*Старинный класс перед уроком был погружён в сумрак. Студенты, переступая порог, едва не чертыхались по поводу того, что вокруг ничего не видно, хоть глаз выколи.
За несколько минут до звонка появился профессор Хирш. Он шагнул в аудиторию прямиком из портала, который открылся рядом с входной дверью. Края прохода вдруг начали светиться, а внутреннее пространство задрожало, словно тончайшая мембрана.
Мужчина, одетый в чёрную мантию, прошёл к доске и зажёг свет при помощи делюминатора. Десятки свечей и фонарей осветили учебный кабинет.*– Начнём урок, –
*без всяких предисловий начал волшебник.* – На вводном занятии я постарался объяснить вам, чем занимается наука Техномагия. Также я постарался объяснить, насколько важно разбираться в обеих сторонах данного направления. И сейчас в качестве разминки мы решим одну простую задачку.
*Хирш вытянул правую руку, показывая ребятам зажатый в ней делюминатор.*– Это магический артефакт, который называется
делюминатор. Знакомый предмет, не так ли? Однако прототип такого устройства был изобретён вовсе не волшебниками, а магглами. Кто знает, на какой маггловский предмет он похож?
– На зажигалку, профессор, –
*робко ответил ученик Хаффлпаффа.* – Верно. Кто знает, для чего она нужна? –
*вновь спросил учитель.*– Она нужна для получения огня, –
*уже увереннее ответила студентка Слизерина.*– Хорошо. Как она работает?
– Это сосуд, в который залита горючая смесь. При трении возникает искра, которая воспламеняет жидкость, и человек получает огонь, –
*пояснил равенкловец.* – Управляемый огонь, –
*поправил Генри и положил делюминатор на стол.* – Студент Равенкло только что рассказал нам о маггловской технологии, которая используется для создания пламени и, как следствие, тепла и света. Ну а кто попробует объяснить, каким образом получает огонь, тепло и свет волшебник? Поможет ли здесь делюминатор?
*Студенты зашептались, очевидно, обдумывая предположения, связанные с магической стороной вопроса, но никто так и не осмелился поднять руку.*– Маггловская зажигалка создаёт огонь, который получается из двух базовых компонентов – горючей жидкости и кремня. Внутри делюминатора их нет, поэтому он не может создать огонь. Он работает уже с готовым материалом, который можно «вытянуть», скажем, из зажжённой свечи или уличного фонаря, а затем хранить внутри. Получается, что делюминатор не выполняет функцию зажигалки. Напротив, он тушит огонь. Само название устройства говорит об этом: де-люмос. Пламя можно запереть внутри флакона, а затем вернуть на место, откуда оно было «вытянуто». Вывод: с помощью делюминатора нельзя получить первичный огонь, тепло и свет. Для этого мы используем заклинания.
*Класс молча вздохнул, понимая, что задачу он не решил.*– О принципах работы делюминатора мы поговорим в другой раз. Возможно, об этом вам расскажут на других учебных предметах. Мы же займёмся изучением магических баз данных, работа которых основана на маггловских технологиях. В учебнике вы найдёте определение.
База данных (БД) – это совокупность материалов и сведений (в общем смысле информация), представленная в удобной и систематизированной форме. |
*Хирш взял книгу в кожаной обложке и поставил её на столе вертикально, чтобы лучше было видно.*– Приведу пример простейшей базы данных. Итак, у нас есть информация. К примеру, названия заклинаний. Также у нас есть место, где можно хранить эту информацию. Допустим, этот блокнот. Чтобы создать базу данных, нужно записать названия заклинаний в блокнот. Однако хаотичная запись не будет являться БД. Её нужно систематизировать. Например, разбить все заклинания на разделы: боевые, целительские, трансфигурационные и так далее. Или записать их по алфавиту. Система сделает работу с ними удобнее и быстрее.
*Волшебник взял в руки блокнот и раскрыл его.*– Для работы с большим количеством данных нужны специальные аппараты. У магглов они называются ЭВМ (электронно-вычислительные машины) или по-другому компьютеры. У волшебников это магические артефакты. И те, и другие могут быть разными на вид, но суть у всех одинакова. Впрочем, если данные записаны на бумаге, и их немного, достаточно подключить свой мозг, чтобы найти нужные сведения. Именно он позволяет нам обрабатывать информацию не хуже компьютера.
Осталось разобраться лишь с тем, какие действия можно совершать с информацией в нашем блокноте?
Действия с информацией: |
1. Вводить новые данные; 2. Удалять старые данные; 3. Сортировать (например, по алфавиту); 4. Делать выборку данных на основе заданных критериев (например, выбрать только боевые заклинания). |
*Профессор Хирш отложил блокнот и взял в руки пергамент, который студенты тут же узнали.*– Помните эту бумагу? На прошлом уроке я попросил каждого из вас, выходя из класса, коснуться её своей волшебной палочкой. Таким образом, я создал базу данных обо всех учениках, которые прослушали мою лекцию. Этот пергамент заколдован особыми чарами, которые реагируют на прикосновение волшебной палочки. Через неё ученик передаёт сведения о себе, и на бумаге появляется его имя, фамилия, курс и факультет. Зная действия с информацией, расскажите, как можно работать с этой базой данных?
– Можно добавить в неё новых учеников, которых не было на прошлой лекции, но которые пришли сейчас, –
*ответила девочка с Гриффиндора.*– Можно выполнить сортировку по курсу. Например, вам понадобились сведения только о первокурсниках. Задайте этот критерий, и бумага выдаст вам имена только тех, кто учится на первом курсе, –
*пояснил ученик Равенкло.*– С этой задачей вы справились, –
*сказал мужчина.* – А теперь рассмотрим примеры баз данных в магическом мире.
–
Зачарованное Перо Ровены Равенкло. Как вам известно, эта волшебница в своё время обеспечила школу не только потайными ходами и учебным расписанием, но ещё и создала уникальный артефакт, который послужил прототипом одной из первых баз данных. Как и другие Основатели, Ровена была заинтересована в том, чтобы юные волшебники могли получить качественное магическое образование. Поэтому она завела отдельную книгу, в которую решила записывать имена всех новорожденных волшебников Великобритании. Делалось это автоматически с помощью специально заколдованного пера. Оно реагировало на магический выброс, который происходил при рождении ребёнка-мага, и вносило новую запись в книгу.
База данных была простой, потому что информацию в неё, в основном, только вносили. Её не удаляли и не изменяли. Книга также позволяла волшебникам отслеживать сроки рассылки писем-приглашений в Хогвартс. Данные в ней сортировали по дате рождения и получали список с нужными адресатами, которым исполнилось 11 лет.
– Далее,
Карта Мародёров, авторами которой стали четыре студента Хогвартса, учившиеся в школе в середине прошлого века. Этот артефакт сложнее Пера, потому что его БД имеет расширенные функции. Карта хранит имена волшебников, да. Но вся соль в том, что одни волшебники могут покинуть пределы школы, а другие вернуться назад. Значит, имена одних людей исчезнут из базы, а имена других появятся. Получается, что БД Карты Мародёров постоянно обновляется. Ежесекундно. И происходит это благодаря тому, что Карта отслеживает местоположение волшебников.
Если говорить современным маггловским языком, то Карта Мародёров использует геолокацию. Магглу для этого нужен смартфон, подключенный к интернету. Волшебник использует в качестве передачи сигнала свою волшебную палочку. Именно её магия связана с БД Карты. К сожалению, этой базой данных человек не может управлять. Он можно только наблюдать за объектами.
– Сложный «компьютер» волшебного мира –
Сортировочная Шляпа, которую оставил нам Годрик Гриффиндор. Она является живым магическим артефактом, в котором реализован автоматический процесс подбора подходящего факультета для ученика, поступающего в Хогвартс. С помощью магии в неё заложены все возможные вариации людских характеров. Это её база данных. Когда ребёнок надевает Шляпу, то между ней и волшебником происходит некий энергетический обмен, в результате которого Шляпа может «считать» нужные сведения и обработать их. Она сопоставляет их с имеющейся базой данных, выполняет сравнение и выдаёт результат, назвав факультет, наиболее подходящий для юного чародея.
Но иногда в работу Шляпы можно вмешаться и повлиять на конечный результат. Так произошло с юным Гарри Поттером. В момент его распределения Шляпа сработала технически безупречно. Она получила информацию, обработала её, сравнила с базой данных и сделала вывод. Гарри должен был поступить на Слизерин. Но нет. Мальчик вмешался в работу «компьютера» и внёс дополнительные данные, то есть сказал о своём пожелании: «Хоть куда, только не в Слизерин». Шляпа снова выполнила расчёты, опираясь на обновлённые данные, и распределила его на Гриффиндор.
*Генри Хирш, кажется, никогда так много не говорил. Его общение с коллегами на работе было минимальным, так уж сложилось. Поэтому он с радостью замолчал, как только закончился материал лекции, и предоставил ученикам время обдумать услышанное.*– Следующий урок нам поставили через неделю, так что не советую затягивать со сдачей домашней работы, –
*предупредил он.* – При выходе из класса будьте внимательны и не угодите в телепорт рядом с дверью. Он ведёт далеко за пределы Хогвартса, так что особо любопытным ученикам придётся долго добираться обратно, а потом объясняться перед директором.
*Звон колокола раздался очень кстати, и студенты аккуратно вышли из кабинета, стараясь не задеть серебристую мембрану портала. Впрочем, профессор Хирш краем глаза увидел и тех, кто с любопытством разглядывал арку в стене.*//Ну так что, на Даунинг-стрит?//
Задания
- Какая из рассмотренных на уроке баз данных кажется вам наиболее полезной? Почему?
- Представьте, что вы – капитан сборной по квиддичу своего факультета. В руках вы держите пергамент со списком игроков. Какие действия с имеющейся информацией вы можете совершать? Поясните.
(Общий объём работы – не менее 500 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение. Почему с упорядоченными данными работать проще и быстрее, чем с хаотичными записями?
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- Сочинение. Докажите, что дневник Тома Реддла тоже является базой данных?
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- Сочинение. Была бы полезна директору Хогвартса такая вещь как Карта Мародёров? Аргументируйте.
(Общий объём работы – не менее 700 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)