмета является наслаждение чем-то эстетически прекрасным.
*Эмилия посмотрела на свою собственную мантию: простая чёрная ткань без украшений, спереди две бронзовые пуговицы, на лацканах следы от мела. //Однозначно, немного эстетики не помешает.// Женщина стряхнула мел и продолжила.* – Итак, экземпляры перед вами богато украшены разным декором и, как вы, конечно, догадались, предназначены для торжественных случаев. На создание этих мантий были потрачены не только деньги, но и время. Оно ушло на разработку дизайна и пошив изделия. И, конечно, такую мантию может позволить себе только весьма состоятельный человек.
*Учительница сделала паузу, чтобы глотнуть воды. Попутно она наблюдала за тем, как дети, сидящие перед ней, невольно начинали сравнивать свои мантии с теми, что висели на манекенах. В глазах у некоторых появлялось отчётливое осознание той пропасти, которая лежит между этими лоскутами ткани.*– Разумеется, в своей обыденной жизни человек не будет носить такую изысканную одежду. И на то есть, как минимум, две причины: непрактичность такой вещи и… несоответствие этикету, –
*Эмилия в этот момент напомнила чопорную англичанку, придерживающуюся традиционного взгляда на стиль.* – Но обо всём по порядку. Прежде чем говорить о традиционном взгляде на моду волшебников, сначала выучим немного теории.
А) Мода – это совокупность ценностей и вкусов, которые приняты в определённой общественной среде и популярны в определённое время. Б) Мода – это быстрая смена тенденций. В) Мода – это особые правила изготовления, кроя и ношения конкретного стиля или костюма (в широком смысле). Г) Мода – это индустрия создания одежды и аксессуаров к ней. Д) Мода – это искусство, самовыражение дизайнера, его художественные поиски. |
– Как видите, толкований довольно много. Чтобы составить полное представление о том, что же такое «мода», давайте попробуем объяснить термины из учебника поподробнее.
А) Итак, первое толкование означает, что в обществе всегда есть какие-то свои
предпочтения. На них влияют социальные, политические и экономические факторы. Эти факторы разнятся и зависят от веяний времени.
Б) Суть второго понятия заключается в том, что мода – это
процесс очень изменчивый и нестабильный. Что-то уходит, что-то приходит. Сегодня популярны шляпы-цилиндры, а завтра будут в моде котелки.
В) Третье понятие базируется на
традициях. Именно они диктуют нам правила ношения разной одежды, например, свадебной или траурной, офисной или домашней. Кроме этого, есть ещё понятие «национальная мода», которая включает в себя правила ношения национальных костюмов, например, шотландского килта или японского кимоно.
Г) В основе четвёртого понятия лежит понимание того, что мода всегда ориентируется на покупателя, так как именно он обеспечивает ей основной доход и существование. Иными словами, мода – это
бизнес. В этой сфере трудится немало людей: дизайнеры, стилисты, модели, менеджеры. Все они заинтересованы в том, чтобы потребителю понравилось то, что для него шьют.
Д) И, наконец, пятое толкование связано непосредственно с «высокой модой» и
«чистым искусством». Это фэнтезийная, необычная и иногда непонятная простому человеку мода. Модельер создаёт не просто вещь, а
художественный образ. Через него он заявляет зрителю о том, кто он такой и каким видит мир вокруг себя. Изделия «высокой моды» всегда качественны, так как сделаны вручную. Каждая модель уникальна, поскольку изготавливается в единственном экземпляре. Материал, фурнитура, декор и сопутствующие аксессуары делают такую вещь дорогостоящей. И к тому же такое изделие часто бывает непрактичным, то есть оно не предназначено для повседневной носки. В лучшем случае такой наряд можно будет надеть один раз на Красную Дорожку или для статичной фотосессии. Ни двигаться, ни ходить в нём может оказаться нельзя.
*Эмилия задумалась и покрутила в руках учебник.*– Есть люди, которые адекватно относятся к «высокой моде» и в целом понимают суть художественного образа. Но есть и те, кто очень далёк от этого. Для них создание непрактичного изделия – напрасная трата ресурсов.
– И кто из них прав? –
*спросила ученица из Хаффлпаффа.*– Каждый из них прав по-своему, –
*двояко ответила Эмилия.* – Для кого-то на первом месте стоят красота и эстетика, а для кого-то – практическое применение вещи. И спорить тут бесполезно, ведь на вкус и цвет, как говорится, леденцы разные. К дизайнеру тоже не следует относиться негативно. В конце концов, он художник и он так видит.
//Пусть только не подумают, что я оправдываю их безумные идеи!//– В одно время «высокая мода» была доступна лишь элите и богачам. Но дизайнеры и менеджеры очень скоро поняли, что если они хотят более широкого распространения изделий своего бренда, то нужно упростить дизайн и поставить его на серийное производство. Таким образом, менее богатые люди смогут приобщиться к миру моды, поскольку вещь станет дешевле и её сможет купить большее количество людей, а производитель, в свою очередь, получит хорошую рекламу для своей продукции и, конечно, прибыль. В связи с этим появилось особое понятие –
прет-а-порте, что в переводе с французского означает «готовая к носке вещь».
*С терминами было покончено, и волшебница покосилась на песочные часы. Время утекало очень быстро, а материала оставалось ещё довольно много.*– Я думаю, вы согласны с тем, что мода, бесспорно, является искусством. Ведь даже для создания самой простой вещи нужно приложить много усилий: нарисовать эскиз, подобрать материалы, раскроить изделие, сшить его и украсить. Это требует наличия определённых знаний и мастерства. Если бы люди не научились творчески мыслить, то сейчас в нашем мире не было бы такого разнообразия одежды, –
*профессор подошла к одному из манекенов и аккуратно коснулась мантии.* – Однако, несмотря на богатый мир швейных изделий, современная мода магглов и волшебников очень сильно отличается друг от друга. Можно сказать, что между ними лежит такая же пропасть, как между вашей школьной мантией и вот этой, из модного магазина.
*После этих слов лица студентов несколько погрустнели. Эмилия вернулась к доске и повесила на неё изображения, на которых студенты без труда узнали двух знаменитых директоров Хогвартса.* – Итак,
мода волшебников.
В основе современного дресс-кода магов лежит... традиция. А там, где традиция, почти нет прогресса. И поэтому получается, что говорить о постоянно меняющейся моде в нашем мире как-то некорректно. Общая стилистика одежды современных волшебников сопоставима с
XVII веком и с тех пор особо не изменилась. Причины такого отставания в моде
//и не только в моде// кроются в истории.
Первая причина – Статут о секретности. Этот закон всеми способами старается ограничить влияние мира волшебников и мира обычных людей друг на друга. Многочисленные запреты и отсутствие прямого контакта с миром магглов лишают нас стимула к развитию. Свежие идеи и новые разработки просто не могут проникнуть в наш закрытый мир. Вывод очевиден: волшебники застыли в своём развитии и остались далеко позади, в то время как маггловский мир развивается семимильными шагами.
Вторая причина – так называемый «вопрос культурной гордости». Он связан с Охотой на ведьм и кострами Инквизиции (XV-XVII века). Эти времена стали переломным моментом в нашей истории, так как магический мир окончательно отмежевался от немагического. Жизнь волшебников почти замерла. Изменения, конечно, происходят, но крайне медленно, –
*поспешила добавить Эмилия, предвидя возражения учеников.* – Сейчас средневековая мода и тот стиль в одежде, которого мы придерживаемся, расценивается как дань уважения к событиям тех времён. То, что мы носим, стало для нас традицией, эталоном, связью между прошлым и настоящим.
*Эмилия сняла очки и потёрла переносицу. Повествование уходило в другое русло, поэтому женщина решила закончить экскурс по истории. В конце концов, студенты могут прочитать об этом в учебнике самостоятельно.*– Что же входит в стандартный гардероб мага, согласно средневековой традиции? –
*спросила она у класса, чтобы немного разрядить атмосферу.* – Ну, мантия и шляпа, профессор, –
*озвучил самую популярную версию мальчик из Слизерина.*– Совершенно верно, мистер Фоссет.
Мантия появилась ещё в эпоху Древних цивилизаций. Изначально она выполняла чисто практическую роль: служила верхней одеждой, как сейчас шуба или пальто. Она была длинной и широкой, что позволяло носить под ней одежду любого размера. В неё можно было закутаться, чтобы защититься от холода и непогоды. Она часто имела капюшон, который закрывал ещё и голову. Словом, мантия была универсальной вещью.
Но со временем мантия перестала быть только верхней одеждой. С её помощью люди стали демонстрировать
разные статусы:
- социальный – по внешнему виду мантии можно было узнать, насколько человек состоятелен. Бедняки и путешественники носили преимущественно плащи: они были короче мантий и считались более дешёвым её аналогом. Средний класс носил мантии, сшитые из самой простой ткани, без украшений и декора. А короли и императоры носили мантии из дорогих материалов, которые изнутри подбивались мехом, а снаружи украшались золотом и драгоценными камнями.
Также в Средние века особые мантии носили судьи, адвокаты и чиновники. У каждого класса был свой цвет и длина.
В современном магическом мире особые мантии носят члены Визенгамота. - религиозный – в Средние века роскошные мантии носили служители церкви. Мантия играла роль торжественного облачения для проведения богослужений. Её цвет и декор говорили о принадлежности священнослужителя к определённому сану и рангу.
- военный – солдаты и военачальники тоже носили свои особые мантии и плащи. В том числе рыцари эпохи Крестовых походов. По мантии и символам на ней можно было определить, к какой элитной воинской части принадлежал человек и чьи интересы представлял: тамплиеров, тевтонцев, ливонцев, иоаннитов и других.
В современном магическом мире особые мантии надевают на дуэли и матчи в качестве спортивной формы. - академический – к XVIII-XIX векам мантия стала ассоциироваться с академиками: учёными, педагогами, врачами. Ношение мантии говорило о высоком интеллектуальном статусе человека.
В современном магическом мире офисные (рабочие) мантии носят учителя и ученики Хогвартса. - эстетический – в XX-XXI веках мантия стала модным аксессуаром. Причём, мантию в качестве дополнения к наряду могут надеть не только волшебники, но и магглы.
В современном магическом мире богато украшенные мантии обычно надевают на торжественные мероприятия: бал, публичное выступление, свадьбу.
– Мантия в мире волшебников является самой распространённой формой одежды. Это базовый элемент гардероба. Конечно, со времён Средневековья её дизайн изменился, но сама мантия не вышла из нашего обихода. Ношение определённых видов мантий прописано в Правилах Этикета. Дресс-код очень жёсткий, и волшебник не может надеть то, что захочет. Мантия выбирается специально по случаю. Рассмотрим
виды мантий:- Повседневная мантия – предназначена для ежедневной носки: прогулка, поход на рынок, встреча с друзьями, посещение занятий. Обычно шьётся из недорогой ткани, в основном сдержанных тонов и без заметного декора.
- Парадная мантия – предназначена для торжественных мероприятий: бал, свадьба, крестины, повышение в должности. Такие мантии отличаются от повседневных более яркими цветами, нарядной отделкой, необычным покроем и шьются из более дорогих тканей.
- Специальная мантия – она отличается от повседневной лишь тем, что на неё нашиваются знаки отличия. К специальным относят: школьную форму, спортивную форму, спецодежду целителей больницы св. Мунго, форму членов Визенгамота, министерских работников и других организаций.
– И в конце нашего занятия обратим внимание на одного из самых известных модников магического мира –
Златопуста Локонса. Будучи преподавателем в Хогвартсе, он даже на обычные уроки приходил в роскошных атласных костюмах и мантиях. А что уж говорить о том, в каких шикарных нарядах он появлялся на публике! Этот человек не упускал возможности покрасоваться перед колдокамерой и намеренно демонстрировал яркий и щегольской образ. Быть может, Златопуст был и не самым лучшим учителем, но зато он определённо имел хороший вкус и чувство стиля.
*Как только Эмилия закончила говорить, в коридоре раздались удары колокола. Студенты зашевелились и стали потихоньку собирать вещи.*– На сегодня мы закончили, –
*объявила профессор, словно звонка было недостаточно, чтобы отпустить детей на перемену.* – Мы продолжим обсуждение этой темы на следующем уроке. Домашнее задание в свитках у меня на столе. До свидания.
*Пока женщина освобождала доску, несколько студентов попросили разрешения рассмотреть мантии на манекенах поближе.*
Задания
- Как вы поняли, что такое «мода»? На основе терминов из лекции составьте и запишите своё собственное определение.
- Чем «высокая мода» отличается от «прет-а-порте»?
- Можно ли, согласно Правилам Этикета, ходить на уроки в ярко-жёлтой мантии, украшенной пайетками? Почему?
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение. Почему в повседневной жизни мы не носим изысканную и дорогую одежду? Это вопрос практичности или чего-то ещё?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение с элементами доклада. В чём отличие мантии от плаща? Какие плюсы и минусы есть у обеих вещей? Назовите несколько позиций.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Согласны ли вы с тем, что Златопуст Локонс и правда имел хороший вкус в одежде и всегда стильно одевался? Приведите не менее двух примеров из канона ГП в качестве аргументации.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Как вы считаете, удобно ли заниматься спортом в мантии? Игрокам в квиддич, например, она не мешает?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)