Спорт, особенно олимпийские виды, имеет государственную поддержку. Работают институты физкультуры, спортшколы, секции, финансируемые государством. Есть соответствующая материальная база. У русских стилей ничего этого нет, так как к спорту они отношения не имеют. Но все вышесказанное не является единственной причиной популярности спортивных единоборств. Авторитет боксеров, борцов, рукопашников в обществе выше, чем у людей, занимающихся в камуфляжных костюмах.
.
Показати текст спойлеру
Посмотрим, как обстоят дела в отечественной армии. Армия развивает рукопашный бой, созданный на базе техник бокса, самбо, карате. В армии по-прежнему сильны позиции восточных единоборств. В военных училищах занимаются боксом, кикбоксингом, борьбой
различные варианты рукопашного боя. Бокс прекрасно соответствует требованиям драки. С его помощью можно эффективно, избить противника, но крайне сложно убить, да и лишить сознания непросто. На последних Олимпийских играх
не было ни одного нокаута в соревнованиях по боксу, профессионалы-тяжеловесы пропускают страшные удары и не умирают. Бокс, кикбоксинг и борьба не предназначены для уничтожения.
Для этого служат воинские системы. В них решается задача быстрой и надежной ликвидации противника. Синяки, травмы в учет не берутся (хотя конечно желательно, чтобы их не было), победил тот, кто выжил. Травмы залечат в госпитале.
Но, вернемся на гражданку и разберемся в чем суть проблемы, чего хотят люди и чего они не находят в русском рукопашном бое. Разъяснить ситуацию нам поможет обращение к истории жизни мастера боевых искусств князя Б.В.Голицина. Вот небольшая выдержка из журнальной статьи, в которой он рассказывает о себе: "К десяти годам я неплохо владел фамильными приемами самозащиты, фехтовал палкой и штыком, вкладывал пуля в пулю" из домашней винтовки "Монтекристо". Отец не сердился, когда я дрался с мальчишками, справедливо полагая, что будущий мужчина с младых ногтей должен уметь терпеть боль и владеть собой. Правда, в этих стычках мне запрещалось применять приемы, которым учил отец. Это могло привести к увечью моих противников, поэтому я дрался просто "на кулачки". Ходил, как и другие ребята, с подбитым глазом". Интересная вещь, человек, обученный боевому искусству, получает в драке наравне со всеми. И дело тут не в том, что он не бьет в пах или не тыкает в глаза. Можно было бы ударить по ноге или в челюсть, а в том, что драка и бой на уничтожение, чему он был обучен, разные вещи, требующие разных навыков. В этом то и заключается суть проблемы.
Все существующие в мире единоборства можно свести к трем видам: это ритуальные, для драки и воинские. Ритуальные - это традиционные виды борьбы. Боролись обычно на праздниках. Для победы надо было заставить противника коснуться земли какой-либо частью тела кроме стоп или положить его на лопатки. То есть доказать свое превосходство без целенаправленного причинения боли или вреда. Конечно, от жесткого броска человек мог пострадать, но к этому специально не стремились.
Единоборства для драки. Целью драки - обидеть, унизить противника с помощью физического воздействия. В драке стараются наставить синяков, выбить зубы, "вырубить", запинать, в общем, избить, но ни в коем случае не убить. Проблемы, связанные с убийством дерущимся чаще всего не нужны. В драке убить могут, но обычно это случайность.
Самой популярной системой для драки является бокс и его производные: кикбоксинг, различные варианты рукопашного боя. Бокс прекрасно соответствует требованиям драки. С его помощью можно эффективно, избить противника, но крайне сложно убить, да и лишить сознания непросто. На последних Олимпийских играх не было ни одного нокаута в соревнованиях по боксу, профессионалы-тяжеловесы пропускают страшные удары и не умирают. Бокс, кикбоксинг и борьба не предназначены для уничтожения.
Для этого служат воинские системы. В них решается задача быстрой и надежной ликвидации противника. Синяки, травмы в учет не берутся (хотя конечно желательно, чтобы их не было), победил тот, кто выжил. Травмы залечат в госпитале.
Почему велик авторитет бойцов-спортсменов? Потому, что они ближе всего к сложившемуся эталону бойца, они сильные, участвуют в соревнованиях, могут избить. Чего люди не находят в русском рукопашном бое? Возможности научиться одновременно доказывать свое превосходство и в спаррингах, и в драках, так что бы при этом никого не убить и желательно не покалечить, что бы не иметь проблем с правоохранительными органами.
Подведем некоторые итоги и посмотрим, какие у нас перспективы. Русский рукопашный бой предназначен для войны и понятно, что он не может быть массовым. И дело не только в том, что подобные системы нельзя распространять, его по большому счету передавать особо не кому, нет на него спроса. Не так много людей испытывают потребность в том, что бы научиться уничтожать противника, а не избивать. Армия, кроме ограниченного круга специалистов, тоже в русском рукопашном бое не нуждается.
Чтобы русский рукопашный бой стал популярным в России, надо вписаться в сложившуюся коньюнктуру и дать хорошую саморекламу. А популярным его делать надо, так как только на широкой базе можно добиться высокого качества. Чем больше людей занимается, тем выше шанс появления бойцов высокого класса и, самое главное, талантливых тренеров, способных развивать дело.
У нас для этого есть все возможности. B) Need, таеквон-до самый НЕрулящий вид единоборства. Небольшой расссказик на тему "мягких стилей" :
Начну с айкидо. Айкидо мне довелось позаниматься в начале 90-х годов прошлого века. В это время только-только прошла информация по единоборствам, главным образом рекламная. Айкидо, так вообще преподносилось, как волшебная борьба, с помощью приемов которой можно победить любого противника. Желая проверить, как обстоят дела в реальности, я нашел секцию айкидо в одном из не очень удаленных от меня городов.
Тренировки вел высокий крепкий парень с черным поясом и хорошо поставленной техникой. Занятия проходили на борцовском ковре, в зале где занимались вольники. Начались они как стандартная борцовская тренировка: разминка, кувырки, самостраховка при падении и т.д., потом уже шла отработка приемов освобождения от захватов, различных заломов на суставы рук, перемещений и т.д. Одновременно тренировались и новички, и продвинутые ученики с разноцветными поясами. Среди них было много лиц женского пола. Тренер курсировал от одной группы к другой, давая указания.
Поскольку меня в эту секцию привело, главным образом, желание выяснить возможности айкидо, то в конце одной из тренировок я подошел к тренеру, общавшемуся со старшей группой, и сказал ему, что хотел бы испытать на себе возможности этой японской борьбы. Предложил нападать на него, используя технику каратэ, в которой у меня есть опыт, а он бы меня победил каким-нибудь чудесным приемом. То ли ему самому стало интересно, то ли неудобно было отказываться перед учениками, но он согласился.
Мы вышли на середину ковра, его ученики сосредоточено за нами наблюдали, ожидая победы искусства над грубой силой. Когда мы начали, айкидист сразу разорвал дистанцию метра на три и начал перемещаться. До него не то что рукой, ногой с большим шагом было не достать. Я старался приблизиться, он держал дистанцию. Так мы с ним и бегали по ковру. Ученики, стоя в сторонке, восхищались умению их тренера, красиво перемещаться. Пробегав некоторой время, я понял, что обычного спарринга у нас не получится. Надо, думаю, действовать, как принято в айкидо, а то так ничего и не узнаешь о возможностях этой борьбы. Я делаю длиннющий шаг задней ногой с прямым ударом кулаком в корпус, в каратэ это называется ой-дзуки. Мой соперник опознал знакомое движение, поставил блок и начал выполнять захват запястья. Я в ответ на его действие согнул руку в локте, не давая себя прихватить, и тут же ударил обратной стороной кулака ему в голову. У парня была хорошая подготовка, он вовремя среагировал, отклонив голову. Его ученики были поражены моей "подлостью", их лица выражали страшное негодование. Айкидист после этого эпизода набрал дистанцию еще больше, чем была. Снова началась беготня по ковру. Я уже стал думать, что лучшее айкидо - это спринтерский бег спиной вперед. Отогнав эту мысль, взяв себя в руки большим желанием узнать, что же это за борьба такая, я с хорошего разбега с криком "кийа" мощным броском ринулся вперед. Он понял, что это его шанс… Айкидист схватил меня за руку и начал выворачивать кисть наружу. Он конечно пытался уйти с линиимоей атаки, но я зацепился за него ногой и мимо не пролетел. Взявшись второй рукой за свою атакующею конечность, я не дал ее сразу вывернуть. Я уже отмечал, что это был крепкий, хорошо подготовленный боец, он тоже включил вторую руку и дожал мое запястье. Я, конечно, никуда не полетел, а уходя по боли прокатился по ковру. Он перевернул мое тело и выполнил стандартное айкидошное удержание. Я сдался. Рядом бурно выражали свою радость его ученики, по-видимому потрясенные великим искусств
моей атаки, но я зацепился за него ногой и мимо не пролетел. Взявшись второй рукой за свою атакующею конечность, я не дал ее сразу вывернуть. Я уже отмечал, что это был крепкий, хорошо подготовленный боец, он тоже включил вторую руку и дожал мое запястье. Я, конечно, никуда не полетел, а уходя по боли прокатился по ковру. Он перевернул мое тело и выполнил стандартное айкидошное удержание. Я сдался. Рядом бурно выражали свою радость его ученики, по-видимому потрясенные великим искусством тренера. Я же был огорчен, но не тем, что меня положили на ковер, а тем, что подтвердилось ранее неоднократно мною слышанное мнение, что айкидо против ударной техники работает очень плохо. Но, я не бросил занятия, мне очень понравилось руки выворачивать и хотелось попробовать применить эту технику где-нибудь в жизни. Как известно, кто ищет, тот нарвется, и скоро мне такая возможность представилась.
Это было на обычной дискотеке. Один из не в меру выпивших парней стал вести себя таким образом, что дал мне моральное право применить к нему меры физического воздействия. Он был достаточно пьян, чтобы я рискнул использовать непроверенную технику. Мне хотелось выполнить бросок за счет болевого воздействия на суставы рук. События развивались стандартным образом: базар-вокзал, толчки, захваты и в результате его кисть оказалась в моих руках. Я стал проводить рычаг кисти наружу, в айкидо это называется котэ-гаэши, ожидая, что мой противник сейчас если уж не полетит, то по крайней мере красиво упадет. Но все стало происходить не так как предполагалось. Под болевым воздействием парень присел на корточки, я еще довернул, он упал на колени, но никуда не покатился. Я стал дожимать, он уже плакал от боли, но все равно не падал. Я был в шоке - все происходило совсем не так, как на тренировках или в кино. Можно было сломать ему руку, но он так бы и остался на четвереньках. Руку я ломать ему не стал, оно того не стоило. Сделал ему некоторые внушения, касающиеся его поведения, на этом и разошлись. Себя же я успокоил тем, что на самом деле приемы должны получаться, просто мне попался неправильный противник.
После этого случая я еще несколько раз в разных ситуациях пытался выполнить бросок за счет болевого воздействия на кисть, результат всегда был точно такой же. Если человека не научили падать, то он и не падал. Это было мое второе разочарование в технике айкидо, но заниматься им я не бросил. Очень мне нравилась айкидошная техника освобождения от захватов, она мне казалась не только красивой, но и очень эффективной. Так я думал до тех пор, пока со мной не произошел следующий случай.
Я возвращался с тренировки, преисполненный уверенности в изучаемой мной технике. Мой путь лежал мимо ларьков, около которых собралась группа молодежи. На подходе я услышал разговор двух парней. Один другому говорил: "Ты зачем мою девушку обидел?" Тот ему в ответ: "Я не обижал". Он его опять спрашивает: "А кто обидел?" Тот не долго думая говорит: "Это он" - и показывает пальцем на меня, я как раз рядом проходил. Парень хватает меня за плечи, начинает трясти, толкать и все это со словами: "Ты зачем мою девушку обидел?"
Поначалу я просто опешил, все для меня было крайне неожиданным, но вскоре растерянность сменилась азартом, вот, думаю, хорошая возможность проверить мою технику освобождения от захватов. Пытаюсь поднять руки, чтобы схватить запястье моего противника и не могу. Дело было ранней весной, на мне была зимняя кожаная куртка, в ней просто поднять руки - целое дело, а тут, когда на мне висели и дергали - это оказалось крайне затруднительным. Собравшись с силами я все-таки схватил его запястье и попытался вывернуть. Но у меня на руках были перчатки, свитер. Под захват попалась одежда и плотного удержания не получилось. Все скользило, залом руки нападающего не удавался.
Пока я проделывал все эти манипуляции, он протолкал меня несколько метров. Хорошо, что я еще ни обо что не споткнулся, а то сидел бы в грязной холодной луже. В конце концов мне надоело делать все эти выкрутасы. С небольшого размаха я ударом предплечьями сорвал захват, обычной подсечкой сбил его на землю и с некоторыми угрызениями совести выполнил удар зимним ботинком в голову, парень успокоился.
Совесть меня мучила потому, что вроде бы как не было особой необходимости так зверствовать, но я не стал рисковать. Рядом была группа молодежи, и не известно как бы она повела себя если бы мой противник попросил помощи. Думаю, если бы ему помогли, и дела пошли бы не в мою пользу, он дольше всех прыгал бы на моей голове, демонстрируя своей девушке как он ее любит.
Оставив лежащего, я неторопливо пошел, внимательно следя за группой. К некоторому моему удивлению на меня никто не обращал внимания. Через некоторое время они видимо заметили лежащего и пара ребят пошли его поднимать. Начав с пинков, они со словами: "Говорили же тебе больше не пей", - стали его поднимать. К этому времени я уже ушел на приличное расстояние и дальше спокойно продолжал свой путь.
Этот случай поставил крест на моих занятиях айкидо. Я решил больше не тратить силы и время на то, что малоэффективно за пределами спортзала. Однако интерес к мягким боевым искусствам я не потерял. В конце века это привело меня в группу тайцзи-цуань. В тайцзи-цуань меня интересовало упражнение, которое называется "толкающие руки". Это различные толчки в сочетании с мягкими уходами, протяжками и т.п. Все это на продвинутом уровне может сочетаться с бросками, заломами, ударами. Подобного типа упражнения в бузе называются "прилипалы", есть они и в системе Кадочникова
Записываясь в секцию, я сразу стал проситься в старшую группу, так как знал, что новичкам "толкающие руки" не дают. Поначалу тренер был против, но коммерческий интерес пересилил методические правила, и меня взяли. Начались тренировки. Мы выполняли различные упражнения, отрабатывали формальные комплексы, тренировались в "толкающих руках", медитировали, прокачивали энергию по каналам и т.д. и т.п.
В зале царила атмосфера буддийского монастыря, звучала медитативная музыка, все кроме меня были одеты в китайские костюмы. Строго соблюдались различные ритуалы. Очутившись в зале люди входили в состояние внутренней сосредоточенности и отрешенности от внешнего мира. Все улыбались, но никто не смеялся, были вежливы, но холодны. Тренер изображал из себя маленького Будду и требовал соответствующего к себе отношения.
К тому же от меня постоянно требовали, чтобы я купил себе такой же как у всех костюм. Одним словом, тоска лютая. Но мне были интересны скрытые возможности тайцзи-цуань, и я продолжал заниматься.
На одном из занятий тренер решил провести соревнования по "толкающим рукам". Подобного рода состязания среди любителей китайских единоборств проходят сейчас во многих странах мира. Правила просты, надо либо вытолкнуть противника из круга, либо заставить коснуться пола любой частью тела кроме стоп. Тренер поставил нас около нарисованного на полу круга и вызвал первую пару. Они соединили руки, и начался китайский народный танец. В тайцзи-цуань все упражнения, связанные с "толкающими руками", объединены в формальные комплексы различной сложности. Последовательность движений в них строго определена и не допускает никакой импровизации. Когда занимающие выполняют достаточно сложный комплекс это похоже на танец. У ребят, которые были в кругу, стояла простая задача выпихнуть противника, но они находились в особом состоянии сознания и стремились в защите демонстрировать мягкость, а в атаке - энергетическую наполненность. Они пропускали через свои руки потоки энергии, пытаясь сдвигать ими противника, тот же в свою очередь, чувствуя направленный в свою сторону поток, защищался от него, даже не допуская грубого прикосновения руки к своему телу. В результате, у тех кто был в кругу, получался несколько измененный вариант одного из выученных комплексов. Так они состязались, пока один из них не заступил, увлекшись движениями рук, за круг. Проигравший ушел, вышел следующий, все повторилось. Зрители наблюдали за происходящим с полным пониманием, казалось, что они видят движение энергии от одного бойца к другому. В зале установилась особая атмосфера, как будто происходит что-то очень таинственное, эзотерическое. Любой даосский отшельник почувствовал бы себя здесь своим. Так было до тех пор, пока в круг не вышел я. Забавы, где надо кого-нибудь вытолкнуть, мне были известны с детства в виде игры "Царь горы". Кроме того, я их периодически использовал на своих тренировках вместо спаррингов. В центре круга мы с победителем всех предыдущих пар соединили руки, тренер дал комаду к началу, и я обычными толчками вышвырнул своего партнера из круга. Я не был затянут в "энергетическую воронку" и не столкнулся с "полевым барьером". Было ощущение, что толкаю человека с несколько нарушенной координацией движений и который слегка не в себе, то есть он неадекватно реагировал на происходящее
Среди присутствующих воцарилось недоумение: как новичок, еще даже не сформировавший энергетическую жемчужину, сумел победить представителя внутреннего боевого искусства, нижний дянь-тань которого бурлил от переполнявшей его энергии ци?
Со мной в пару встал следующий человек. Он расслабился, сосредоточился и вылетел из круга быстрее первого. Примерно таким же манером через круг прошла вся секция. После этого встал тренер, до этого сидевший в специальном кресле, и объяснил, что все они были поражены моей агрессивной ци, так как. не сумели удержать внимания на нижнем дянь-тань и сохранить непрерывность циркуляции энергии по малой микрокосмической орбите. Далее он предложил еще раз желающим потолкаться со мной в кругу. Из группы выделилось несколько мужиков, которые захотели еще раз со мной побороться. Они собрались около круга, остальные же сели на пол и стали медитировать о кармических причинах своего поражения.
В этот раз бороться было гораздо труднее. Мужики настроились меня выпихнуть из круга, но им сильно мешали установки тренера, из-за которых они никак не могли состязаться со мной и одновременно следить за своей ци. Постепенно, от соступа к соступу они начали раззадориваться. В этот раз я их не столько выталкивал, сколько разными способами сбивал на пол. Это, наверное, и помогло им очнуться. Глаза заблестели, пошли шуточки, одни закатали рукава, другие вообще сняли с себя китайские курточки. Атмосфера в зале в корне поменялась. Передо мной стояли крепкие русские мужики, которые решили поменяться со мной местами. И я понял, что теперь в кругу мне не удержаться.
Изменение атмосферы заметил не только я. Медитирующие стали чувствовать себя не в своей тарелке, их буддийские лица излучили ненависть. Тренер понял, что события развиваются не по тому сценарию. Стало ясно, что если меня одолеют, забыв про ци, то ему трудно будет объяснить, зачем же она тогда нужна, если без нее все гораздо лучше. Поэтому он остановил наше состязание, дал команду одеться по форме и объяснил, что я - энергетический вампир, сумевший пробить их защитное поле и забравший их ци. Что только те, кто сидел и медитировал, сумели ее сохранить. Он пояснил, что еще не давал способы защиты от таких типов как я, поэтому они и не смогли мне противостоять. Но он их еще даст тем, кто будет этого достоин.
Я уж думал, что на этом все и закончится, но далее произошла вещь для меня совершенно неожиданная. Тренер предложил потолкаться с ним. Ситуация мне очень не понравилась. Я считаю, что нельзя подрывать авторитет человека, ведущего тренировку, вне зависимости от его уровня подготовки. Не нравится - уйди. Это определенный кодекс поведения. Поэтому решил, что сначала немного поупираюсь (все же интересно было ощутить на себе его искусство), а потом, если это будет нужно, дам себя вытолкать.
На самом деле ситуация была не в пользу моего противника. Он был выше меня ростом и легче килограммов на 6-7. При такой разнице в телесных пропорциях я имел преимущество, но он решил побороться. Мы начали. Мужчина он оказался очень конкретный, стал толкать и дергать сильно и жестко. Ничего волшебного, эзотерического или энергетического я не заметил.
Убедившись, что в его действиях нет ничего особенного, я решил сваливать. Но не тут-то было. Он не давал мне случая выйти из круга. Я начал думать, что он решил все закончить каким-то эффектным способом, чтобы вправить мозги своим ученикам. Так оно и оказалось. Когда его пальцы первый раз воткнулись в меня, а были они очень крепкими, я аж подпрыгнул. Со стороны это наверно было похоже на энергетический удар, это было видно по тому, что среди учеников прокатилось оживление, особенно среди медитаторов. Мой противник не только тыкал в меня пальцами, но и при возможности очень болезненно защипывал мышцы и кожу. Спасаясь от такого воздействия, я стал сбивать его руки, не давая до себя даже дотронуться. Про толчки уже и речи не было. Руки у него были и так длиннее чем у меня. А с вытянутыми пальцами мне до него было тем более не дотянуться, а он меня гонял по всей площадке, при этом практически без контакта.
Атмосфера в зале пришла в исходное состояние. Присутствующие воочию убеждались в превосходстве искусства над грубой силой. Но наше состязание еще не закончилось. В один из моментов, когда я, стоя на месте, сбивал приближающуюся ко мне ладонь, он согнул руку, пропуская мое движение, и жестко ударил меня локтем в грудь. Это было явное нарушение им же объявленных правил. Меня все достало, я нырнул вниз, схватил его за ноги и резко дернул вверх. Такого поворота событий он явно не ожидал. Кроме того, судя по всему, он совершенно не уделял внимания отработке техники страховки при падении и в результате приложился о пол всей спиной, да еще ударился головой, которая после контакта с досками подпрыгнула как мячик. Надо полагать, что в результате падения, его ци прекратила свое движение и мой противник секунд на 20 забыл как дышать.
Поспешно вскочив на ноги, он сделал несколько дыхательных упражнений, всячески стараясь скрыть свое состояние. Затем голосом человека, получившего в пах, объяснил мне, что такие приемы запрещены в соревнованиях по тайцзи-цуань. Я сказал, что не знал. После этого между нами возникло полное взаимопонимание, возникающее у двух зарубившихся бойцов, которые поняли, что если продолжить в том же духе, то произойдет никому не нужное взаимное убийство, и что надо притормозить.
Тренер предложил продолжить состязание. Мы соединили руки и начали китайский танец, такой как в начале всего занятия. Никто не хотел зарубаться, все было мягко и красиво. Увлеченный движениями рук, я не заметил, как он вывел меня из круга. Победа осталась за ним. Все были довольны, и все остались при своих убеждениях. После тренировки ко мне подошел староста группы и сказал, что у меня очень низкий уровень подготовки и мне еще рано заниматься в старшей группе. После чего предложил перейти в младшую, чтобы пройти весь курс с самого начала. Стало ясно, что это была моя последняя тренировка в этой секции. После этих событий мой интерес к "мягким" боевым искусствам истощился.