На форуме DreamWorlds я наткнулась на такую статью. В общем-то в ней есть доля правды. Решила опубликовать её здесь и узнать ваше мнение.
Статья:
Показати текст спойлеру
"Сказка о добром волшебнике, или Кое-что об Альбусе Дамблдоре
Итак.
Относительно седьмой части саги о Гарри Поттере, продажи которой начались минувшей ночью, а сканы появились в сети и того раньше, можно сказать многое - там масса откровенно слабых мест, читерства, логических неувязок. Но есть и очень сильные главы, а одно из самых сильных мест в книге - это то, что мы узнаем в ней об Альбусе Дамблдоре. Есть такая вещь, как авторская ответственность, обязанность автора говорить правду sine ira et studio, и хотя Роулинг следует ей далеко не всегда - по крайней мере, в отношении одного из главных своих героев она не лжет.
Я не могу сказать, что седьмая книга перевернула мой взгляд на Дамблдора. Она его лишь подтвердила. Я прекрасно помню (и те, кто читает этот ЖЖ давно, тоже помнят), как я раз за разом пыталась доказать на материале канона, что Дамблдор - вовсе не такой белый и пушистый дедушка, каким кажется. И как раз за разом находились те, кто с пеной у рта отстаивали нечеловеческое благородство, мудрость и доброту Дамблдора. В первых рядах, конечно, небезызвестные аффтары БИ - но и помимо них находились желающие. Да, я сознаю сейчас всю глубину своего морального падения - но, знаете, если честно, я рада, что могу сказать им: ребята, утритесь. Теперь у нас есть текст Роулинг. У нас есть канон.
Итак, что же мы теперь знаем из канона об Альбусе Дамблдоре? (осторожно, под катом длинно и много цитат)
Альбус Дамблдор, сын Персиваля и Кендры Дамблдор, был в Хогвартсе блестящим учеником. Сначала староста курса, потом всей школы, получатель Приза Барнабуса Финкли за исключительное владение чарами, представитель британской молодежи в Визенгамоте, лауреат золотой медали за доклад на Международной алхимической конференции в Каире (гл. 18 седьмой книги и, соответственно, с. 288 британского "взрослого" издания), автор публикаций в журналах "Трансфигурация сегодня", "Актуальные проблемы чар" и "Практикующий зельевар", состоял в переписке с такими выдающимися волшебниками своего времени, как Николя Фламель, Батильда Бэгшот, Адальберт Уофлинг (гл. 2, с. 22)...
Что же скрывалось за такой идеальной картинкой? Отец Дамблдора отбывал тюремное заключение в Азкабане за нападение на маглов. Предполагалось, что сам Альбус стал ярым любителем маглов "по контрасту", именно в результате отторжения отцовского проступка. В реальности у Персиваля Дамблдора были серьезные причины поступить так, как он поступил. В семье, кроме Альбуса и его брата Аберфорта, была еще и младшая сестра, Ариана. Когда ей было шесть лет, трое молодых маглов увидели, как она колдует (стихийная магия), и решили ее "проучить", но немного переусердствовали. В результате Ариана сошла с ума. Персиваль отомстил маглам, издевавшимся над ребенком, но на суде не назвал истинной причины, опасаясь, как бы Ариану не упрятали в Св. Мунго на всю жизнь (гл. 28, с. 455).
Семья переехала из деревни, где жила, в другую - ту самую Годрикову Лощину. Ариану прятали от всех, поскольку у нее, обычно мирной и покладистой, бывали вспышки ярости, во время которых она могла сильно навредить другим людям. За Арианой ухаживали мать и Аберфорт.
Альбус сестрой не интересовался.
В возрасте 14 лет Ариана в приступе неконтролируемой ярости убила мать. Дело замяли, но 18-летний Альбус, выпускник Хогвартса, остался главным кормильцем и главой семьи. "Какое падение для нашего Мистера Вундеркинда, - иронически комментирует это в разговоре с Гарри брат Альбуса, Аберфорт. - Ведь за то, что ухаживаешь за полубезумной сестрой, не дают призов"... (г. 28, с. 456).
Альбус чувствует, что он - такой талантливый, умный, с таким потенциалом - погребен в этой деревне, что его жизнь загублена. И тут вдруг в гости к соседке, Батильде Бэгшот, приезжает родственник из Германии. 17-летний, тоже очень талантливый и яркий подросток, но уже имеющий за плечами ряд темных историй, из-за которых его выгнали из Дурмштранга.
Геллерт Гриндельвальд.
"Наконец-то у моего брата нашелся равный, с кем он мог поговорить... Уход за Арианой отошел на задний план, пока эти двое вынашивали планы создания нового волшебного порядка, искали Дары Смерти... Великие планы ради блага всего магического сообщества - а если при этом одна-единственная девчонка осталась заброшенной, то какое это имело значение? Ведь Альбус трудился ради высшего блага" (Аберфорт об Альбусе, гл. 28, с. 456).
Что же это было за "высшее благо"? В книге Риты Скитер "Жизнь и ложь Альбуса Дамблдора" приводится письмо от Дамблдора к Гриндельвальду:
"Геллерт,
твоя идея насчет того, что волшебники должны доминировать над маглами ради собственного блага маглов, - это, мне кажется, ключевой пункт. Да, нам было даровано могущество, и да, это могущество дает нам право управлять, но оно же налагает на нас ответственность. Это должен быть краеугольный камень, на котором мы строим. Когда у нас появятся противники (а они появятся), это станет основой наших контраргументов. Мы берем власть РАДИ ВЫСШЕГО БЛАГА. Отсюда следует, что, встречая сопротивление, мы должны использовать силу ровно настолько, насколько необходимо, и не более. (Это была твоя ошибка в Дурмштранге! Но я не жалею - если бы не это, тебя бы не отчислили, и мы бы никогда не встретились).
Альбус" (гл. 18, с. 291).
Итак, будущий самый страшный темный волшебник всех времен после Волдеморта, Геллерт Гриндельвальд, почерпнул многие свои идеи из общения с юным Альбусом Дамблдором. Даже лозунг "Ради высшего блага", служивший основным лозунгом Гриндельвальда, был взят из этих бесед. Дамблдор мечтал о подчинении маглов, о революции ради блага магического сообщества - а если кто-то и пострадает, это ничто по сравнению с благом для всех (гл. 35, с. 573).
Само по себе это все ничего не значит. У кого не бывает юношеских заблуждений? Большинство людей перерастает их, и вроде бы то же самое случилось с Дамблдором.
Но, как уже говорилось выше, опьяненный идеями борьбы и революции Альбус совершенно перестал заботиться о сестре. Однажды Аберфорт попытался поговорить с ним об этом в присутствии Гриндельвальда. Началась стычка, на шум пришла Ариана - и чье-то заклятье попало в нее. Она погибла. Чье именно заклятье стало причиной смерти, никто не понял. Гриндельвальд спешно уехал из Англии, Альбус остался и замял дело. Однако Аберфорт так и не простил его, считая виновником гибели сестры.
Пока еще все, как видим, понятно, хотя и трагично. И судить Дамблдора пока не за что. Все люди совершают ошибки, иной раз роковые. Важно лишь сделать из них правильные выводы... Но Дамблдор их не сделал.
На протяжении всех семи книг канона мы видим, что лозунг "Ради высшего блага" остался для Дамблдора неизменным. "Мой брат Альбус хотел много чего, - говорит о нем Аберфорт, - но вот незадача - почему-то при исполнении его великих планов страдали люди..." (гл. 28, с. 452).
Собственно говоря, это было ясно уже из первых шести книг канона. Нет, впрямую там это нигде не говорится - но давайте посмотрим не на слова Дамблдора, а на дела.
Первый курс Гарри. В школе находится Темный Лорд в голове Квиррелла. Такой выдающийся легилимент, сильный маг и умный человек, как Дамблдор, разумеется, этого не заметил. Или не захотел заметить. Не стал вмешиваться. Подвергая при этом опасности Гарри, всю школу и в итоге - приведя к гибели ни в чем, в общем, не виновного Квиррелла. Смерть которого даже не заметили - умер, и умер, ну и черт с ним.
Второй курс. Дамблдор задолго до того, как Гарри попал в Тайную комнату, знал, кто ее открывает. Это, простите, канон. И опять-таки он не вмешался. При этом смертельных случаев не было по чистому совпадению. А ну как у Колина Криви не оказалось бы при себе фотоаппарата, а у прочих - зеркальца, очков, Почти-Безголового Ника? И был бы очень даже себе труп. Когда Джинни унес василиск в Тайную комнату, Дамблдор опять-таки не вмешивается, предоставляя все Гарри, - а вдруг бы Гарри не успел, или Том Риддл убил бы и его?
Третий курс. Здесь перед нами во весь рост встает вопрос, как вышло, что Дамблдор - председатель Визенгамота, то есть верховного суда - в свое время не попытался разобраться в деле Сириуса, даже обеспечить ему нормальное следствие и суд? (что, кстати, входит в обязанности этого самого Визенгамота) Почему? Интересный вопрос...
Четвертый курс. В школе целый год находится Барти Крауч под обороткой Аластора Моуди. И опять-таки Дамблдор - прекрасный легилимент, плюс человек, хорошо знающий Моуди, - так ни разу и не заподозрил самозванца. Или заподозрил, но не стал вмешиваться? Результат - гибель Седрика. Да и Гарри мог погибнуть вполне. Вот не стал бы Лорд устраивать спектакль с дуэлью, а просто перерезал бы Избранному горло - и привет...
Те же авторы БИ находят ответ на все эти вопросы - да, Дамблдор все прекрасно знал, но специально не вмешивался, чтобы дать Гарри возможность потренироваться перед решающей встречей с Волдемортом. Это косвенно подтверждает и сам Дамблдор в разговоре со Снейпом в седьмой книге (гл. 33, с. 551). Но для чего это все делалось?
Приведем полностью цитату из седьмой книги. Дамблдор сообщает Снейпу, что в Гарри живет частичка Лорда, и пока это так, Лорд не может умереть:
"- Так мальчик... должен умереть? - спросил Снейп, совершенно спокойно.
- Да. И Волдеморт должен сам это сделать, Северус. Это главное.
Долгое молчание. Потом Снейп сказал:
- Я думал... все эти годы... что мы защищаем его ради нее. Ради Лили.
- Мы защищали его, потому что важно было обучить его, вырастить, дать ему попробовать свои силы. Тем временем, связь между ними [Гарри и Лордом] все усиливается... Насколько я знаю его [Гарри], он устроит все так, чтобы, когда он отправится навстречу смерти, это будет значить конец Волдеморта.
- Так вы сохраняли ему жизнь, чтобы он мог умереть в нужный момент?
- Не будь так шокирован, Северус. Ты разве мало видел смертей?
- В последнее время - только тех людей, кого не смог спасти, - Снейп встал. - Вы меня использовали.
- Что ты имеешь в виду?
- Я шпионил для вас, лгал для вас, подвергал себя смертельной опасности для вас. Предполагалось, что все это нужно для того, чтобы обезопасить сына Лили Поттер. А теперь вы мне говорите, что растили его все это время, как свинью на убой!.." (гл. 33, с. 551)
Да, именно так и говорится прямым текстом. "Как аккуратно, как элегантно - не тратить больше жизней, а переложить опасное задание на мальчишку, который и так уже предназначен на убой, и смерть которого станет не несчастьем, а просто очередным ударом по Волдеморту", - спокойно, уже даже без горечи комментирует это Гарри (гл. 34, с. 555).
Действительно - что такое смерть одного ребенка по сравнению с благополучием всего магического общества? Да, в общем, фигня...
Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Как мы узнаем из главы 35, в руки Дамблдора после победы над Гриндельвальдом попадает Старшая Палочка, мощный артефакт, обеспечивающий владельцу победу на любом поединке. Дамблдор и без того могущественный и опытный волшебник - с этой палочкой он становится почти непобедимым.
И что же делает этот "сильнейший маг нашего столетия", владеющий непобедимой палочкой, умный, опытный, взрослый? Он хотя бы пытается уничтожить Темного Лорда?
Нет. За все время саги - с 1991 по 1997 годы - мы не видим таких попыток. Дамблдор попросту перекладывает это дело на ребенка. Он же Избранный, он для этого предназначен - так чего ради дергаться еще кому-то?
Какая жестокая ирония, какая красивая перекличка с Достоевским...
Принцип "Что стоит жизнь одного ребенка по сравнению с высшим благом?" встает перед нами в полный рост.
Но, может быть, Дамблдор точно так же готов пожертвовать собой ради высшего блага? Увы, канон не подтверждает столь благородных намерений. Взять хотя бы историю с победой над Гриндельвальдом. Дамблдор в гл. 35 (где разговаривает с Гарри "меж двух миров", между жизнью и смертью) рассказывает, почему ее откладывал до самого 1945 года - потому что боялся узнать от Гриндельвальда правду, кто на самом деле убил Ариану. Шла война, гибли люди - а Дамблдор боялся, что узнает правду...
Как легко жертвовать ради высшего блага жизнью других. И как сложно - пожертвовать даже не жизнью, а просто душевным спокойствием самого себя.
Или, например, отказаться от желания завладеть давно желаемой вещью. Увидев у Джеймса необычную, не такую, как у всех, мантию-невидимку - один из мощных артефактов под названием "Дары Смерти", - Дамблдор не смог устоять перед искушением попросить ее для изучения. А ведь Поттеров в это время искали... Мантия могла бы спасти жизнь хотя бы Лили - но Дамблдор держал ее у себя, потому что хотел изучить.
(Кстати, он слегка... скажем так, недоговаривает, когда утверждает, что взял ее у Джеймса всего лишь за несколько дней до гибели Поттеров. В гл. 10 у нас есть другое свидетельство - письмо Лили, написанное вскоре после первого дня рождения Гарри, т.е. в августе 1981 года. В нем говорится: "Мантия-невидимка Джеймса все еще у Дамблдора...". Т.е. мантия уже была у него в июле! Что, за четыре месяца не успел изучить?!)
Дамблдор говорит в гл. 35: "Это была мантия, подобных которой я никогда не видел, невероятно древняя, совершенная во всех отношениях... а потом твой отец погиб, и у меня в распоряжении, для меня одного, были наконец два Дара [из трех]!" (гл. 35, с. 572).
Дамблдор, конечно, раскаивается в столь низменных мыслях. Но примечателен факт, что они _были_. Причем когда война была в самом разгаре, когда жизни сторонников и учеников Дамблдора подвергались опасности...
А он думал о супер-мантии, которая оказалась в его распоряжении.
Благороднейший человек, что и говорить.
Кстати, о мантии. Очень интересная деталь в седьмой книге - письмо Лили, в котором она рассказывает Сириусу о том, что узнала о Дамблдоре от Батильды Бэгшот. Письмо написано вскоре после первого дня рождения Гарри, т.е. в августе 1981 года. До конца октября у Лили было много времени - тем более, что жила она в Годриковой Лощине, - чтобы раскопать о Дамблдоре побольше... И возникает вопрос - а откуда взялось, собственно, распространенное в фандоме представление, что когда Дамблдор предложил себя в тайнохранители Поттеров, от этого предложения отказался именно Джеймс?
Почему все так упорно сбрасывают со счетов Лили? Судя по канону, она была девочка очень даже с характером и не стеснялась высказывать свое мнение вслух и отстаивать его. Лили совершенно не похожа на покорную женщину, которая на каждое решение Джеймса отвечала бы только: "Конечно, любимый, ты прав". Для того, чтобы Лили приняла предложение Джеймса отказаться от Дамблдора как от тайнохранителя, нужны были очень веские основания, тем более что Лили - мать и несет ответственность за ребенка. Почему же она предпочла Питера Петтигрю сильнейшему волшебнику двадцатого столетия? Уж не потому ли, что у нее были веские основания не доверять Дамблдору?!
А если Лили и Джеймс знали, что именно в присутствии Дамблдора поймали Снейпа за подслушиванием пророчества (см. "ГП и ПП", гл. 25) и что, соответственно, именно Дамблдор отпустил Снейпа с важной информацией, не стерев ему память... Тогда уже все становится понятно.
Но довольно о Гарри. Отдельный интересный момент в свете информации о Дамблдоре, которую дает нам седьмая книга, - его первая встреча с Томом Риддлом в "ГП и ПП". Помните это маски-шоу с горящим шкафом? "Томми-Томми, воровать нехорошо...". И это говорит человек, который в свое время строил с Гриндельвальдом планы подчинения маглов, который стал причиной - то ли прямой, то ли косвенной - гибели собственной сестры, который оттягивал встречу с Гриндельвальдом (действие в 1938 году, т.е. Гриндельвальд уже, видимо, вполне себе при власти), потому что боялся узнать правду, а на человеческие жертвы ему было плевать!
Наивно. Супер.
Но даже будь Дамблдор сам чист, аки агнец, в любом случае перед ним - взрослым, опытным человеком, учителем - ребенок, пускай и не самый приятный, но все равно ребенок. И вот этот взрослый человек фактически демонстрирует ребенку подтверждение того, о чем Том Риддл наверняка сам давно думал:
- "Кто сильнее, тот и прав" (я волшебник, поэтому я могу поджечь шкаф, где все твои вещи, а ты мне ничем не можешь помешать);
- "Можно делать все, что угодно, лишь бы не попадаться" (Дамблдор ведь не говорит, что нельзя воровать, он говорит, что в Хогвартсе воровства не потерпят, что в магическом мире есть суровые законы, нарушителей исключают из Хогвартса и садят в тюрьму. Но никаких других стопоров, например, моральных, судя по всему, нет...).
- "Ты вырастешь негодяем" (фраза "Я буду наблюдать за тобой" в детском восприятии означает - "на тебе все равно клеймо с первой минуты, так что ничего хорошего из тебя все равно не выйдет, и не пытайся").
Дамблдор, словно в мягкий воск, впечатал в Тома Риддла принципы, которым тот будет следовать всю жизнь. Он и вправду педагог экстра-класса, что да, то да. А Том действительно хороший ученик: он запомнил все уроки Дамблдора и очень эффективно их использовал...
А Дамблдора между тем волнует вопрос, лучше ли он Волдеморта.
[Когда Гарри задает вопрос о Дарах Смерти в гл. 35], "впервые с тех пор, как он познакомился с Дамблдором, тот выглядел вовсе не как старый человек, а - пускай и всего лишь на мгновение - как маленький мальчик, пойманный на пакостях.
...- Повелитель смерти, Гарри, повелитель смерти! В конечном счете, был ли я чем-то лучше Волдеморта?
- Конечно, были. Вы никогда не убивали, если этого можно было избежать!
- Верно, верно, - сказал Дамблдор. Он напоминал ребенка, ищущего утешения" (гл. 35, с. 571).
Очень интересный диалог. На протяжении этого разговора и дальше Дамблдор и вправду ведет себя, как ребенок, - то плачет, то ждет от Гарри заверений, что ни в чем не виноват. Даже с готовностью принимает самые нелепые аргументы ("Будь у Джеймса и Лили мантия-невидимка, она бы им все равно не помогла"). И это важный, на мой взгляд, момент.
В каком-то смысле Дамблдор и вправду в свои 150-с-лишним лет остается ребенком. Идеалистичным, желающим блага всего человечества - но при этом не понимающим по-настоящему разницы между добром и злом. Играющим людьми, как игрушками. Твердо уверенным, что достаточно сказать: "Мне очень стыдно, я так больше не буду" - и все опять станет нормально.
Потому Гарри его и прощает. Многим непонятно, как Гарри может простить его после всего, что узнал. А тут как раз все ясно. Гарри, который пошел на добровольную смерть, чтобы остановить кровопролитие, - в свои неполные восемнадцать лет намного старше профессора Дамблдора. И он прощает его, как взрослый прощает ребенка. Что взять с дитяти? Оно ж не со зла, оно хочет, как лучше, но просто не понимает, что делает плохо.
Да, деточка, да, ты лучше Волдеморта. Только не плачь...
Кстати, о детях. Гарри простил Дамблдора - но простил ли его автор? А это большой вопрос... Роулинг, как обычно, ничего не говорит впрямую - но вспомним эпизод с младенцем, в котором "воплотился" в этом странном междумирье, где Гарри разговаривает с Дамблдором, тот кусок души Волдеморта, который был в Гарри.
"Он [Гарри] обнаружил то, что издавало звуки. Оно выглядело как маленький, раздетый ребенок, свернувшийся клубком на земле, с грубой и кровоточащей, словно ободранной, кожей. Оно лежало, дрожа, под стулом, куда его бросили, затолкали с глаз долой - нежеланного, задыхающегося.
Гарри боялся его... Тем не менее, он подобрался ближе... хотя не мог заставить себя притронуться к нему. Он чувствовал себя трусом. Он должен был помочь ребенку, но тот казался ему отталкивающим.
- Ты не сможешь помочь.
Гарри обернулся. К нему подходил Дамблдор" (гл. 35, с. 566).
На протяжении разговора Гарри три раза переспрашивает, можно ли чем-то помочь, и Дамблдор все три раза спокойно отвечает, что нельзя. Когда перед уходом Гарри оглядывается на младенца, задыхающегося и дрожащего под стулом, Дамблдор жестко говорит: "Не надо жалеть мертвых, Гарри. Жалей живых".
Понятно, что это душа Волдеморта, все понятно...
Тем не менее, на любого детного человека сцена производит просто ужасающее впечатление. Постоянный плач раздетого ребенка, брошенного под стулом, равнодушное "Помочь ничем нельзя" Дамблдора...
Неужели он так ничему и не научился - не в жизни, так в смерти?
Хотя, впрочем, что значит какой-то плачущий младенец - тем более такой неприятный, - перед благом всего человечества?
Да ровным счетом ничего."