Лекция весёлого олигофрена №1
Всем привет, уважаемые!
Начну я, как и положено, с начала. И никакой тавтологии тут нет. Любое литературное произведение с чего-то начинается. Именно об этом я и хочу поговорить.
К сожалению, очень распространенной практикой среди наших авторов является следующее. Сидел себе такой молодой талант, как говорится «чухал репу», вдруг осенило его. Схватил он ручку/клаву и быстренько, пока не прошло вдохновение налабал несколько абзацев/строф. В принципе, ничего плохого тут нет, наоборот, всё замечательно. Да вот беда, частенько такие юные дарования даже перечитать написанное ленятся. Поскорей открывают любимый сайт и выкладывают свой «шедевр». А ведь это откровенное неуважение к читателю. И в первую очередь к своему таланту. Но речь даже не об этом.
Любое литературное произведение – рассказ, стихотворение, роман, статья, поэма, эссе – начинается с мысли. Я твердо убеждена, пока в голове автора не сложился образ его творения, нечего напрасно насиловать бумагу/компьютер. Ничего путного из такого творчества не выйдет. Автор должен все прочувствовать, для него то, о чем он хочет написать должно стать осязаемым, живым. Тогда и читатель поверит в реальность описываемых событий. Что далеко ходить? Уж завсегдатаи нашего форума наверняка не раз читали или слышали о том, что Роулинг придумала мир Гарри Поттера задолго до того, как села за написание первой книги. И тогда уже знала, чем кончится вся серия. А многие ли наши авторы, садясь за клавиатуру, хорошо представляют себе, куда заведет их фантазия? Я не хочу сказать, что надо сознательно отказывать себе, когда возникает желание писать. Писать надо! Это полезно, это развивает речь, формирует слог, помогает упорядочить свои мысли. Но и считать свои наброски законченным литературным произведением тоже не стоит.
Второй и немаловажный момент. Личный опыт. Правда жизни. А фантазия на что? – быть может попытаются мне возразить. Ну что ж… отвечу. Фантазия – это первое, что нужно автору. Но с одной лишь фантазией не напишешь даже сказку. Ведь чтобы сказка стала по-настоящему сказочно-достоверной автор должен внести в нее дух реальности. Недаром мы хорошо отличаем русские сказки того же Бажова от немецких сказок Гофмана или французских Перро. А все потому, что в свои сказочные миры эти гениальные писатели внесли такие знакомые им, привычные мелочи. Описания быта, природы, обычаев. То, что сами хорошо знали. Это и сделало такой правдивой сказку о Щелкунчике или сказание о Хозяйке Медной горы.
А что же наши начинающие литераторы? Через одного пишут о Джеках, Мелиссах и Изабеллах, живя в обычных российских или украинских городах и общаясь в жизни с Игорями, Дашами и Настями. Вот и получаются у них американские города похожие на декорации к дешевым сериалам, а герои картонные, надуманные, неживые.
А ведь можно и по другому. Хочется, чтобы героиня непременно была Мелисса? Ну и ладно, черт с ней. Но ведь и эта придуманная Мелисса должна быть человеком. Девушкой, которая о чем-то мечтает, что-то ненавидит, что-то любит, чем-то увлекается. Ну не может человек не иметь никаких привычек и быть зацикленной только на своей неземной любви к какому-нибудь Дениэлу. Чем, по сути, отличается та же Мелисса от вашей подруги Кати или Иры? Да ничем. Возьмите любимые словечки одноклассницы Даши, внешность соседки Лены, привычки… да хоть свои! Вот и получился образ живой, реальный и в тоже время плод вашей фантазии. Но такой, в которую веришь, которой начинаешь сопереживать и сочувствовать.
И ведь так во всем. Описывая зиму в Лондоне надо заглянуть в географический справочник. Узнать климатические условия – температуру воздуха, как часто там идет снег, как долго он лежит, какие ветра дуют. А еще неплохо бы разжиться картой города с названиями улиц. И вперед – описывайте. Только вспоминая, например, свою прогулку по родному городу в ноябре. И читатель поверит, не сомневайтесь.
Но идеальным вариантом было бы конечно писать о том, что сам хорошо знаешь. Что сам прочувствовал, пережил, видел, ощутил. Именно тогда и слова найдутся искренние, и образы будут яркие, запоминающиеся.
Поэтому советую всем – будьте внимательны! Запоминайте всё! Фиксируйте свои ощущения – в радости и в горе, в любви и в разлуке. Как звенят вечером комары, как тают на языке снежинки, вкус пирожков с капустой, запах цветущей сирени. Все это вам пригодится. А самое главное – смотрите вокруг себя широко открытыми глазами, впитывайте в себя жизнь.
Тогда вам будет о чем писать. А нам – о чем читать.
Удачи!