Шведская поп-группа, имевшая в 70-х годах едва ли не самый большой коммерческий успех повсюду, кроме США.
Основателями группы были музыканты, певцы и авторы песен Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон. Бьорн Кристиан Ульвеус (р. 25 апреля 1945, Готенбург) еще в школе организовал свою первую группу WEST BAY SINGERS. Они играли на акустических гитарах и пели американский фолк на уличном празднике, где их заметил импресарио Стиг «Стиккан» Андерсон, который перевез группу в столичный Стокгольм, переименовал в HOOTENANNY SINGERS и предложил контракт со своей новой фирмой Polar Records. Йоран Брор Бенни Андерссон (р. 16 декабря 1946, Стокгольм) в 1964 получил место пианиста у HEP STARS, героев местного рок-н-ролла, сделавших за два года пятнадцать заходов в чарты, включая сочиненный Андерссоном шведский хит номер один Sunny Girl.
Впервые Бьорн и Бенни встретились на вечеринке в Вастервике весной 1966, где решили, что им следует сочинять песни вместе. Однако их альянс не состоялся, пока в 1969 группа HEP STARS не распалась. На концерте в Мальме Бенни познакомился с певицей Анни-Фрид Люнгстад-Фредрикссон (р. 15 ноября 1945, Нарвик, Норвегия). С тринадцати лет она пела с разными группами и даже выступала на песенных фестивалях в Японии и Венесуэле. Тогда же Бьорн услышал по радио, как поет собственную песню I Was So In Love Агнета Фальског и решил ее пригласить в группу. Агнета (р. 5 апреля 1950, Йонкопинг) профессионально работала на сцене с пятнадцати лет, а двумя годами позже подписала сольный контракт с CBS-Sweden (к началу 70-х годов ее дискография насчитывала четыре альбома на местной фирме Cupol).
Впервые вся четверка собралась для записи телепрограммы в Стокгольме, а начала петь вместе с ноября 1970. В 1971 Бенни и Бьорн заключили с Polar новый контракт — уже как авторы и продюсеры — и начали записывать собственный материал, в котором обе девушки участвовали как бэк-вокалистки. Polar издала их альбом Lycka с песнями на шведском языке и сингл People Need Love, вышедший в США на Playboy Records. В июле 1971 Бьорн и Агнета поженились. Бенни и Фрид последовали их примеру лишь в октябре 1978, когда группа была в расцвете популярности.
В феврале 1973 песня квартета Ring Ring, отвергнутая комиссией конкурса Евровидения, была записана на шведском, немецком, испанском и английском языках и возглавила чарты в Швеции, Австрии, Голландии, Бельгии и ЮАР. На обложке сингла впервые (по настоянию Стиккана Андерсона) стояла аббревиатура ABBA. В 1973 вышел и первый альбом группы Ring Ring. 6 апреля 1974 песня ABBA Waterloo с абсолютным перевесом (20:1) победила на конкурсе Евровидения в Брайтоне. Waterloo положила начало беспрецедентной последовательности из восемнадцати хитов подряд в британской десятке, восемь из них достигли вершины: Mamma Mia (1976), Fernando (1976), Dancing Queen (1976), Knowing Me, Knowing You (1977), The Name Of The Game (1977), Take A Chance On Me (1978), The Winner Takes It All (1980), Super Trouper (1980). Верхнюю строчку чартов занимали также восемь альбомов группы, начиная с Greatest Hits. Достижения четверки за океаном были куда скромнее: только Dancing Queen в апреле 1977 неделю держалась на вершине списка. Три альбома стали в Штатах «золотыми» и только ABBA — The Album (1977) стал «платиновым».
В июне 1976 ABBA выступала перед королем Швеции накануне королевской свадьбы. В феврале 1977 они совершили первое британское турне (на два концерта в королевском Альберт-холле (11 тысяч мест) поступило 3,5 миллиона заявок). Значительную часть этого года группа провела в мировом турне, финальная часть которого (в Австралии) была отснята для фильма «АББА». 8 января 1980 квартет принял участие в благотворительной акции UNICEF в Нью-Йорке и передал организации все доходы от сингла Chiquitita. В сентябре 1979 концертом в Эдмонтоне (Канада) ABBA открыла свое первое американское турне.
Хотя Андерссон и Ульвеус сами записывали инструментальное сопровождение, в записях группы принимали участие многие местные музыканты. Костяк группы сопровождения составляли гитарист Ян Шаффер, басист Рутгер Гунарссон и барабанщик Эла Брюнкерт. Если не касаться мелодической стороны (а Бенни и Бьорн, несомненно, одни из наиболее продуктивных мелодистов после Леннона и Маккартни), музыка ABBA едва ли представляла собой нечто уникальное: вокальные аранжировки недалеко ушли от манеры поп-групп 60-х годов (RONETTES, CRYSLALS и, особенно, MAMAS & PAPAS), звучание в целом напоминало Фила Спектора с его «Стеной Звука», а тексты балансировали на грани явной банальности и наивной романтики.
С зимы 1981—82 активность группы заметно пошла на спад. В декабре 1982 вышел последний записанный вместе сингл ABBA Under Attack (№ 26 в Британии), хотя их последним хитом стала Thank You For The Music (№ 33).
Агнета в конце 1982 продолжила серию своих соло-альбомов диском Wrap Your Arms Around Me. В Британии хитом стала The Heat Is On (№ 35), а в США Can't Shake Loose (№ 29). В 1985 вышел еще один альбом Eyes Of A Woman. Фрид, первый сольный альбом которой Somethings Go On вышел еще в августе 1982, в 1984 выпустила альбом Shine, после чего надолго пропала со сцены и лишь в 1996 издала на шведском лейбле Anderson Records (и на родном языке) альбом Deep Breath.
Активность мужской половины квартета резко угасла: они сочиняли песни (хотя так и не издали ничего), занимались продюсированием для Polar, а также работали с либреттистом Тимом Райсом (Jesus Christ Superstar, Evita и т. д.) над мюзиклом Chess (о шахматном чемпионате), который в 1984 вышел на RCA, а в 1986 был впервые поставлен на сцене в Лондоне.
Новый рост популярности ABBA, как и всей музыки времен диско-бума, начался в 1992. Polydor переиздал все хиты группы на двух компакт-дисках, а также соло-альбомы Агнеты и Фрид; ERASURE сделали мини-альбом осовремененных каверов ABBA-esque, а австралийская группа BJORN AGAIN добилась короткого, но шумного успеха с точно воспроизведенным и хорошо узнаваемым звучанием группы ABBA.
Кто помнит и любит пишите!