*Кристоф мысленно переигрывал свою партию с бывшим чемпионом Германии по магическим шахматам Фридрихом Зорге, которая закончилась вничью. В очередной раз обдумывая эндшпиль, профессор магических шахмат обнаружил неточность в игре Зорге. Заметь он ее во время партии, та не закончилась бы вничью. Как жаль, что цейтнот не позволял думать объективно. Однако звон колокола оторвал профессора от раздумий, и он обратил внимание на класс.*
— Здравствуйте, дорогие мои, любимейшие из недотеп… Сегодня вы узнаете о правилах игры в магические шахматы, ну, или то, на что нам хватит времени при таком ужасном лимите для лекций.
//Мерлин, как же скучно преподавать азы, с каким удовольствием я бы сейчас играл на турнире в Анталии...// *После красноречивого закатывания глаз Бьёрн продолжил:*
— Итак, приступим. Мы с вами будем знакомиться с классическими шахматами. У них есть стандартное поле размером 8х8 клеток, вы все его прекрасно знаете.
*После взмаха рукой на стене позади профессора появился расчерченный на квадраты магический экран размером примерно 1,5х1,5 метра с буквами и цифрами по периметру.*
Демонстрационная доска
— Это демонстрационная доска, на ней я буду показывать вам основные приемы, выдающиеся шахматные партии и многое другое. Обратите внимание на символы по краям доски. Это очень важно для магических шахмат, так как правилами запрещено касаться доски и фигур руками или любыми другими предметами с момента начала игры. Весь процесс игры проходит при помощи голосовых команд соперников или же невербально, если у мага достаточно магических сил, чтобы управлять своими фигурками одной силой мысли.
Запомните, а лучше запишите, что каждое поле имеет свое собственное название. И маг, управляя своими фигурами, должен назвать фигуру, поле, на котором она стоит, и поле, на которое она должна стать. Только так можно сделать свой ход в магических шахматах. Например, «конь g1-f3». При этом фигурка коня переместится с поля g1 на f3. И если на поле f3 находится фигурка противника, конь ее уничтожит, а если ваша фигурка, то конь просто туда не походит. Некоторые фигурки могут покрутить пальцем у виска, если вы прикажете им сделать невозможный ход. Особенно это касается тех наборов шахмат, которые вам не принадлежат.
//Один всемогущий, если ты есть, пожалуйста, пошли в меня молнию. Начало лекции, а я уже устал.// — Итак, доска. Для корректной и правильной игры нижнее левое поле каждого игрока, а1 для белых и h8 для черных, должно быть черным. Так уж повелось.
Наша доска расположена вертикально, и использование магических фигурок несколько нецелесообразно, поэтому я буду показывать вам схематические фигуры.
//Может, на практику получится выпросить у директора зал побольше, поставлю их вместо фигур и буду играться с балкона. Против той слизеринки…//— Кто не знает: чем больше использовать магические шахматы и чем больше их разбивать на доске, тем скорее они сломаются окончательно, и их придется сдавать в ремонт для зарядки магической энергией самопочинки. Соответствующие заклинания ревностно охраняются производителями магических шахмат, потому изучать мы их не будем. В любом случае к своим шахматам лучше относиться как можно бережнее; начав партию, играйте до конца.
Начальное положение фигур
Так выглядит начальное расположение фигур в классической шахматной партии, не важно, магловская это шахматная партия или магическая. Как я уже говорил ранее, магические и магловские шахматы отличаются друг от друга только волшебством самой игры.
*Кристоф закрыл глаза и, закинув ноги на стол, продолжил читать лекцию, мысленно разбирая этюд, который увидел сегодня в Ежедневном пророке:*
— Первый ряд, который стоит перед фигурами, — это пешки. Многие их недооценивают, однако, как подсказывает мой скромный опыт, именно пешки зачастую решают судьбу сражения. Итак, пешка — единственная фигура, которая ходит только вперед и не может вернуться на исходную позицию. Поэтому каждый шахматист должен подумать дважды, прежде чем сделать ход пешкой.
Что характерно, она ходит только вперед, на одно поле, кроме первого хода. Когда пешка стоит на второй (седьмой для черных) горизонтали, она может сделать рывок первым ходом, перепрыгнув через одну клетку. Бьет только по диагонали на одну клеточку. Пешка — единственная шахматная фигура, которая бьет (производит взятие (уничтожение) фигуры соперника) не так, как ходит сама.
Возможные ходы и взятие пешкой
Думаю, сразу стоит упомянуть и о взятии на проходе. Лучше запомнить этот термин как можно раньше. Если пешка стоит на пятой горизонтали (четвертой для черных) и черные ходят этой пешкой навстречу через битое поле, то пешка белых может провести взятие черной пешки, но только ответным ходом. На практике это выглядит так.
*Мастер шахматной игры указал палочкой на демонстрационную доску, где появилось соответствующее изображение.*
Взятие на проходе
— Чуть не забыл самое главное. При достижении пешкой восьмой горизонтали (первой для черных) пешка перевоплощается в ту фигуру, в которую ее пожелает превратить играющий. На выбор пешку можно сделать конем, слоном, ладьей или ферзем. Статистика показывает, что 98% превращений пешки происходит в ферзя; после вы поймете, по какой причине. Надеюсь, теперь всем ясно, почему пешки настолько важны и почему именно они часто решают судьбу шахматной партии.
Превращение пешки
Теперь я вам расскажу о короле. Кардинал Ришелье однажды сказал: «Король — самая слабая фигура, нуждающаяся в постоянной защите». Это и правда, и ложь. С одной стороны, цель игры в магических и магловских шахматах — поставить мат королю, то есть нужно создать такую угрозу королю, от которой ему некуда будет деться и от которой его не смогут спасти собственные фигуры. А с другой… Но об том мы с вами поговорим чуть позже.
Итак, король ходит в любом направлении на одну клетку. Бьет (производит взятие фигуры) так же, как и ходит. Внимание на доску.
Возможные ходы королем с поля d5
Очень обидными бывают ситуации, когда один из противников уничтожил почти всю армию своего врага, но получил мат от пешки или одной-двух оставшихся фигур. Такое нередко случается у начинающих игроков. Стоит всегда помнить главную цель игры — уничтожить короля.
*Профессор посмотрел на песочные часы, отмеряющие время урока, и нервно продолжил:*
— Перед вами ладья. Раньше ладья называлась турой, крепостью или башней. В некоторых ипостасях она была кораблем, отсюда и название — «ладья». Основной ее обязанностью в былые времена была защита короля. Это свойство ладьи сохранилось и ныне в виде короткой и длинной рокировок.
Ладья ходит по прямым линиям — вертикалям и горизонталям. Взятие производит таким же образом и, уничтожив фигуру, становится на ее место.
Итак, возможные ходы ладьей представлены на демонстрационной доске.
Возможные ходы ладьей с поля e5
Что же касается рокировки — смотрите внимательно, как это происходит. Король передвигается на две клетки вправо — это короткая рокировка — и через него перепрыгивает ладья. Длинная рокировка происходит таким же образом: король передвигается на две клетки влево, и к нему передвигается ладья. Смотрите внимательно на доску.
Стоит сразу же упомянуть о том, что если одно из трех полей, которое проходит король во время рокировки, находится под боем противоборствующей фигуры, то рокировка невозможна. Также рокировка невозможна, если король или ладья уже походили хотя бы один раз. Возвращение на свое место ничего не даст.
Рокировка, короткая и длинная
В шахматной номенклатуре этот ход записывается как «0–0» для короткой рокировки и «0–0–0» для длинной рокировки. Чтобы произвести рокировку во время партии магических шахмат, нужно либо указать ход королем (поле, на которое он должен стать после рокировки), либо произнести «два ноля» («три ноля»).
Есть некий рейтинг ценности шахматных фигур, их цену можно обозначить в пешках. Так вот, ладья стоит примерно 5 пешек. Пешка стоит одну пешку, король бесценный.
//Хорошо, что в шахматах не измеряется всё попугаями.// — Далее у нас по плану слон, он же офицер. Все вы помните из первой лекции, что шахматы зародились в Индии, потому у этой фигуры такое название. В магических шахматах, с учетом их резной работы, данную фигуру принято называть офицером, так как ничего общего визуально у нее со слоном нет (конечно, всегда есть варианты, и всё зависит от фантазии производителя). Офицеры ходят по диагонали, поэтому цвет клеток, по которым они ходят, не меняется. У каждого игрока есть чернопольный и белопольный слон. Берут фигуру слоны точно так же, как и ходят.
Слона оценивают по-разному, но все сходятся на мысли, что слон стоит 3–3,5 пешки.
Обратите внимание на доску.
Возможные ходы слонами
Когда-нибудь я вам расскажу об одной из «бессмертных партий», которая очень показательна: в ней два слона после целой мириады жертв (ферзя и двух ладей) ставят мат ничего не подозревающему королю.
*Профессор магических шахмат улыбнулся при виде следующей фигуры.*
— Поговорим о коне. Он же гораздо реже называется всадником. Самая интересная фигура на шахматной доске, на мой взгляд. У коня очень экстравагантная манера поведения: он может одновременно нападать и защищаться. Ловушки на шахматной доске, особенно среди новичков, устраивает именно конь. Поэтому присмотритесь к нему повнимательней.
Возможные ходы конем с поля е4
Конь в самом лучшем своем положении, в центре, может совершить прыжок только на 8 клеток, а находясь в углу — только на 2. Для сравнения: ладья, находясь на любой клетке доски, имеет 14 доступных ходов (если, конечно, нет никаких препятствий). В этом преимущество коня: даже окруженный врагами, он может выскользнуть из окружения. Конь — единственная фигура, которой препятствия нипочем. Конь в пешечном эквиваленте стоит 3 пешки — из-за ограниченного количества ходов. Отметьте себе, что с каждым ходом конь меняет цвет поля, на которое становится.
Теперь поговорим о ферзе. Он же визирь, он же советник, он же генерал, он же королева, он же Шарлотта Баксон… Простите, увлекся.
Ферзь — это самая сильная фигура на шахматной доске. В нем совмещены возможности ладьи и офицера. Ферзь может ходить по горизонталям, вертикалям и диагоналям одновременно. Как вы видите на доске, поле действия ферзя огромно. В пешечном эквиваленте ферзь стоит 8–10 пешек — в зависимости от ситуации.
Возможные ходы ферзем с поля d5
*Кристоф Бьёрн хотел было еще что-то сказать, но несносный школьный колокол вновь закрыл преподавателю рот. Мысленно пожелав кому-то подавиться конем, профессор велел ученикам разобрать свитки с домашним заданием и вновь углубился в созерцание шахматной доски.*
Задания
- Какая фигура, по мнению кардинала Ришелье, самая слабая? (1 балл)
- Назовите свою самую любимую фигуру в магических шахматах. Детально расскажите, чем именно она вам нравится (7 баллов)
- Назовите свою самую НЕ любимую фигуру в магических шахматах . Детально расскажите, чем именно она вам НЕ нравится (7 баллов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Сочинение-рассуждение. Цель шахмат уничтожить короля. Почему так? Если пешка превращается в любую фигуру, почему нельзя превратится в короля, если одного свергли. В жизни так бывает часто. Порассуждайте.
- Сочинение-рассуждение. Пешечный эквивалент. Правильно ли профессор оценил фигуры? Может у вас есть свой вариант? Зачем вообще все измерять пешками?
- Ролевой отыгрыш. Я начинающий игрок и против меня примени один из особых ходов, о которых я ничего не знаю. Моя реакция.
- Доклад. Попробуйте откопать о первоначальных или промежуточных возможностях фигур на доске, как они ходили, как проводили взятие и т.п. (минимум 1000 символов).
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)