под спойлером небольшой анализ. писался прошлым летом на спор.
повторюсь, живьем это звучит... да, пожалуй лучше
Автор сего труда страдает крайне дотошным отношением к музыке и просит рассматривать нижеприведенный анализ с учетом этого качества. Также а. просит не удивляться тому, что в анализе практически ничего не сказано о текстах песен. Это связано с крайним извращением мозга а. и, как следствие, полное отсутствие внимания в сторону текста, хотя а. и отдает себе отчет в том, что слова являются очень важной частью вокально-инструментальных композиций.
Творчество Muse, безусловно, является очень ярким и выделяющимся явлением. Почему, спросите вы? Потому что в их произведениях присутствует
1. Разнообразная гармоническая основа произведений, включающая в себя не избитые модуляции (модуляция – относительно плавный переход из одной тональности в другую).
2. Интересная и качественная инструментовка. Начиная от очень точной и филигранной партии ударных (как следствие, игра с восприятием метра.
Альбом Origin of Symmetry. Screenager), заканчивая нетривиальным использованием инструментов. (например, орган в качестве гармонической основы и ведущего инструмента
Альбом Black Holes. Invincible. Или же Лютни в качестве раскачивающегося аккомпанемента в
Альбом Absolution. Blackout). Можно еще долго говорить про роль оркестра и роль партии фортепианно в их музыке, но об этом позже и подробнее.
3. Вокальные данные и особенная синкопирующая, запаздывающая манера пения солиста.
Собственно, вышеприведенные критерии могут претендовать на объективные, так как их можно или проанализировать или же привести статистику в сравнении с остальными группами похожих направлений. Что же касается того, нравится или не нравится, приводит к „драйву” или нет – это уже дело субъективных предпочтений. Однако то, что творчество Muse является качественным музыкальным материалом – в этом сомнений нет.
5 студийных альбомов и каждый раз группа не стоит на месте – это привело к тому, что многие поклонники их творчества ожидали тех же скачков, которые были и ранее. Тем ни менее, Resistance вызывает крайне противоречивые мнения даже у тех, кому импонирует стиль Muse. И, если бы альбом с подобными композициями выдал коллектив, чьи достижения могли бы быть оценены до того выше среднего, а. и не пререкалась бы и оценила альбом достаточно высоко. Но… noblesse oblige - положение обязывает. Приступим непосредственно к разбору.
1.
Uprising. Вполне уверенная в себе вещь, которая четко стоит на опорах малоподвижного баса. С помощью него подчеркиваются лишь основные гармонические функции (тоника, субдоминанта, доминанта) и столь любимая Muse комбинация в миноре третьей и седьмой повышенной ступени. Однако нельзя сказать, что это так давит на уши – избежать этого эффекта удалось за счет лигатно-портаментного исполнения вокала в припеве с сопровождением разложенных аккордов (в виде арпеджио), что создает более мягкую линию.
Единственным минусом композиции можно назвать довольно незатейливый гитарное соло. У него всего три элемента, оно на удивление формально и повторяется без каких-либо изменений, что весьма нехарактерно для muse с их частыми импровизационными вставками. Почему незатейливый? Потому что здесь как раз эффект опор очень усилен – мало того, что бас продолжает держать четкую ритмическую и гармоническую структуру – к этому присоединяется еще и верх «партитуры». В басу звучит ля, в вверху также звучит «ля» в элементе скрытой полифонии. Причем не просто звучит, а все время повторяется, как бы говоря: «вот здесь звучит ля, ля, ля, ля, значит это доминанта к ре минору, значит сейчас будет ре минор», что и происходит (3:26).
В целом – весьма хорошо сделано.
2.
Resistance. Композиция не стандартна по структуре формы, отличается очень мьюзовским звучанием – один слой держит элемент на legato, довольно быстрое дробление у ударных, и проводящее мелодию фортепиано. Если несколько раз подряд прослушать предыдущую песню, то вначале возможно ощущение де жа вю из-за того, что и в первой и во второй композиции очень активно используются арпеджио, однако если слушать по отдельности, такого ощущения, естественно, возникать не может. Здесь не столько минус композиции, а ее особенность заключается в том, что к концу, примерно на 4:30 начинаются постоянные отклонения и модуляции, которые не приходят ни к какой точке, а обрываются, оставляя ощущения незаконченности, после чего слышится арка вступления, в которой тоже нет разрешения, а только зависания. Своеобразный знак вопроса.
Концепция? Конечно же. Странно, но интересно.
3.
Undisclosed desires. С первых секунд прослушивания песни, простите за субъективность, я была несколько ошарашена. Одни ударные и пиццикато струнных, звучащих сухо, совершенно не цепляя никакие обертона. Фактура очень сухая, очень лаконичная, уху не за что зацепиться. Припев порадовал наличием басов и возрождением этой самой фактуры, однако дальше наслоения не произошло. Момент на 2:30 – оставляется лишь инструменталка и ничего. Никаких импровизаций, соло, подключений других инструментов. Скелет музыки.
Концепция? Как знать.
4.
United states of Eurasia. Настоящий пример полистилистики. Помимо стиля muse, здесь присутствуют Queen, использование „восточной” пластики в мелодии (для нее характерна увеличенная секунда, которая и используется в композиции) и второй ноктюрн Шопена. Соединить это все в одной песне так, чтоб это было вообще можно слушать, могли только Muse. Композицию по форме можно сравнить с
Богемской Рапсодией Queen, однако, все-таки, есть кое-какие неясности в этом всем смешении. Если задержание к си-бемоль мажору на subito в духе Меркьюри на 1:18 весьма органично (хотя и довольно необычно) и будет и дальше присутствовать, то вот восточные интонации присутствуют лишь в проигрышах, а на общий ход мелодии уже дальше никак не влияют.
Собственно, о влиянии Queen, тут можно говорить много. Партия гитары, напряженные задержанные по времени разрешения, подключение мощных пафосных хоров, сама форма произведения. Подражание не так уж и плохо, если это не совсем подражание и тем более речь идет о столь знаменательной группе. Однако это нетипично для muse – до этого момента нельзя было говорить о таких открытых использованиях приемов других авторов.
Что же касается
Второго ноктюрна Шопена, то меня удивляет то, насколько небрежен пассаж, подводящий к началу цитирования. Если в
Альбоме Absolution. Butterflies&Hurriacanes подводящий элемент к цитированию композитора состоит из крупной техники и элементов, которые активно использовал сам Рахманинов, то подобный прямолинейный хроматический пассаж для Шопена совершенно не характерен.
Необычно? Да. Все ли органично? Под вопросом.
5.
Guiding light. Начало очень напоминает
Queen Made in heaven. Очень целостная композиция. Кстати, я заметила, если посмотреть, какие песни были написаны у muse в до мажоре, то обнаружится, что эта тональность – наиболее светлая, открытая по звучанию, пафосная и радостная. Для сравнения предлагаю послушать
Альбом Black Holes. Invincible и
Альбом Black Hole. Knights of cydonia. Они не особо любят проводить какие-либо модуляции, ограничиваясь отклонениями (модуляция – плавный длительный переход в другую тональность; отклонение – кратковременный переход в другую тональность с возвращением в прежнюю). Здесь мы видим, а точнее слышим лишь до мажор и гармонический до мажор. Однако подобные нечастые смены тонального плана уместны благодаря очень размеренному и не располагающему к изменениям ритму.
6.
Unnatural selection. Вступление такого же характера, что и во второй песне альбома. Затем забористая партия гитары. Рисунок очень напоминает
Hysteria. Достаточно ритмично, даже очередное «запаздывающее» распевание по тому же арпеджио (достаточно много его в этом альбоме) не снижает темпа. Но вот что его действительно снижает, так это вставка с 3:18. Все бы ничего, однако достаточно долго эта вставка вертится на месте. Композиторы не двигают ее из одного эмоционального состояния, маринуя в собственном соку тональности соль минор. Гитара с 4:40 достаточно красноречива, однако один и тот же бас соль-ре-мибемоль-до-сибемоль-додиез-ре-фадиез все больше и больше довлеет, однообразно повторяясь. (для сравнения, у них выходило держать в состоянии и меняться.
Space Dementia ) После этого, при возвращении к быстрому темпу, было бы логично после такого раскачивания дать более мощную и насыщенную фактуру у кульминации, однако подобного уплотнения не последовало.
7.
MK Ultra немного возвращает нас к стиллистике Альбома Black Holes. Интервальный рисунок возвращает нас к Unnatural selection. Все достаточно интересно и качественно сделано. Лишь один момент на 1:21 вызывает у меня смущение. Muse для записи трех последних композиций пригласили оркестр. Здесь же явно играют электронные скрипки, обертонов не слышно, что очень простит звук. Однако потом, когда этот элемент повторяется с другой инструментовкой, он звучит очень и очень интересно.
8.
I belong to you. Вспоминая Undisclosed desires становится очевидно, что в альбоме muse стали эксперементировать с более легкими стилями. Придраться не к чему, пока не начинаются переходы в неоромантическую сферу. На момент 2:10, происходит очень, очень резкая смена декораций. Ритенуто, которое так подчеркнуто ударными грубо режет фактуру и последующие пассажи совсем выбиваются из контекста. Тем ни менее, далее, после subito на 2:50 все ускорения и замедления звучат очень убедительно, потому что ударные их так грубо не структурируют. Отдельное спасибо за замечательный переход, который связал эту вставку с последующей частью. (4:25) Хочется отметить, что очень умело использована смена звука с плотноватого туше на более легкое взятие аккорда, которое и позволило так хорошо вклиниться в последующий темп.
Продолжение следует…