*Наступил сентябрь. Тёплое лето осталось позади, и, понятное дело, студентам ещё не особенно хотелось сидеть в душных классах, слушая рассказы преподавателей. Многие из присутствующих в аудитории делились впечатлениями о проведённых каникулах.*– Добрый день, студенты. Рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо отдохнули. Свои, без сомнения, увлекательные истории вы обязательно расскажете своим друзьям, но только на перемене. А сейчас уделим внимание теме нашего урока.
*По взмаху волшебной палочки на доске появилась надпись.*~ Классификация символов ~
– Наш разговор о символах в этом году мы начнём с классификации. Символика как наука изучает огромное количество символов, которые когда-то возникли и возникают по сей день на протяжении всей истории человечества. Каждый народ, каждая эпоха и каждый человек, живущий в ней, создавал свою уникальную систему символов, которая была для него определяющей.
Любая наука обязательно имеет свою классификацию понятий, которыми она оперирует. Символика не исключение. Она охватывает большое их количество, которое необходимо как-то делить на виды, группы и классы. Запишите определение.
Классификация – это процесс выделения из общего объёма понятия его основных признаков. Причём, признаки, по которым вы объединяете символы в группы, должны быть
существенными, то есть такими, в которых заключено их основное значение.
Для начала подумаем, что же можно классифицировать?
*Спросила волшебница у класса. Несколько учеников подняли руки, чтобы ответить.*– Пожалуйста, мистер Уайт.
– Классифицировать можно волшебных существ. Например, как это сделали в Министерстве Магии, выделив пять групп животных.
– Правильно. По какому существенному признаку происходит классифицирование?
– Очевидно, по признаку «опасен – не опасен».
– Очень хорошо. Ещё примеры?
*Руку подняла светловолосая студентка Слизерина.*– Можно классифицировать магические камни, например, по цвету или волшебным свойствам.
– Прекрасно. А как вы думаете, можно ли классифицировать символы?
*Студенты оживлённо закивали головами, выражая согласие.*– Конечно, можно. По сути, классифицировать можно всё, что угодно. Достаточно лишь выделить у разных объектов похожие признаки, и классификация готова. Ну а теперь, раз термин вам более-менее понятен, мы переходим непосредственно к самой классификации.
*С этими словами профессор Менотти взмахнула волшебной палочкой, и плакат, лежащий на столе, прикрепился к доске. Многие с ужасом посмотрели на схему.*– Не так страшен чёрт, как его малюют. Да, схема довольно большая, однако это не значит, что она обязательно сложная. Я просто хотела вам показать, сколько бывает различных видов символов. Кстати, вы можете разработать свою классификацию. Та, что на доске, не является единственной.
Итак, вы видите, что все символы условно можно разделить на две большие группы:
магические и
немагические.
Символ, относящийся к
магическим, должен обладать определённой магической силой и влиянием, а также использоваться в некоторых магических практиках. Такие символы всегда связаны с ритуалами, заклинаниями, древними обрядами и возможностью выходить на связь с потусторонним миром. Сюда можно отнести пентаграмму, символ феникса, уробороса и змеи, символ кадуцея, звезды Соломона, даосской монады, анкха и многие другие. Некоторые из этих названий вам должны быть знакомы, так как эти символы вы уже изучали.
Теперь обратим внимание на группу
немагических символов. Они не обладают никакой силой и не оказывают никакого магического воздействия. Соответственно, они не могут использоваться в магической практике. В качестве примеров можно назвать спираль, пацифик, лабиринт, символы любви, животных и другие.
*Миранда подмигнула ученикам и продолжила лекцию.* – Допустим, мы разобрались в том, какой перед нами символ: магический или нет. Дальше нам нужно определиться, каков он по своему составу, то есть
простой он или
сложный. Это следующая «ступень» классификации.
Простые символы состоят из одного элемента, например, спираль или лабиринт. Для их изображения используют один элемент – ломаную линию.
Сложные символы состоят из двух и более элементов, например, тот же пацифик или гербы факультетов.
В сложном символе между всеми его элементами должна чётко просматриваться логическая связь, общее значение. Простой набор знаков, никак не связанных между собой, вряд ли является сложным символом.
Следующий этап – разделение символов по
происхождению. Все они делятся на
природные и
искусственные.
Природными считаются птицы, животные, цветы, минералы и даже планеты. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о существовании символов, олицетворяющих природу и её различные явления. Напомню вам, что некоторые из вас уже изучали одну из перечисленных групп – символику животных. К
искусственным символам относится всё то, что придумал человек: это цифры, мифологические знаки, руны и другие письмена, знаки гендера, алхимические и астрологические знаки и многое другое.
*Дальше Миранда решила продолжить лекцию уже не стоя у доски, а прохаживаясь по классу.*– На следующей ступени классифицирования все символы делятся на две группы:
материальные и
не материальные. К материальным относятся
графические и
предметные, к не материальным –
жестовые и
аудиальные.
Графические символы – это такие символы, которые можно нарисовать или начертить на любой плоской поверхности, например, на бумаге, камне или дощечке. Думаю, вы догадались о том, что в эту группу войдут письмена, иероглифы, пиктограммы и другие рисунки.
Символ, называемый
предметным, обязательно должен быть выражен в материальной форме, то есть в форме предмета или вещи, которую можно потрогать. К примеру, возьмём анкх, или по-другому египетский крест. Если мы нарисуем его на кусочке пергамента, то получим графический символ. А если возьмём в руки вещь в форме анкха, то уже будем иметь дело с предметным символом.
*Миранда успела обойти класс и вернуться к своему столу, на котором стояли песочные часы, роняющие вместо песка голубые камушки.*Ноты – графический символ – Получается, что всё, что мы изучаем на уроках, относится только к этим двум видам?
*Спросил ученик с факультета Хаффлпафф.*– Получается, что да. Материал всех наших лекций охватывает лишь малую часть от тех групп, про которые мы сегодня говорим.
Однако у нас ещё есть символы нематериальные. И первыми в этом списке стоят
жестовые символы. По сути, это то же самое, что жесты, движения, танцы. Такие символы часто используются в ритуалах, службах и даже в спорте. Каждый танец, обряд или спортивное состязание имеет определённый набор уникальных жестов и движений, закреплённых только за этой сферой. Всё это следует воспринимать именно как символы.
Ну и последняя группа – это
аудиальные символы, или по-другому «звуковые». Сюда входят все те формы, которые нельзя выразить графически или предметно: например, музыка, песни, имена, клич, боевые крики, посвист и другое.
*Волшебница, наконец, уселась за стол, раскрыв перед собой книгу большого формата, на обложке которой были изображены различные фигуры, линии и надписи.*– Профессор, можно вопрос? Куда следует отнести символику цвета?
*Спросил любознательный гриффиндорец. Очевидно, он уже знал расписание на предстоящие уроки.*– Я специально не стала упоминать об этом разделе, потому как он в классификации стоит особняком. На самом деле, символика цвета не относится ни к одной из рассмотренных нами групп. Толкование цвета слишком широко, чтобы при классифицировании «подогнать» его под какую-то определённую категорию символов.
*На улице пошёл дождь, и в аудитории стало темно от пришедших из-за горы туч. Пришлось зажигать свечи.*– Однако, не думайте, что данная классификация чётко фиксирована, и каждый символ строго закреплён за группой, в которой он состоит. Любой знак совершенно спокойно может перемещаться из одной группы в другую. Это свойство называется
мобильностью символа. К примеру, взять символ уробороса. Его можно отнести к группе природных немагических символов. Однако, при других обстоятельствах, он может перейти в разряд магических, например, если речь пойдёт об алхимических опытах.
*Миранда встала из-за стола, чтобы убрать плакат с доски. Судя по песочным часам, стоящим на столе, до конца урока оставалось совсем мало времени.*– Должна сказать, что Символика сама по себе – наука весьма приблизительная. Она никогда не даст чёткого представления о символе, потому что его толкование зависит, по большей части, от человеческого восприятия. Каждый символ мы толкуем приблизительно, толкуем по-разному, толкуем так, как сами поняли. И это толкование берём за основу. Но при этом мы не знаем, что означает символ на самом деле! Вообще изучать Символику достаточно сложно, особенно тем людям, у которых слабо развито воображение. Им трудно сопоставить значение знака с фактом из Мифологии или найти родственные связи между символом и историческим событием, которое его породило.
Думается мне, что именно поэтому составить чёткую классификацию достаточно проблематично, особенно если учитывать пожелания каждого, кто трактует тот или иной символ, а также мобильность знаков в целом.
*В коридоре раздался звонок с урока. Миранда взмахнула волшебной палочкой, указав ею на стопку аккуратно сложенных пергаментов. Они быстро разлетелись по классу. Это было задание на дом.*– Я очень надеюсь, что не слишком сильно загрузила вас теорией и не отбила у вас желание изучать эту науку и дальше. Также я смею надеяться на то, что многие из вас, наоборот, проникнутся ещё большим желанием постичь тайны загадочных и до конца не объяснимых символов... На этом я с вами попрощаюсь.
Задания
- Звуки (фонемы) относятся к аудиальным символам. А к какой группе относятся буквы/иероглифы?
- Используя классификацию из лекции, охарактеризуйте предложенные символы с пояснением:
А) рисунок Даров смерти в книге сказок Барда Биддля;
Б) Чёрная метка, висящая в воздухе;
В) звон школьного колокола на урок или с урока;
Г) танец павлина в брачный период.
(Общий объём работы – не менее 700 символов) - (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)
Дополнительные задания
- Доклад. Астрологические символы (символы планет, символы знаков Зодиака). По желанию вы можете прислать изображение.
(Общий объём работы – не менее 1000 символов)
- Сочинение. Вам дана другая классификация символов. Подберите к каждой группе по 2-3 примера символов. Поясните свой выбор.
Символы:
А) Оккультные и мистические символы;
Б) Геометрические символы;
В) Эмблемы современных религий;
Г) Образы времени;
Д) Символика царства животных и растений;
Е) Мифические существа.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Сочинение. Докажите, что современные смайлы и эмодзи являются примером графических (визуальных) символов.
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- Задание на фантазию. Каким образом аудиальные символы могут быть полезны аврору/мракоборцу в своей профессиональной деятельности?
(Общий объём работы – не менее 800 символов)
- (Эта лекция только для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 курсов)