Сторінки: (3) [#] 1 2 3 . ( Перейти до першого непрочитаного повідомлення ) | Нова тема |
Цитата |
Гарри Поттер: бегство от "свободы" Волшебный мир... Серия книг "Гарри Поттер" обсуждается в мировых СМИ уже несколько лет и многим здорово надоела. Но мало кто задавал себе вопрос: а что, собственно, такого привлекательного в мире "Гарри Поттера"? Массовой раскрутке подвергалось множество фильмов и сказок, однако массовых игр в "Терминатора" и "Нео с Троицей" что-то не отмечается. Что такого привлекательного в том "волшебном мире", в котором живут и действуют ученики Хогвартса, что "виртуальные Хогвартсы" множатся не по дням, а по часам (только в Рунете около 200, а в самом большом, т.н. "Хогвартсе Сириуса", количество учеников около 1000), что игры в "Гарри Поттера" стали сродни прежним играм детей в героев революции или Юрия Гагарина? В конце концов, чем так нравится замок, где лестницы меняют направление, как захотят, а заблудившихся учеников может съесть трехголовый пес? Есть ли в мире хоть одна школа, в некоторые коридоры которой запрещено входить под страхом смерти? Чем так нравится полет на метле сквозь дождь и снег по сравнению с перелетом в кресле комфортабельного аэробуса? Тайная власть над окружающими? Да какую такую власть имеет несчастный ребенок, которого за то, что он магией дал отпор существам, высасывающим душу, за эту самую магию судили и хотели изгнать из общества! Какая власть у него, если в приемной семье над ним издеваются чуть ли не как в зоне, а за попытки воспротивиться - грозятся выгнать из мира волшебников? Какая такая власть у тех, кто боится пылесосов и турникетов в метро? Собственная исключительность? Ага... проявляющаяся тем, что бедного Гарри с малых лет пытаются замочить самым зверским способом, и даже в Хогвартсе пытаются затравить как учителя, так и некоторые ученики. Просто власть над миром как таковая? Да уж... заклинание пошло как-то не так, и готов труп и сирота Luna Lovegood, а чтобы научиться хотя бы поднимать предмет магией, приходится учиться полгода. И это в то время, когда вокруг полно компьютеров, автомашин с мягкими сиденьями и кондиционерами, а уж по возможностям разрушения и убийства Вольдеморт не сравнится даже с обычным пилотом F-16 (а что вы хотели - против крылатой ракеты с волшебной палочкой...). К настоящему времени человечество накопило столько средств власти над миром, что они и не снились всем магам Роулинг вместе взятым. Одна Хиросима чего стоит. Так в чем же проблема? Почему все больше людей в мире согласны - именно внутренне согласны - отказаться от удобного и комфортабельного мира современной цивилизации и отправиться в Хогвартс, чтобы общаться там не через "дружелюбный интерфейс", а засунув голову в камин? Почему полет на метле представляется более привлекательным, нежели полет на мини-аэроплане с подогреваемым сиденьем и кофеваркой под левой рукой? А причина проста. Она именуется - самодостаточность магов "волшебного мира". В самом деле. Возьмите ГП или любого из его друзей, разденьте догола и отправьте ночью в зимний лес одного. Ему будет достаточно сломать с дерева волшебную палочку и наложить парочку заклятий, чтобы через пару недель он смог полностью восстановить свое привычное окружение - от дома до метлы. Ну, а теперь возьмите обыкновенного ребенка "компьютерной эры" и поместите... ну, даже не раздетым и не в зимний лес, а в летний и с набором инструментов. Если он даже выживет - как скоро он сможет собрать компьютер или хотя бы велосипед? Вся технология магического мира, все его премудрости заключаются в самом волшебнике, и возможность их применения заключена тоже лишь в нем самом - в степени его усилия и знаний. У него нет глобальной, чуть ли не онтологической зависимости от воли и действий других людей, от общества - нет той зависимости, которая есть у всех нас, живущих в технологическом обществе. Волшебник мира Роулинг внутренне самодостаточен - все, что нужно ему, заключается лишь в нем самом. Все же окружение, стены замка, метлы, волшебные палочки и волшебные фотографии, он либо может сделать сам, либо в них не нуждается, т.к. они нужны ему лишь для развлечения. Даже самое сложное в получении, компоненты для зелий, можно найти в дикой природе. Вот именно эта самодостаточность и привлекательна в мире Роулинг. Именно принцип "все свое ношу с собой", воплощением которого являются маги мира ГП, и заворожила детей и многих взрослых во всем мире. Особенно детей - ведь их зависимость от общества наиболее сильно выражена: без "игры по правилам" в виде получения модного образования, соблюдения "общественных приличий" не стать не то что успешным, а и просто более-менее полноценным членом общества. Данный вывод весьма хорошо прослеживается и в других литературных произведениях жанра "фентези". Лишь те из них, в которых волшебники обладают самодостаточностью, имеют шансы быть популярными. Возьмем Геда из "Волшебника Земноморья" - вся его мощь заключена лишь в нем, знания лишь ее раскрывают, да и то могут быть получены самостоятельно. Вот и причина "Хьюго" - бесспорно, вкупе с литературным талантом автора. А сотни "фентези", в коих маги обязаны искать сложные артефакты, и без них представляют собой нули без палочки, уже забылись. В книгах же Роулинг (пусть и не особо талантливых) эта самодостаточность мира магов выражена в необычайной степени - вот и читают ее во всем мире те, кому так надоело во всем зависеть от цивилизации... ...и технократические цивилизации СССР и Запада. В связи с вышеизложенным интересен такой примечательный факт. Можно довольно четко проследить взаимосвязь массового интереса к жанру фентези и научно-технической революцией. Сама фентези как жанр появилась в годы 2 мировой войны и особенное развитие получила с 60-х годов - когда в обиход людей стремительно стали входить химические, биологические, компьютерные технологии. Однако популярность фентези имела место быть отнюдь не во всем мире! Обратите внимание, что в Советском Союзе как жанр фентези не достигла и десятой доли той популярности, что имела место быть на Западе. В то время как в Англии дети и подростки играли в хоббитов, в СССР игры были - в космонавтов, в исследователей планет, в подводников. И это при том, что фентези издавалась и в СССР, по меньшей мере "Хоббит" и "Волшебник Земноморья" выходили. Но - не находил этот жанр популярности! И это при том, что "зависимость от мира вещей" нарастала и в СССР, хоть, разумеется, и в меньшей степени, чем на Западе. Почему так? Благодаря огромному количеству литературы и деятельности тогдашних СМИ советские люди воспринимали техносферу как нечто, принадлежащее абсолютно всем. Не отдельным фирмам, не крупным корпорациям - а народу. Ни у кого не было никаких препятствий к изучению технологий, наработанных человечеством - все зависело лишь от его усилий по самообразованию. В то время как на Западе даже те, кто желали приобщиться к сумме технологий, из-за практики "коммерческой тайны" и "ноу-хау" не имели такой возможности. Поэтому техносфера для советского человека была областью, сделанной им и для него, он ждал от нее помощи и служения себе - в то время как на Западе техносфера в своей основе воспринималась как средство извлечения из человека прибыли. Для советского человека техника - это то, что человечество наработало для расширения собственных возможностей и для независимости от природных и иных условий. Для западного человека техника - это прежде всего то, что кто-то сделал для получения прибыли, а значит - она направлена на нужды этого человека лишь постольку, поскольку эта направленность помогает решать основную задачу - прибыльности. Иными словами, для советского человека техносфера была не ограничителем его самодостаточности, а как раз средством достижения этой самой самодостаточности! Окружив себя всевозможной техникой и зная принципы ее работы, умея властвовать над всеми этими вещами, человек становился независимым от природных и иных сил. Но для этого - нужно именно знать эти принципы! В то же время на Западе именно последнее и невозможно: из-за античеловечного характера общественного строя никто "ноу-хау" делиться не станет. Да и уделять человеку достижения техносферы тоже никто не будет - как-никак, сама направленность развития техносферы там суть удовлетворение платежеспособного спроса, а не потребностей. Иными словами, техносфера западного общества - это еще и средство господства богатых над бедными: новые технологии разгона демонстраций доступны лишь имеющим капитал, но не их противникам. В этом и секрет того, что в советское время, за исключением самых поздних стадий, фентези не являлась популярным жанром. Нет, бесспорно, всегда были люди, мечтающие переместить возможности техносферы внутрь человека - стоит лишь вспомнить произведения Георгия Гуревича, да и того же Ивана Ефремова. Однако даже у них не было того фундаментального противоречия между собой и окружающим миром, между техносферой и человеком, которые и привели к расцвету фентези на Западе. Магия по типу "Гарри Поттера" у советских фантастов - это средство саморазвития, онтологически не отличающееся от совершенствования техносферы. В отличие от западной культуры, где такая магия - суть средство независимости прежде всего от общества, от направленности на использование людей в качестве источника прибыли, и техносферы - как одного из средств для этого. Антон Орлов, 2003 г. |
Цитата |
В самом деле. Возьмите ГП или любого из его друзей, разденьте догола и отправьте ночью в зимний лес одного. |
Цитата |
Она именуется - самодостаточность магов "волшебного мира". |
Цитата |
А сотни "фентези", в коих маги обязаны искать сложные артефакты |
Цитата |
мне кажется данная тема больше подходит куда-нибудь в "Книги". |
Цитата |
- сразу видно, что он последних книг не читал, |
Цитата |
а мне персонажи нравятся. |
Цитата (Ева Свонн @ Aug 18 2013, 14:40) |
Сломать с дерева волшебную палочку? Если все будут ломать с дерева волшебные палочки, то Оливандер тогда зачем нужен :D ? |
Цитата |
Если все будут ломать с дерева волшебные палочки, то Оливандер тогда зачем нужен |
Цитата |
В самом деле. Возьмите ГП или любого из его друзей, разденьте догола и отправьте ночью в зимний лес одного. Ему будет достаточно сломать с дерева волшебную палочку и наложить парочку заклятий, чтобы через пару недель он смог полностью восстановить свое привычное окружение - от дома до метлы. |
Цитата |
Все же окружение, стены замка, метлы, волшебные палочки и волшебные фотографии, он либо может сделать сам, либо в них не нуждается, т.к. они нужны ему лишь для развлечения. Даже самое сложное в получении, компоненты для зелий, можно найти в дикой природе. |
Цитата |
Именно принцип "все свое ношу с собой", воплощением которого являются маги мира ГП, и заворожила детей и многих взрослых во всем мире. |
Цитата |
Какая такая власть у тех, кто боится пылесосов и турникетов в метро? |
Цитата |
... И всё затем, чтобы найти предлог И вновь прорваться в мир волшебно-гордый, Где твёрдо зло, но истина добра Звучит гораздо громче и вернее... И перед монитором до утра Уединиться - с магией и с нею. |
Цитата |
А мир ГП возродил многомерность, психологию, неоднозначность, - почти утерянные качества в современной литературе. Это цветной мир в виде сказки - то есть, сказка для взрослых и детей. |
Цитата |
Доказано, что даже возможности мозга средний человек использует всего на 4-5% ... |
Цитата |
Ведь если научиться все эти внутренние резервы использовать "по полной", то многое из техносферы человечеству окажется ненужным ... |
Цитата |
сказка для взрослых и детей. |
Цитата |
городская легенда. |
Цитата |
Вероятная технологическая сингулярность даст то же самое. |
Цитата |
За исключениме телепортации, которая антинаучна. |
Цитата |
И тогда еще возникло ощущение, что это продукт рекламы. |
Цитата (Дуэлянтка Эрмайон @ Aug 24 2013, 12:33) |
Это доказанный научный факт, |
Цитата |
Во-первых, выкиньте из головы чушь про мозг и проценты. Это миф. В мозге действительно в каждый момент времени работают всего несколько процентов от числа нейронов, но остальные - это запас на будущее. Нервные клетки почти не восстанавливаются, а откуда их прикажете брать? Чем больше количество нейронов, одномоментно вовлечённых в работу, тем быстрее умрёт человек. У магов этого не наблюдается. |
Цитата (Дуэлянтка Эрмайон @ Aug 25 2013, 17:36) |
Википедия - не научное издание |
Цитата (Дуэлянтка Эрмайон @ Aug 25 2013, 12:11) |
Как человек науки |
Цитата |
Простите, не верю. У Вас не та манера общения. Если только наука гуманитарная |
Цитата (Три рубля @ Aug 26 2013, 15:18) |
У Вас не та манера общения. Если только наука гуманитарная. |
Цитата (Дуэлянтка Эрмайон @ Aug 30 2013, 11:54) |
думаю, этого объяснять не надо ... |
Цитата (Три рубля @ Aug 24 2013, 17:53) |
У магов этого не наблюдается. |
Цитата (Дуэлянтка Эрмайон @ Aug 30 2013, 11:54) |
Интересно, а кто Вы по профессии, что так легко даете оценку другим? |
Цитата (Дуэлянтка Эрмайон @ Aug 30 2013, 11:54) |
И какой, по Вашему, должна быть манера общения ученого? ;) |
Цитата |
1. Привычка выдвигать теории и ловить закономерности распространяется на все сферы деятельности. Хотя, возможно, с опытом первый симптом проходит. Не знаю. 2. Учёный обычно умеет пользоваться Википедией и критически воспринимает фразу "учёными доказано", пока не увидит, как именно. 3. Умничанье(-: Свою базу знаний хочется впихнуть во всё, что видишь. Докинз забавно это описал, но распространил только на философов. |
Цитата |
я поддерживаю Дуэлянтку Эрмайон в вопросе о "манере общения учёных" и проблеме Вики, кстати, тоже. меня мир ГП привлекает возможностью творить, а форум, соответственно, тем, что люди интересные попадаются. и я сюда не дискутировать прихожу, а отдыхать и дурачиться.) |
Сторінки: (3) [#] 1 2 3 . | Нова тема |