*У доски, висевшей на дальней стене круглого кабинета, стояла профессор Ван-Шаттен. Одетая в строгий синий костюм и мантию, она кивком головы приветствовала студентов, пришедших изучать Магические искусства.*– Доброе утро, юные волшебники и волшебницы! Закрывайте за собой дверь, и мы начнём урок. Аманда, передай, пожалуйста, Эрику чернильницу. Марк, возьми свои работы. Обрати внимание на особенности архитектуры Средневековья. И не путай апсиду с апсидиолой, хорошо?
*Как только ученики приготовились, и шум в классе затих, Эмилия приступила к объяснению материала.*– Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое «сцена». Каким образом она связана с искусством? Какова история её появления и развития? Запишите тему с доски и откройте учебники на странице 35.
Сцена и искусство
– Сценическое мастерство зародилось в Древние века. Даже египетские фараоны, жившие многие тысячи лет назад, уже имели возможность наслаждаться театрализованными представлениями, которые готовили специально для них в качестве увеселения. Но то была «частная» сцена, предназначенная лишь для узкого круга людей или даже для одного человека. Массовой же она стала в VI веке до нашей эры, когда древние греки, с размахом отмечая праздник «Дионисий», сделали сцену доступной для тысяч людей.
Сцена – это специально подготовленная площадка, предназначенная для культурного развлечения народных масс. Она может быть оборудована разными декорациями, звуковыми и световыми приборами, баннерами и т.д. Зритель – человек, наблюдающий за сценическим, экранизированным представлением или спортивным мероприятием. |
– Любой народный праздник подразумевает наличие в городе места, в котором можно было бы разместить очень много людей. Именно поэтому в планировке всех городов есть площади. Однако площадь – это ещё не сцена. Всё дело в линии обзора. Если с одной стороны площади собрать всех зрителей, а с другой разместить артистов, то последние ряды ничего не увидят, так как их обзору будут мешать впереди стоящие люди. Значит, зрительное пространство нужно максимально расширить и очистить от помех.
Древнегреческий амфитеатр
– Древние греки нашли отличное решение, которое позже позаимствовали и римляне. Во-первых, они постановили, что сцена должна быть полукруглая или круглая. Это позволяло видеть происходящее на ней с любой стороны. Во-вторых, они «опустили» площадку для выступлений
ниже уровня зрительских мест. Теперь впереди сидящий человек не загораживал обзор сидящему сзади. И в-третьих, сиденья расположили возле сцены ярусами, один выше другого.
Так появились амфитеатры, а позднее и знаменитый Колизей. На малых сценах показывали комедии и трагедии, а на больших – гладиаторские бои и скачки на лошадях.
Данный принцип расположения сцены ниже уровня зрительских мест до сих пор существует. Он реализован в современных цирковых шатрах, маггловских кинозалах, на стадионах и ипподромах.
Современная концертная сцена
– В эпоху Средних веков театральное искусство пришло в упадок. Его заменило цирковое искусство уличных жонглёров, акробатов и укротителей диких животных. Не стоит забывать и том, что именно в этот период большое влияние на социум оказывала церковь. Становились популярными церковные представления и шествия, которые проходили внутри соборов или под открытым небом, привлекая большое количество людей.
В связи с этим возник новый формат общественной жизни. Искусство из замкнутого пространства вышло на улицы, и человеку понадобилась новая, мобильная сцена. Так появились
подмостки (от слова «мостить», т.е. настилать из досок, брёвен). Их было легко и быстро собирать и разбирать. Это позволяло артистам довольно быстро перемещаться из одного города в другой и, как следствие, давать больше представлений, зарабатывать больше денег и рекламировать своё мастерство.
Итак, сцена стала передвижной. А кроме этого её было решено
«поднять» над головами зрителей, для лучшего обзора. Отныне человек устремил свой взгляд вверх, в небо. И, надо сказать, в этой детали сложно не заметить явный церковный подтекст, верно? Искусство, вместе с политикой и религией, теперь возвышалось над миром людей.
Данная концепция располагать сцену выше уровня зрительских мест продолжает жить и сейчас. Она реализована в современных театрах и филармониях, на площадках фестивалей open-air и много где ещё.
*Некоторые студенты усмехнулись, чиркая что-то в своих тетрадях.* – Что касается современной сцены, то она представляет собой единство самых разных технических достижений, где даже занавес открывается с помощью механики. Свет, декорации и звук поражают своей яркостью и смелостью. Из года в год маггловские технологии совершенствуются, и индустрия шоу-бизнеса всегда находит, чем удивить зрителя.
Это влияет даже на мир волшебников. Если хотите увидеть по-настоящему современную магическую сцену, советую для начала посетить Лондонский театр Palace, где несколько лет назад показывали нашумевший мюзикл «Гарри Поттер и проклятое дитя». Театр оснащён по последнему слову техномагии. Кстати, сейчас, насколько я знаю, там показывают комедию «В поисках волшебной палочки».
*Преподавательница взяла мел и написала на доске название театра. Вдруг кто-то из студентов решит познакомиться с современной сценой поближе? А заодно и спектакль посмотреть.*– Как же сцена связана с миром искусства?
Очень просто. Многие виды искусств напрямую зависят от наличия сцены, поскольку в их основе лежит принцип демонстрации. Сцена позволяет зрителю увидеть в полном объёме и без помех хоть цирковое, хоть танцевальное, хоть музыкальное шоу. Ключевым в этой ситуации является слово «увидеть», так как человек получает информацию из окружающего мира, в основном, через зрение. Поэтому виды искусства, для которых важна сцена, называют
сценическими. Для изучения данного термина откройте страницу 41.
Сценическое искусство – это особая область творчества, в которой профессиональные знания и индивидуальное мастерство отдельных людей используются для создания спектакля или эстрадного шоу. К сценическим видам искусства относят музыку, кино, эстраду, хореографию, цирк, телевидение и театр. |
– Рассмотрим
особенности сценического искусства:
- Командная работа. Чтобы спектакль или шоу действительно прошли хорошо, важно грамотно объединить труд разных людей для выполнения одной общей задачи. Режиссёр, актёры, танцоры, музыканты, декораторы, осветители, костюмеры, организаторы и другие лица, задействованные в проведении мероприятия, должны работать слаженно, как один организм. И чем лучше каждый из них выполнит свою часть миссии, тем качественнее будет результат.
- Тема/сюжет. Естественно, вся команда должна работать по определённому сценарию. Поэтому у любого представления – у театральной постановки, у оперы, у кинокартины – всегда есть сюжет. Он подчинён определённому плану и имеет тематические блоки.
- Эстетика. Шоу всегда должно быть эстетичным. Причём, эстетика бывает не всегда приятная глазу. Сцена может быть оформлена в стиле «а-ля Барби», а может быть украшена черепами, паутиной и крыльями летучих мышей. Всё зависит от тематики и назначения представления.
- Наглядность. Эта особенность обычно передаётся через систему действий и образов, которые должны быть хорошо видны со сцены и понятны зрителю. Например, вы пришли посмотреть оперу «Ангел и Демон». Значит, вы должны чётко видеть, кто на сцене – ангел, а кто – демон. Как это узнать? Посмотреть на костюмы актёров, послушать их реплики, посмотреть на их действия.
- Впечатление. Эта особенность плавно вытекает из предыдущей. Смысл любого шоу – поразить зрителя, показав ему что-то необычное или редкое. Одних людей впечатляет световое оформление номера, других – игра актёров, третьих – исполнение сложных трюков. Главное – чем-то зацепить зрителя, принести ему удовольствие, развлечь, заставить его удивиться.
|
Дуэльный клуб Хогвартса
– А как быть со спортивными мероприятиями? –
*спросил светловолосый студент Слизерина.*– И действительно. Отдельно хочется сказать о спортивных соревнованиях и о магических дуэлях, где для демонстрации физических навыков также требуется арена или подиум. Как я уже рассказывала на прошлых лекциях предмета, спортивные состязания, как дань гладиаторским боям, до сих пор считаются отчасти развлекательными. Впрочем, показать сражение на волшебных палочках будет полезно и для обучения тоже.
*Через минуту раздался звон колокола. Профессор Ван-Шаттен подвела итоги и отпустила детей на перемену.*– За многовековую историю развития у сцены было много «лиц» и образов, однако её роль всегда оставалась неизменной: демонстрировать, показывать, поражать. Сцена, словно капризная барышня, требует к себе пристального внимания. То, что на ней происходит, должно впечатлять нас. А самое главное – сцена прививает нам любовь к искусству во всей полноте его форм и образов.
Задания
- Почему в Средние века стали популярны подмостки, а амфитеатры ушли в прошлое?
- Какую из особенностей сценического искусства (из указанных в лекции) вы бы назвали самой важной? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение. В чём преимущества старинных амфитеатров (стационарной сцены) перед подмостками (передвижной сценой)? Укажите 2-3 плюса и поясните свой выбор.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Доклад. Дуэльный клуб Хогвартса. По желанию вы можете приложить к работе вдохновляющие вас изображения.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Какую роль для сценических видов искусства играет эстетика? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Объясните, почему для эстрады, хореографии и театра необходима сцена?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Создайте коллаж из колдографий на тему «Сценические виды искусства». Колдографий/фрагментов должно быть не менее 6.
Коллаж – это техника склеивания кусочков в один арт-объект.
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)