Лекция №1 Гендальфа Белого.
Итак, сейчас у меня не было конкретной темы для лекции, поэтому я и не буду вдаваться в конкретные подробности какого-либо жанра. Поговорим о построении произведения в целом.
Стандартная конструкция любого сравнительного небольшого рассказа, повести или пьесы содержит 3 основных части: введение, основное действие и концовка. Разберём их по порядку.
Введение (или вступление – кому как угодно) – это начало произведения, вступительный аккорд, так сказать. Первое, на что смотрит читатель, когда думает, стоит ли ему читать какую-либо книгу, – это, конечно, её название. Но когда название заинтересовало и читатель принимается за своё дело, он, как и понятно, наталкивается на вступление. Поэтому эта часть рассказа особенно важна. Если введение отличается затянутостью, скудностью слога или отсутствием действия, велика вероятность, что на введении чтение вашего произведения и ограничится. Так что совет очень прост: постарайтесь хорошо продумать начало своего крео, не рассчитывая, что потом, мол, наберёте обороты и повергните аудиторию в шок. Просто этой аудитории может не возникнуть.
Однако сказанное выше отнюдь не означает, что с самых первых строк вы должны развернуть перед читателем умопомрачительный экшен или бурю любовной страсти. Наоборот, начало активного действия со вступления считается слабостью автора. Профессиональные писатели умеют заинтересовать читателя какой-нибудь небольшой деталью, создать интригу, а главные события переносить во вторую часть, где им и место. Впрочем, ничего страшного, если у вас это не получится. Существует множество подходов к введению, например: начало произведения с его конца; описание какой-либо истории, произошедшей задолго до основных событий; раскрытие ситуации в целом как бы «от автора» и т.д. Ваша задача – выбрать метод, более всего подходящий вам, и использовать его.
Основное действие говорит само за себя. Тут-то вам и предстоит показать себя во всей своей красе. Поскольку в этой части всё зависит от жанра, переходим к последней.
Концовка важна не менее вступления. Человеческая память устроена так, что лучше всего запоминаются начало и конец. Поэтому «забивать» на данную часть ни в коем случае нельзя. Более того, я советую продумать концовку ещё в самом начале написания. Это поможет вам не забросить произведение в период творческого кризиса, ибо у вас будет видимая цель, к которой нужно вести повествование.
Концовки, конечно же, отличаются разнообразием, но среди них легко выделить 3 основных вида: хэппи-энд, трагедия и неопределённость. С последним видом концовок надо быть особенно осторожным, поскольку многих такие финалы бесят. Его лучше выбирать, когда вы подумываете о продолжении. Если же сиквел вы писать точно не намерены, тогда стоит обратиться к первым двум видам концовок.
При выборе между хэппи-эндом и трагедией следует помнить, что первый тип концовок проще для написания, нравится большинству детей, блондинок и просто уставшим от житейских проблем людям, однако он дальше от реальности, а поэтому за полный розовых соплей хэппи-энд вы можете получить полные презрения отзывы матёрых читателей (что и случилось с Ролинг, кстати). Трагедия куда больше похожа на реальную жизнь, так что, выдержав на уровне такую концовку, вы приобретёте куда более серьёзный читательский состав. Но и тут, как и везде, нельзя переборщить. Так называемый «тотальный маздай» (гора трупов без надежды на воскрешение) довольно-таки мало кому нравится, да и при серьёзной работе над произведением может втянуть самого автора в затяжную депрессию. В общем, в начале пути обязательно старайтесь не вдаваться в крайности.
Разумеется, вид концовки во многом зависит от жанра произведения, то есть от основного действия. Но это уже отдельный вопрос. По поводу него мы, надеюсь, поговорим в дальнейшем. На сегодня же это всё. Творческих успехов!