Первая лекция.
Несколько советов перед началом написания произведения.
1. Частый повтор слов, особенно – существительныхЧастый повтор слов, особенно существительных, приводит к неверному восприятию читателя тексту. Это вызывает отвращение к тексту и отрицательные эмоции относительно автора, потому, дабы просто приятно было читать самому, лучше заменять слова синонимами, русский язык же так богат ими.
Кстати, употребление различных слов часто указывает на знания языка у автора, что уже позволяет судить о том, каковы будут его дальнейшие произведения.
2. РазнообразиеЕсть два типа произведений, которые читаются одинаково хорошо, но для каждого читателя по-разному. Первый тип не требует разнообразия и красивых фраз; этот тип довольствуется весьма скудными и банальными фразами, но, есть же такое выражение – краткость – сестра таланта, - этот тип текста многим нравится своей простотой и незамысловатостью. Второй же тип наоборот, требует ярких, длинных фраз с описанием, чтобы в нём было видно всё – от внешнего облика предмета до чувств, которые вызывает у автора этот субъект. Выбрать надо только один тип текста и использовать его на протяжении всего произведения, не перескакивая с типа на тип.
3. Знание конца сюжетаЕсли Вы начинаете писать что-то, не зная конца сюжета, или хотя бы его предположительной концовкой, то Ваш сюжет может стоять на месте, возвращаясь на то, что уже было. Соответственно, это приведёт к тому, что у всех пропадёт желание читать далее, а у Вас – желание продолжать писать, вообще, не это произведение, а что-либо ещё. Лучше продумать, чем начнётся, что будет в середине, чем закончится. Если вдруг захочется что-либо добавить или изменить, то это не проблема, но каркас-то должен остаться прежним, а внешние данные, середина, остаётся прежней.
То же самое касается и этюдов. Там нужно как начало, так и конец, а что будет между ними – не суть важно. О роли начала и конца в произведении поговорим немного позже.
4. Концовка/вступление и их роль в произведенииНачало произведения даёт возможность поверхностно ознакомиться с тем, о чём будет идти речь дальше. Начало, как начало новой жизни, указывает на возможные изменения сюжета, на то, чем он кончится. Но, вне зависимости от того, каким будет середина, основная часть произведения, начало объясняет конец. А конец, в своей мере, - начало. То есть то, что не было ясно в начале, то, к чему пришлось прийти через целое произведение, хотя намёки, тонкие, но были в начале, и объясняет конец. Они взаимосвязаны. Если вникнуть в суть конца или начала, то можно узнать всё произведение, весь сюжет. Но это не означает, что не стоит раскручивать середину только потому, что начало объясняет конец, и наоборот. Нет. Наоборот. Иначе будет скучно.
5. Личный опыт (знания картины до написания/логика)Личный опыт играет немалую роль в написании произведения. Чтобы описать какие-то чувства, реакцию или отношение, надо самому пройти через это, иначе получится каша, если Вы напишете всё по интуиции, благодарите Бога, если Вам удастся попасть, как говорится, «пальцем в небо», а если нет? Тогда весь труд пойдёт насмарку, тем более, если будет у Вас страшный критик-придира. Так что прежде чем что-либо описывать, Вы постарайтесь поставить себя на место героев, как минимум, а если у Вас была аналогичная ситуация – это хорошо. Нет, я не говорю о том, когда кто-то у кого-то умирает, а положительные моменты, моменты грусти и печали.
6. Неповторимость таланта и взглядаУ каждого своё мнение, свой взгляд на то, что он пишет. Не надо подстраиваться под кого-то только потому, что ваши взгляды расходятся. Вы, как автор и вообще, как человек, имеете полное право на своё отношение, своё понимание происходящего. Если мнение читателя не сходится с Вашим – это уже его дела, но губить свой талант из-за какого-то вульгарного читателя не стоит. Приятно же быть незаурядным, верно? И передавайте свою незаурядность другим, через свои литературные произведения.